Количественно-качественные показатели преступности и их учет в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования - изучение состояния преступности (количественных и качественных характеристик) в России и их значение для профилактики преступлений.
Это предполагает решение следующих задач:
- дать понятие и назвать принципы преступности в современной России;
- исследовать причины преступности в современной России;
- раскрыть состояние преступности в современной России

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и причины преступности в современной России 5
1.1. Понятие преступности 5
1.2. Причины преступности в современной России 8
Глава 2. Количественно-качественные показатели преступности и их учет в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений 16
2.1. Состояние преступности в современной России 16
2.2. Количественно-качественные показатели преступности в современной России 18
2.3. Значение качественных и количественных показателей преступности в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений 29
Заключение 37
Список нормативных актов и литературы 39

Файлы: 1 файл

Качественные и количественные показатели преступности.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

-   связь с асоциальной  средой.34

  Таким образом, специальные знания и навыки в соединении с вышеупомянутым криминальным профессионализмом в результате позволяют преступникам совершать целые серии преступлений или многоуровневые преступления, не будучи выявленными. Сравнительная таблица профессиональной и организованной преступности в приложении Г.

VI. Высокий уровень организованной преступности и её внедрение во властные структуры.  Организованная преступность - это системно связанная совокупность преступлений, совершаемых участниками устойчивых, иерархизированных, планомерно действующих преступных структур (групп, сообществ, ассоциаций), деятельность которых прямо или опосредованно  взаимоподкрепляется и согласуется, будучи направлена на извлечение максимальной прибыли из преступного бизнеса на определенной территории или в определенной сфере, взятой под контроль.

Цели организованных преступных структур сосредоточены  на извлечении доходов преступным путем, на обогащении в крупных и особо  крупных размерах.

С точки зрения уголовно-правовой характеристики, организованная преступность характеризуется соучастием (участием в преступлении нескольких лиц). Соучастие дифференцируется на формы по объективному критерию - характеру объективной связи между соучастниками, то есть по характеру объединения и способу взаимодействия между ними, с учетом особенностей квалификации деяний соучастников и потребностей преодоления организованной преступности. Этот критерий позволяет на основе законоположений УК РФ выделить следующие четыре формы35: I) простое соучастие (соисполнительство, совиновничество); 2) сложное соучастие; 3) организованная группа; 4) преступное сообщество.36

 В России в 1997 году было зарегистрировано 28 497 преступлений организованных преступных  групп, в 1998- 28 688, в 2006-  32 858, в 2008- 33 452. Организованная преступность в современной России институализирована, политизирована, идеологизирована, технологизирована, профессионализирована и социологизирована. Благодаря этому, как отмечает В.В. Лунеев, организованная преступность «... умеет эксплуатировать всё: революцию и контрреволюцию, войну и мир, победу и поражение, экономические подъёмы и обвалы, приватизацию и деприватизацию, экономические успехи и банкротство, землетрясение и спасательные работы, богатство и нищету».37

2.3. Значение качественных и количественных показателей преступности в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений

 

Рассматривая значение качественных и количественных показателей  преступности в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, прежде всего, необходимо раскрыть общие постулаты предупреждения преступности. Исходя из того,  что преступность - продукт общества, следствие объективно существующих в нем противоречий, задача ее полной ликвидации, окончательного искоренения ее причин и условий является нереалистичной. Общество, государство вынуждены мириться с существованием преступности как неизбежным злом. Но, осуществляя предупреждение преступлений, они в состоянии:  контролировать и сдерживать преступность;  преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции; нейтрализовать ее причины и условия;  защищать граждан и интересы общества от преступных посягательств.

Целью предупреждения преступлений, как и целью борьбы с преступностью, является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств.

Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач:  выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их совершению; индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением;  предотвращающие замышленных и готовящихся преступлений;  снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

Криминологическое предупреждение преступлений тесно связано с  целенаправленной деятельностью специальных  субъектов, ориентированных на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений, установление и устранение их причин и условий, назначение и исполнение наказания, т.е. на реализацию уголовно-правового предупреждения. Такого рода деятельность, реагирование соответствующих органов на факт уже совершенного деяния, осуществляется в рамках уголовно-правового и уголовно-процессуального законодательств. Цель уголовно-правового предупреждения состоит в своевременном обнаружении преступления, принятых надлежащих мер к его раскрытию, установлению и изобличению виновных, обеспечении правильного применения закона с тем, чтобы каждый преступник был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Предупреждение преступлений представляет собой наиболее действенный  способ борьбы с преступностью, поскольку оно:   обеспечивает выявление и устранение ее корней, истоков, упреждает возможность совершать преступления; воздействует на криминогенные факторы, когда они еще не набрали силы и легче поддаются устранению; позволяет, используя разнообразные средства, прерывать замышляемую преступную деятельность;

- препятствует наступлению вредных последствий; решает задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными способами с наименьшими издержками, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции, без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

Принципами, на которых  базируется предупреждение преступлений, являются:

1) законность, обеспечивающая  строгое соблюдение в процессе  реализации предупредительных мер требований Конституции Российской Федерации, ратифицированных Россией международных договоров, законов, а также подзаконных нормативных актов;

2) социальная справедливость  и гуманизм, предусматривающие защиту  законных интересов физических  и юридических лиц при осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений, недопущение причинения физических страданий или унижения достоинства личности;

3) комплексность, предполагающая  объединение усилий субъектов  предупредительной деятельности;

4)  своевременность и достаточность используемых мер - их использование в таком объеме и с такой интенсивностью, которые позволяют не допустить совершение преступлений;

5) дифференциация мер  предупредительного воздействия,  означающая учет особенностей  личности профилактируемого, динамики изменений ее поведения;

6)  эффективность, предполагающая достижение наибольших результатов предупредительной деятельности при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах.

Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от некоторых оснований. Так, по характеру и направленности предупреждения преступлений выделены его общесоциальный и специально-криминологический уровни.

Уровни предупреждения преступности на основе вертикальной дифференциации можно охарактеризовать так:

  1. первый уровень (высший) предусматривает решение значительных социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом - в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества;
  2. второй уровень (средний) включает в себя предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицательных тенденций;
  3. третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении.

Субъектами предупреждения преступлений являются органы государственной  власти и органы местного самоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации; имеющие в этой связи определенные права и обязанности и несущие ответственность за достижение возложенных задач. При этом нужно отметить, что деятельность по предупреждению преступлений отличается высокой степенью дифференциации по задачам, масштабу, правомочиям, формам и методам, степени специализации.

Особым субъектом предупреждения преступлений являются органы внутренних дел. Важной особенностью правоохранительных органов как субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими  мероприятия предполагают обязательное включение в работу по устранению криминогенных факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов.

Из всех органов, ведущих  борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит прежде всего делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

В предупредительной  работе органов внутренних дел можно  выделить следующие основные ее виды: разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности; конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах народного хозяйства; проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактическом учете либо нарушающими нормы общественной жизни; работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений, и ранее судимыми с целью недопущения совершения ими преступлений; предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел; пресечение и раскрытие совершенных преступлений.

К числу мер профилактики преступлений органами внутренних дел относятся:

- правовые меры;

- психолого-педагогические  и культурно-воспитательные меры (правовое воспитание населения;  воспитание профилактической активности  личности; формирование доверия  к правоохранительным органам; информирование о негативных последствиях нарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями и т.п.);

- криминологические меры  общей и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направление информации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);

- организационные меры (введение криминологической экспертизы  всего законодательства; повышение  эффективности управленческой деятельности  в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; воспитание правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);

- технические меры.

Все эти меры пока не приносят должного результата, т.к. преступность по-прежнему растет.  В этом свете актуальность вопросов, связанных с необходимостью реанимации социального контроля над преступностью в нашем обществе, видится вполне очевидной.

Применительно к нынешнему  состоянию российского общества, приходится констатировать тот факт, что проблемы осуществления социального  контроля над преступностью коренятся  непосредственно в нравственных, социально-экономических и политических реалиях нашего времени.

Органами внутренних дел должны учитываться все количественно-качественные показатели преступности для успешной разработки мер ее профилактики.

Приоритетными в разрезе  рассматриваемой проблемы эскалации преступности в российском обществе, думается, должны быть следующие направления:

-   выработка эффективного  механизма оказания социальной  помощи обездоленным слоям населения,  адресной социальной помощи, снижение  имущественного расслоения, уровня бедности;

-   поддержка семьи  как важнейшей социальной группы, обеспечивающей социализацию индивида, направленная на предотвращение  такой крайней формы социальной  дезадаптации детей, как беспризорность, восстановление системы внешкольной  занятости детей и подростков;

Информация о работе Количественно-качественные показатели преступности и их учет в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений