Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе на примере колонии общего режима г. Санкт - Петербурга.
Задачами дипломной работы являются:
1) характеристика уголовно- исполнительной системы РФ;
2) анализ кадровой политики в уголовно-исполнительной системе;
Введение
Глава 1. Общая характеристика уголовно- исполнительной системы
1.1 Уголовно-исполнительная система Российской Федерации, понятие и сущность
1.2 Характеристика административной деятельности уголовно-исполнительной системы
Глава 2. Формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе
2.1 Понятие кадровой политики уголовно-исполнительной системы
2.2 Требования к отбору и комплектованию кадров уголовно-исполнительной системы
2.3 Регулирование прохождения службы в уголовно-исполнительной системе
2.4 Правовая и социальная защищённость сотрудников уголовно-исполнительной системы и организация проведения воспитательной работы
Глава 3. Анализ и формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе колоний общего режима г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области
3.1 Анализ колоний г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области
3.2 Анализ кадровой политики исправительной колонии №5 УИС ГУФСИН г.Санкт-Петербурга
3.3 Совершенствование кадровой политики УИС ГУФСИН исправительной колонии №5 г.Санкт-Петербурга
Заключение
Литература
Целью кадровой политики в УИС является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового состава органов и учреждений, исполняющих наказания, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым условиям, способного эффективно решать поставленные задачи. Кадровая политика базируется на ряде принципов: приоритетность, системность и комплексность решения кадровых проблем; перспективность, упреждающий характер в принятии решений по прогнозированию кадровой ситуации; доступ всех граждан страны к службе в УИС при неукоснительном соблюдении требований к состоянию здоровья, уровню образования, профессиональной подготовленности, отсутствию судимостей, связей в криминальной среде.
Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], современными дополненными принципами являются: правовая и социальная защита персонала УИС, обеспечивающая законность и социальную справедливость решения кадровых вопросов; повышение социального статуса сотрудников УИС и их престижа. Реализации данного принципа предполагает взаимодействие с органами государственной власти, общественными организациями и объединениями граждан, трудовыми и педагогическими коллективами, ветеранами ФСИН России и МВД России, иных правоохранительных органов, а также осуществлять сотрудничество с центрами занятости и профессиональной ориентации молодежи).
Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], деятельность органов и учреждений ФСИН достаточно разнопланова. Это делает востребованным специалистов различной квалификации – юристов, медиков, технических работников, экономистов, психологов, педагогов и др. Как правило, при кадровом отборе выделяют три группы требований, предъявляемых к сотруднику: деловые, личные и профессиональные качества. Деловые качества определяют общую профессиональную пригодность сотрудника. К ним относятся: наличие специального образования и опыта практической работы; организаторские способности, инициативность, работоспособность; знание юридических и специальных дисциплин, действующего законодательства, ведомственных приказов, инструкций, других нормативных правовых актов и их неукоснительное соблюдение; умение правильно составлять и оформлять служебные документы.
Как показал анализ специальной литературы [13-34], личные качества представляют собой систему характеристик, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе и служат психологической основой для успешного решения стоящих перед сотрудником задач. Они включают: умения устанавливать контакт с людьми, общаться с представителями различных социальных слоев, в первую очередь с осужденными; мужество, выдержку, решительность, находчивость; умение сохранять самообладание в сложных ситуациях; личную дисциплинированность и др.
Среди специальных профессиональных качеств выделяют владение особыми знаниями, умениями и навыками, а также определенные личные характеристики, которые необходимы сотруднику для выполнения им служебных обязанностей в конкретно занимаемой должности. Например, начальнику отряда следует обладать знаниями в области общей и пенитенциарной педагогики, психологии, социологии и иных гуманитарных наук. В его профессионально значимых качествах следует выделить такие, как коммуникабельность, организаторские способности и др.
Как показал анализ специальной это-литературы [13-34], принципы формирования кадрового состава фундаментальная основа всей кадровой политики. В специальной литературе выделяют преемственность, в соответствии с которой кадровый состав УИС необходимо формировать таким образом, чтобы лучший опыт старшего поколения сотрудников усваивался и развивался молодыми работниками, находил в их деятельности свое отражение и динамизм; стабильность руководящих, управленческих и иных кадров как необходимое условие, придающее уверенность, позволяющее обстоятельно изучить доверенный участок, накопить опыт, развить свои способности, успешнее справиться со своими обязанностями в течение достаточно продолжительного времени; обновление кадров подразумевает тот факт, что саму стабильность нельзя превращать в застой, ее вместе со сменяемостью кадров необходимо рассматривать в диалектическом единстве, нарушение которого неизбежно дезорганизует систему управления; демократизм и законность означают подконтрольность и подотчетность кадров всех уровней вышестоящим инстанциям, государственным, общественным, правозащитным организациям в интересах совершенствования деятельности УИС.
Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], кадровая работа в УИС представляет собой реализацию кадровыми аппаратами возложенных на них многочисленных и разнообразных функциональных обязанностей организационного, технического, информационного и иного характера.
Важнейшим направлением кадровой работы является оказание помощи сотрудникам, защита их прав и интересов. В этой связи первоочередного внимания требуют такие вопросы, как укрепление и развитие социальной сферы учреждений, оказание помощи в решении социальных и бытовых вопросов сотрудникам, ветеранам, семьям погибших или утративших трудоспособность сотрудников.
Как показал анализ специальной литературы [13-34], что эффективность функционирования уголовно-исполнительных учреждений зависит в значительной мере от сотрудников, непосредственно работающих с осужденными. Поэтому основное внимание при организации деятельности указанных учреждений в работе с кадрами, организации профессиональной подготовки должно уделяться именно этой категории работников, тем более, что в данной сфере накопилось много нерешенных проблем. В качестве примера можно привести практику их отбора и профессиональной подготовки. Если для назначения, например, руководителей и работников производственной службы существуют достаточно строгие критерии и ограничения, то на должности инспекторско-инструкторского состава, оперативных дежурных нередко принимаются случайные люди, в том числе показавшие свою профессиональную непригодность в других службах. Фактически отсутствуют конкретные по содержанию квалификационные характеристики, строгие параметры профессионального обучения, что обусловило их тщательное научное исследование.
Как показал анализ специальной
литературы [13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], Основу большинства
коллективов органов и
Вместе с тем, как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], в условиях реформирования УИС остаются нерешенными противоречия между: - потребностью исправительных учреждений в высоко квалифицированных юристах, педагогах, психологах, социальных работниках и других специалистах и недостаточной количественно-качественной их подготовкой, прежде всего в образовательных учреждениях Минюста России; - высокой требовательностью к профессиональным знаниям, умениям и навыкам сотрудников исправительных учреждений и недостаточной профессиональной подготовкой их в процессе обучения; - жесткими требованиями служебных отношений подчинения и властвования и необходимостью демократизации, гуманизации отношений с коллегами и осужденными; -необходимостью специалистов быстро приспосабливаться к специфическим условиям исправительных учреждений и слабой разработанностью организационно-правовых и психолого-педагогических основ адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
-современными высокими
Как показал анализ специальной литературы [13-34], качественное улучшение подготовки персонала УИС определяется и тем, что коренное изменение социально-политической системы нашего государства, повлекшее трансформацию экономических и нравственных ориентиров населения, вызвало необходимость повышения и корректировки требований к личности и профессиональному уровню. Как новую тенденцию стоит выделить то, что серьезные знания, навыки и умения в работе с персоналом сейчас требуются все большему числу сотрудников.
Стратегической целью
- обеспечение социальной защиты сотрудников УИС;
- законодательное закрепление порядка прохождения службы;
- формирование системы отбора и подготовки кадров новой формации.
2.2 Анализ отбора и
комплектования кадров
Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], стратегической целью деятельности УИС сегодня признается исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Реализация целевой направленности деятельности системы зависит, прежде всего, от компетентности кадров и степени профессионализма осуществляемой ими деятельности.
Профессионализм сотрудников предполагает высокий уровень сознания, знаний, умений, результатов труда в конкретной сфере, определенную подготовку в области права, психологии, которые относятся к сфере их служебной деятельности. Множественность функций системы (регулирующая, принудительная, организационная, правотворческая и т.д.) требует разносторонних работников, предполагает их интенсивную профессиональную социализацию.
Как показал анализ специальной литературы [13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], в основе профессионализма сотрудников лежат нравственные, общечеловеческие нормы и ценности, среди которых важнейшее место занимают жизнь, права, человеческое достоинство, справедливость. На стадии исполнения наказаний подобные стратегические установки подразумевают реализацию принципов гуманизма, равенства осужденных перед законом, рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных.
В уголовно-исполнительной системе сейчас востребован тот тип служащего, который имеет высокую правовую и служебную подготовку, то есть способен выполнять формализованные требования и нести за них ответственность. Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, различается в зависимости от оснований поступления на работу, должностного положения, выполняемых функций. Так, в силу принадлежности ряда учреждений и органов, исполняющих наказания, к системе МВД Российской Федерации персонал включает в себя сотрудников, имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (сотрудники инспекций исправительных работ ОВД, аттестованный состав ИТУ). Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], требования, предъявляемые к ним, порядок и условия прохождения службы, меры социально-правовой защиты устанавливаются Положением о порядке и условиях прохождения службы в органах внутренних дел Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации, одобренная решением Коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1998г. № 6 км/1., а также уголовно-исполнительным законодательством и подзаконными нормативными актами.
Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], в персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, входят рабочие и служащие (вольнонаемный состав ИТУ) либо просто служащие (судебные исполнители). Требования к рабочим и служащим из числа персонала, порядок и условия их деятельности определяются трудовым законодательством, частично они даны в Исправительно-трудовом кодексе и подзаконных нормативных актах.
В зависимости от принадлежности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, к сотрудникам органов внутренних дел либо к рабочим и служащим дифференцируются и требования, к ним предъявляемые. Так, к персоналу из числа сотрудников органов внутренних дел предъявляются дополнительные требования к возрасту и уровню образования, профессиональным и нравственным качествам личности, здоровью и физическому развитию и т.д. Кроме того, некоторые представители персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, являются руководителями структурных подразделений (отделов, частей, служб) либо всего учреждения, исполняющего наказание в целом. Это в свою очередь обусловливает повышенные требования к ряду деловых качеств личности, а нередко и наличие таких качеств, которые необязательны подчиненным им сотрудникам.
Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, различаются в зависимости от функций, присущих той или иной должности или работе. Они довольно разноплановы. Среди персонала ИТУ можно выделить обособленные группы: оперативно-режимная, воспитательная, производственно-техническая, медико-санитарная и другие категории. Соответственно разнообразны требования к персоналу, к его профессиональным, личным качествам, социально-демографическим показателям. Однако при всем разнообразии можно выделить общие требования к персоналу в процессе исполнения уголовных наказаний и оказания воспитательного воздействия на осужденных.
Прежде всего, как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], персонал из числа сотрудников органов внутренних дел комплектуется из граждан Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Не могут быть сотрудниками персонала лица, решением суда признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, имевшими или имеющими судимость.
Для рабочих и служащих из числа персонала возрастные ограничения для работы в учреждениях и органах, исполняющих наказания, определяются общим законодательством о труде. Минимальный возраст определен возникновением частичной или полной трудовой правоспособности (16 -- 18 лет), максимальный - наступлением пенсионного возраста.
Информация о работе Формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе