Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 03:07, курсовая работа
Целью настоящего исследования является разработка вопросов, связанных с основанием и дифференциацией ответственности за коррупционные преступления; отграничение названных общественно-опасных деяний от коррупционных дисциплинарных, административных, гражданско-правовых проступков; научная разработка теоретических положений и практических рекомендации по совершенствованию уголовного и смежного с ним законодательства об ответственности за коррупционные правонарушения и практики его применения.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема коррупции всегда
была актуальна, на сегодняшний день
проблема борьбы с ней является одной
из приоритетных политик правительства.
До сегодняшнего дня государству
не удалось добиться значительных успехов
в данном вопросе. Коррупция проникала
практически во все сферы жизни
общества и несет в себе опасность
для полноценного развития государства
и построения цивилизованного
Коррупция - сложное криминальное явление, детерминированное множеством факторов самой различной природы (культурно-исторических, экономических, политических, организационно-управленческих, социально-психологических, идеологических и др.). Соответственно, антикоррупционная политика должна носить комплексный характер и реализовываться с помощью разнообразных общественных механизмов и правовых средств различной отраслевой принадлежности. При этом приоритет следует отдать первым, ибо основные детерминанты коррупции находятся в области функционирования экономических и политических институтов, в социальной и культурной сферах. Антикоррупционная стратегия должна строиться на применении упреждающих мер и отдавать первостепенное значение общепревентивным подходам.
Немаловажное значение в
сфере противодействия
Объектом исследования являются
общественные отношения, возникающие
в связи с совершением тех
или иных видов коррупционных
преступлений и проступков; отечественное
уголовное законодательство дореволюционного,
советского и современного периодов
и смежное с ним
Предметом исследования являются
нормы ранее действовавшего и
современного уголовного законодательства
Беларуси, регламентирующие вопросы
ответственности за коррупционные
преступления и иные коррупционные
правонарушения; положения международно-
Цель и задачи исследования.
Целью настоящего исследования является
разработка вопросов, связанных с
основанием и дифференциацией
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частные методы познания. Настоящая работа опирается на диалектический, исторический, системно-структурный, социологический, формально-логический и сравнительно-правовой методы исследования. Проблема уголовно-правового противодействия коррупции анализируется с позиции межотраслевого правового взаимодействия.
Теоретической базой исследования послужили научные труды по философии, социологии, политологии, истории и теории государства и права, криминологии, а также по конституционному, гражданскому, трудовому, административному, уголовному праву и другим отраслям юридического знания.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Республики Беларусь, международные акты о противодействии коррупции (конвенции, декларации и иные документы международного права), Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс РБ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РБ, Уголовно-процессуальный кодекс РБ, Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З «О борьбе с коррупцией» (с последними изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011 г. № 332-З), другие законы и нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции.
Эмпирической базой
ГЛАВА 1 КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 Общее понятие коррупции
На защиту прав и свобод
граждан, общественных интересов от
угроз, вытекающих из проявлений коррупции,
обеспечение эффективной
В соответствии со статьей 1
Закона под коррупцией понимается умышленное
использование государственным
должностным или приравненным к
нему лицом либо иностранным должностным
лицом своего служебного положения
и связанных с ним
В качестве субъектов коррупционных
правонарушений определены государственные
должностные лица, к которым относятся
Президент Республики Беларусь, депутаты
Палаты представителей, члены Совета
Республики Национального собрания
Республики Беларусь, депутаты местных
Советов депутатов, осуществляющие
свои полномочия на профессиональной
основе, а также иные государственные
служащие, лица, занимающие должности
в государственных
В статье 20 Закона содержится
описание правонарушений, создающих
условия для коррупции, в статье
21 Закона - описание коррупционных правонарушений.
Совершение и тех и других правонарушений
влечет за собой ответственность
в соответствии с законодательными
актами Республики Беларусь. Непосредственного
перечня коррупционных
1.2 Виды преступлений коррупционной направленности
С учетом содержащихся в Законе признаков к коррупционным преступлениям можно отнести следующие:
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК);
- легализация (отмывание)
материальных ценностей,
- вмешательство в разрешение
судебных дел или производство
предварительного
- незаконное освобождение от уголовной ответственности (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст. 399 УК);
- злоупотребление властью
или служебными полномочиями (если
преступление совершено из
- бездействие должностного лица (если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности) (ст. 425 УК);
- превышение власти или
служебных полномочий (если преступление
совершено из корыстной или
иной личной
- служебный подлог (ст. 427 УК);
- незаконное участие в
предпринимательской
- получение взятки (ст. 430 УК);
- дача взятки (если взятка
предназначалась лицам,
- посредничество во
- принятие незаконного
вознаграждения (если вознаграждение
получено служащими
- злоупотребление властью,
превышение власти или
Наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничество, служебный подлог, а также злоупотребление властью или служебными полномочиями и превышение власти или служебных полномочий.
Хищение путем злоупотребления
служебными полномочиями (ст. 210 УК) представляет
собой завладение имуществом либо приобретение
права на имущество, совершенные
должностным лицом с
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Злоупотребление властью
или служебными полномочиями (ст. 424
УК) представляет собой умышленное
вопреки интересам службы совершение
должностным лицом действий с
использованием своих служебных
полномочий, повлекшее причинение ущерба
в крупном размере или
Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.