Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 17:11, курс лекций
Ювенальная юстиция (от лат. juvenаlis «юношеский» и лат. Jūstitia «правосудие») – система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребёнка.
4) должны учитываться характер и степень общественной опасности
преступления, личность виновного, наличие смягчающих и отягчающих вину
обстоятельств, влияние наказания на исправление осужденного и на условия
его жизни его семьи;
5) должны учитываться условия жизни и быта подростка;
6) должны учитываться данные о негативном влиянии на его поведение
старших по возрасту лиц.
Принудительные меры воспитательного воздействия характеризуется
следующими признаками:
1) принудительные меры воспитательного воздействия – меры
государственного принуждения;
2) принудительные меры воспитательного воздействия назначаются
несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой, средней
тяжести, а в некоторых случаях тяжкое преступление;
3) принудительные меры воспитательного воздействия имеют
воспитательное содержание;
4) принудительные меры
полезную цель – исправление несовершеннолетнего;
5) принудительные меры воспитательного воздействия применяются
судом.
Несовершеннолетним могут быть назначены следующие ювенальные
меры ответственности: предупреждение; передача под надзор родителей
(лиц, их заменяющих) либо специализированного государственного органа;
возложение обязанности
установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого
типа.
27
Юридическая природа условного осуждения, по мнению большинства
ученых, состоит в освобождении лица от реального отбытия наказания.
Сущность условного осуждения заключается в том, что суд, назначив в
обвинительном приговоре конкретное наказание, постановляет считать его
условным, т.е. постановляет не приводить приговор в исполнение, а ставит
перед осужденным определенные требования и условия его последующего
поведения. В случае невыполнения этих требований приговор может быть
обращен к реальному исполнению.
2. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-
процессуальных отношений
При производстве по уголовному делу в отношении
несовершеннолетнего подлежат установлению следующие обстоятельства:
1) событие преступления;
2) точный возраст
3) виновность лица в совершении преступления;
4) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
5) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень
психического развития;
6) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
7) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
8) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
9) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от
уголовной ответственности и наказания;
10) влияние на
11) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления
несовершеннолетним.
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
ведется при участии законных представителей несовершеннолетнего.
Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном
деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб
интересам несовершеннолетнего
Меры процессуального принуждения – предусмотренные законом
процессуальные средства принудительного характера, применяемые
уполномоченными лицами в отношении подозреваемых, обвиняемых и иных
лиц для предупреждения и пресечения со стороны этих лиц неправомерных
действий, препятствующих надлежащему осуществлению предварительного
расследования, рассмотрению и разрешению уголовного дела в суде и
исполнению приговора.
Меры процессуального принуждения, применяемые к
несовершеннолетним:
- задержание;
- меры пресечения:
1) подписка о невыезде;
2) личное поручительство;
28
3) присмотр за
4) залог;
5) домашний арест;
6) заключение под стражу.
- иные меры принуждения:
1) обязательство о явке;
2) принудительный привод;
3) наложение ареста на имущество;
4) денежное взыскание.
Несовершеннолетние могут быть помещены в центр временного
содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Стадия возбуждение уголовного дела – самостоятельная стадия
уголовного процесса, в которой компетентный орган принимает решение о
наличии или отсутствии оснований для начала деятельности по
расследованию преступления и разрешению уголовного дела по существу.
Содержание стадии:
1. поступление повода к
2. проверка поступившей
3. принятие решения.
В случае принятия решения об отказе в его возбуждении по
нереабилитирующему основанию, следователь (дознаватель) обязаны
направить сообщение в ПДН для постановки несовершеннолетнего на
профилактический учет.
Стадия предварительного расследования – самостоятельная стадия
уголовного процесса, в которой компетентный орган осуществляет
деятельность по раскрытию преступлений и изобличению виновных в строго
определенных уголовно – процессуальным законом формах.
Содержание стадии:
1. принятие дела к производству;
2. собирание доказательств с целью установления лица, совершившего
преступление;
3. привлечение в качестве
4. дальнейшее собирание
5. окончание предварительного
По возможности уголовное дел в отношении несовершеннолетнего,
участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, должно
быть выделено в отдельное производство.
Участие защитника по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних является обязательным.
Уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего может
быть прекращено с применением принудительной меры воспитательного
воздействия. Прекращение уголовного преследования по данному основанию
не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или
его законный представитель против этого возражают.
29
Общие условия судебного
- равенство прав сторон в судебном заседании;
- непосредственность и устность представления и исследования
доказательств;
- уголовное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном
заседании;
- неизменность состава суда;
- пределы судебного
- основания отложения и
- субъекты судебного разбирательства: судья (суд), государственный
обвинитель, подсудимый, защитник, потерпевший, гражданский истец,
гражданский ответчик, секретарь судебного заседания;
- обеспечение порядка во время судебного заседания.
Структура стадии судебного разбирательства:
1. подготовительная часть;
2. судебное следствие;
3. судебные прения;
4. последнее слово подсудимого;
5. постановление и
3. Правовое положение
наказаний
Правовой статус осужденных – это совокупность основных
(конституционных), гражданских и специальных прав и обязанностей,
которыми обладают осужденные.
Правовое положение осужденных основывается на принципах:
- уважения и охраны прав, свобод
и законных интересов
- обеспечения законности применения средств исправления
осужденных;
- правовой защиты и личной безопасности осужденных при исполнении
наказаний.
Основу правового положения осужденных ложатся следующие
положения:
1. права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и иных
законах Республики Беларусь;
2. права и ограничения, содержащиеся в уголовно-исполнительном
законодательстве;
3. права и правила обращения с осужденными, содержащиеся в
международных стандартах.
Учреждения и органы, исполняющие наказание в отношении
несовершеннолетних. Служба судебных приставов исполняет наказание в виде
штрафа. Уголовно-исполнительные инспекции исполняют наказание в виде:
- лишение права заниматься
- обязательные работы;
- исправительные работы.
30
Наказание в виде ареста будет исполняться арестными домами (в
настоящее время данный вид наказания не применяется).
Наказание в отношении
исполняется воспитательной колонией.
Основные нормативные источники
1. Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав и свобод
человека и гражданина – М., 1993.
2. Конвенция о правах ребенка ООН 1989 г. // Сборник международных
стандартов и норм ООН в области
правосудия в отношении
UNISEF, 1998. С.23.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой
представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня, г.; текст по
состоянию на 1 января 2010 г.
4.Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: принят
Палатой представителей 14 декабря 1999 г.: одобрен Советом Республик декабря 1999 г.
5.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят
Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики июня 1999 г.
Тема 6. Правовые основания отправления правосудия в отношении
несовершеннолетних в Республик
1. Организационно-правовые основы государственной молодежной
политики.
2. Принципы молодежной политики.
3. Основные направления молодежной политики на современном
этапе.
Основные понятия: молодежь, молодежная политика, общественные
молодежные объединения, общественные молодежные организации.
1. Организационно-правовые основы государственной молодежной
политики
В новых условиях формирование молодежной политики возможно
только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во
всей общественной системе, в соответствии с логикой и целями развития
белорусского общества.
В задачи молодежной политики входят:
- выявление потребностей и
- создание благоприятных
интересов;
- регулирование отношений
между молодежью и
молодежью и иными социальными группами общества;
- регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-
профессиональной группы общества;
Лекция 7
31
- создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и
переподготовки кадров;
- содействие молодежной
- поддержка молодых семей,
воспитание детей;
- формирование политических взглядов и навыков политического
участия молодежи в политической жизни общества в условиях
политического плюрализма;
- формирование новой концепции воспитания молодежи.
После обретения нашей республикой независимости был принят целый
ряд документов, подтверждающих, что молодежная политика белорусского
государства признается важнейшим направлением его деятельности,
важнейшей частью концепции демографического развития республики,
важнейшим направлением социальной политики.
Государственная молодежная политики реализуется целым рядом
государственных и негосударственных организаций (институтов), которые
взаимодействуют между собой в процессе формирования и реализации
осуществляет свою деятельность в пределах своих полномочий и
компетенции.
Важнейшими субъектами государственной молодежной политики
являются: Президент Республики Беларусь, Совет Министров республики,
Парламент.
Значительную роль играют такие органы, как Министерство
образования Республики Беларусь, Министерство труда и социальной
защиты, Министерство экономики, Министерство культуры.
Большую роль играют также негосударственные организации и
институты, Белорусский Республиканский Союз Молодежи и иные
общественные организации молодежи. В настоящее время в республике
действует более 130 молодежных и детских общественных организаций.
2. Принципы молодежной политики
Важнейшим документом, определяющим основы государственной
молодежной политики в нашей республике, является Закон «Об общих
началах государственной молодежной политики Республики Беларусь»,
принятый 24 апреля 1992 года.
Государственная молодежная политика – это система социально-
экономических, политических, организационных и правовых мер,
направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в
возрасте до 31 года, она реализуется в целях социального становления и
развития молодежи, наиболее полного раскрытия ее потенциала в интересах