Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 17:11, курс лекций
Ювенальная юстиция (от лат. juvenаlis «юношеский» и лат. Jūstitia «правосудие») – система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребёнка.
преступлением, либо выполнение каких-либо работ в интересах
потерпевшего; обязать несовершеннолетнего возвратить законному
владельцу имущество, которым подросток завладел в результате
правонарушения; обязать несовершеннолетнего выполнить работы в пользу
какой-либо организации; применить режим пробации; возложить на
подростка обязанности соблюдения иных разумных дополнительных
условий, которые суд сочтет целесообразными и отвечающими интересам
подростка и общества.
В исключительных случаях подросток может предстать перед судом для
взрослых – по просьбе самого подростка, его адвоката или прокурора. После
передачи дела судопроизводство в отношении несовершеннолетнего
осуществляется по тем же правилам, что и в отношении взрослого лица и ему
могут быть применены те же меры, что и взрослому
6. Новозеландская модель юстиции ювенальной
Ювенальное правосудие в Новой Зеландии осуществляется судебной
системой, состоящей из Верховного Суда и окружных судов, в состав
которых входят суды по делам семьи и суды по делам молодежи.
Особенностью ювенальной юстиции Новой Зеландии является наличие
альтернативы уголовному судопроизводству – семейной конференции.
Помимо семейных конференций широко распространены и другие
средства: посещение полицией дома подростка; по соглашению с родителями
и потерпевшим подростку дают задание – выйти на общественные работы в
своем районе или выплатить компенсацию за ущерб.
7. Элементы ювенальной юстиции в странах СНГ и Балтии
Если суд сочтет возможным исправление несовершеннолетнего без
наказания, то может освободить подростка от уголовного наказания с
применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Практически все законодатели стран СНГ и Балтии отнесли к
принудительным мерам воспитательного характера предупреждение,
8
передачу под надзор родителей либо лиц, их заменяющих, обязанность
загладить причиненный вред, ограничение досуга.
Основные нормативные источники
1. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав и свобод
человека и гражданина – М., 1993.
2. Конвенция о правах ребенка ООН 1989 г. // Сборник международных
стандартов и норм ООН в области
правосудия в отношении
UNISEF, 1998. С.23.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и
дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 но: 1996 г.
и 17 октября 2004 г.) – Минск: Амалфея, 2007.
Тема 2. Особенности преступности несовершеннолетних и ее
профилактика
1.Особенности преступности несовершеннолетних.
2.Личность
3.Криминальные группы
4.Причины и условия
5.Профилактика преступности
Основные понятия: преступность несовершеннолетних, личность
преступника, криминальные группы несовершеннолетних, предупреждение
преступлений
1.Особенности преступности
Основные характеристики преступности несовершеннолетних:
- высокий динамизм;
- высокая латентность;
- групповой характер
- проявление немотивированной агрессии и жестокости.
2. Личность несовершеннолетнего преступника
Для личности несовершеннолетнего преступника характерны
следующие особенности:
- дефекты индивидуального
- патология потребностей сферы личности;
- дефекты в личностных
3. Криминальные группы
По числу участников выделяют криминальные группы:
- малые (2-4 человека);
- средней численности (5-8 человек);
Лекция 2
9
- большой численности (9 и более человек).
По возрастному составу
- состоящие только из
- с участием взрослого (
- с участием несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в преступной
группе взрослых.
По признаку пола выделяют криминальные группы:
- однополые (преимущественно
- смешанные.
По степени организованности и выраженности криминальных установок
выделяют криминальные группы:
- стоящие на грани
- группы, в которых преступления совершаются случайно, но нормы
микросреды расходятся с законопослушными установками;
- группы, в которых нормы микросреды ориентированы на нарушение
правовых запретов;
- группы, специально создаваемые для совершения преступлений.
4. Причины и условия
Объективные причины преступности несовершеннолетних – переход к
рыночным отношениям кардинально изменил действовавший механизм
защиты несовершеннолетних.
Субъективные причины преступности несовершеннолетних связаны с
личностными особенностями
Условия преступности несовершеннолетних:
- влияние семьи и ближайшего окружения;
- досуг;
- система образования.
5. Профилактика преступности несовершеннолетних
Профилактика преступлений несовершеннолетних предполагает
наличие у должностных лиц, осуществляющих эту функцию, глубоких
знаний об особенностях психики несовершеннолетних, о генезисе их
противоправного поведения.
Профилактические меры, применяемые к несовершеннолетнему,
вынашивающему замысел совершения преступления, должны быть ранние и
экстренные (неотложные). И первые, и вторые, являясь мерами ранней
профилактики, представляют собой комплекс мероприятий, направленных на
изменение социальной ориентации подростка.
Борьба с преступностью
- предупреждение
- пресечение преступных
- предупреждение групповой
Выделяют общее и специальное предупреждение.
Общие меры предупреждения направлены на обеспечение успешной
10
социализации основной массы детей и подростков, коррекции негативных
социальных процессов в основных сферах жизнедеятельности
несовершеннолетнего.
Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних имеет
три уровня: ранней профилактики, непосредственной профилактики,
профилактики рецидива.
В зависимости от задач и объема полномочий выделяют
специализированные органы, содержание деятельности которых образует
предупреждение правонарушений несовершеннолетних;
правоохранительные органы, деятельность которых включает и
профилактику преступности; органы, выполняющие функции
предупреждения правонарушений несовершеннолетних в качестве одного из
направлений деятельности.
Основные нормативные источники
1. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав и свобод
человека и гражданина – М., 1993.
2. Конвенция о правах ребенка ООН 1989 г. // Сборник международных
стандартов и норм ООН в области
правосудия в отношении
UNISEF, 1998. С.23.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и
дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 но: 1996 г.
и 17 октября 2004 г.) – Минск: Амалфея, 2007.
4. О прокуратуре Республики
2007 г. № 220-3 // НРПА. 2007. № 119. 2/1317.
5. Об основах системы
несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г., с изм. и доп. от
26 июня 2005 г., 10 июля 2007 г., 5 января 2008 г. // НРПА. 2003. № 64. 2/949; 2005. № 104.
2/1125; 2007. № 170. 2/1347; 2008. № 14.2/1412.
Тема 3. Международные стандарты отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних
1. Формирование международно-правовой системы защиты прав
ребенка.
2. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка ООН
1989г.
3. Международно-правовые
4. Международное сотрудничество в области ювенальной юстиции.
Основные понятия: права ребенка, Декларация прав ребенка,
Организация Объединенных Наций, международные стандарты, правосудие.
Международное сотрудничество.
Лекция 3
Лекция 4
11
1. Формирование международно-правовой системы защиты прав
ребенка
Обеспечение и защита прав ребенка относится к глобальным
проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое
сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего
поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании
его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в
мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав
ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых
государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие
семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного
медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы
доказывают невозможность разрешения детской проблемы только
национальными средствами и вызывают
необходимость объединения
мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института
международно-правовой защиты прав ребенка.
Сегодня международная защита прав ребенка представляет систему
взаимосогласованных действий государства и неправительственных
международных организаций, направленных на разработку и обеспечение
прав ребенка с целью
личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и
оказание международной помощи
детям слаборазвитых
Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей
сыграли неправительственные организации, в частности Международный
союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. Первым
выражением международной озабоченности положением детей было
принятие в 1923 г. Декларации о правах ребенка. Эта Декларация,
получившая название Женевской, была одобрена в следующем году пятой
Ассамблеей Лиги Наций. В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии
приняла предложенную Международным союзом спасения детей
Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-
правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация,
состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой
защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального
развития, как материального, так и духовного (пр. 1); голодный ребенок
должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход,
порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям
должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2);
ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3);
ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на
существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр.
4); ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества
будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5). В Декларации
впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше
12
исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны
– все человечество должно заботиться о благополучии детей.
Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как
составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой
войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из
основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к
правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип
уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. В преамбуле Устава
говорилось о решимости народов «вновь утвердить веру в основные права
человека, в достоинство и ценность человеческой личности». В соответствии
с пунктом 3 статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации являлось
«осуществление международного сотрудничества... в поощрении и развитии
уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия
расы, пола, языка и религии» путем содействия ООН «всеобщему уважению
и соблюдению прав человека и основных свобод для всех» (п. с ст. 55).
Устав определил также органы, которые координировали
сотрудничество государств по защите прав человека: Генеральная Ассамблея
организует исследования и дает рекомендации (ст. 13), Экономический и
Социальный совет делает рекомендации и создает комиссии по поощрению
прав человека (ст.ст. 63, 68). Для этих целей были также созданы
специальные органы как универсального характера (Комиссия по правам