Коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является разработка вопросов, связанных с основанием и дифференциацией ответственности за коррупционные преступления; отграничение названных общественно-опасных деяний от коррупционных дисциплинарных, административных, гражданско-правовых проступков; научная разработка теоретических положений и практических рекомендации по совершенствованию уголовного и смежного с ним законодательства об ответственности за коррупционные правонарушения и практики его применения.

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ КУРСОВОЙ.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема коррупции всегда была актуальна, на сегодняшний день проблема борьбы с ней является одной  из приоритетных политик правительства. До сегодняшнего дня государству  не удалось добиться значительных успехов  в данном вопросе. Коррупция проникала  практически во все сферы жизни  общества и несет в себе опасность  для полноценного развития государства  и построения цивилизованного демократического общества.

Коррупция - сложное криминальное явление, детерминированное множеством факторов самой различной природы (культурно-исторических, экономических, политических, организационно-управленческих, социально-психологических, идеологических и др.). Соответственно, антикоррупционная политика должна носить комплексный характер и реализовываться с помощью разнообразных общественных механизмов и правовых средств различной отраслевой принадлежности. При этом приоритет следует отдать первым, ибо основные детерминанты коррупции находятся в области функционирования экономических и политических институтов, в социальной и культурной сферах. Антикоррупционная стратегия должна строиться на применении упреждающих мер и отдавать первостепенное значение общепревентивным подходам.

Немаловажное значение в  сфере противодействия коррупции  принадлежит уголовно-правовым средствам. Несовершенство уголовного законодательства о коррупционных преступлениях  негативно сказывается на практике его применения. Кроме того, в  национальном законодательстве не реализован ряд положений международных  конвенций о противодействии  коррупции.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  в связи с совершением тех  или иных видов коррупционных  преступлений и проступков; отечественное  уголовное законодательство дореволюционного, советского и современного периодов и смежное с ним законодательство Беларуси об ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а  также разъяснения высших судебных органов Республики Беларусь по вопросам применения уголовного законодательства об ответственности за коррупцию.

Предметом исследования являются нормы ранее действовавшего и  современного уголовного законодательства Беларуси, регламентирующие вопросы  ответственности за коррупционные  преступления и иные коррупционные  правонарушения; положения международно-правовых документов о противодействии коррупции; тенденции развития уголовного законодательства об ответственности за совершение коррупционных  преступлений и практики его применения; учения, теории и концепции по рассматриваемой  проблематике.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка вопросов, связанных с  основанием и дифференциацией ответственности за коррупционные преступления; отграничение названных общественно-опасных деяний от коррупционных дисциплинарных, административных, гражданско-правовых проступков; научная разработка теоретических положений и практических рекомендации по совершенствованию уголовного и смежного с ним законодательства об ответственности за коррупционные правонарушения и практики его применения.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные  и частные методы познания. Настоящая  работа опирается на диалектический, исторический, системно-структурный, социологический, формально-логический и сравнительно-правовой методы исследования. Проблема уголовно-правового противодействия коррупции анализируется с позиции межотраслевого правового взаимодействия.

Теоретической базой исследования послужили научные труды по философии, социологии, политологии, истории и  теории государства и права, криминологии, а также по конституционному, гражданскому, трудовому, административному, уголовному праву и другим отраслям юридического знания.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Республики Беларусь, международные акты о противодействии  коррупции (конвенции, декларации и  иные документы международного права), Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс РБ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РБ, Уголовно-процессуальный кодекс РБ, Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З «О борьбе с коррупцией» (с последними изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011 г. № 332-З), другие законы и нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции.

Эмпирической базой исследования являются материалы опубликованной судебной практики Верховных судов  Республики Беларусь, статистические данные, Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2010 года № 485 О Государственной программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы.

 

ГЛАВА 1 КОРРУПЦИОННЫЕ  ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

 

1.1 Общее понятие коррупции

 

 

На защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и  приравненных к ним лиц путем  предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия  для коррупции, и коррупционных  правонарушений, устранения их последствий  направлен Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З «О борьбе с коррупцией» (с последними изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011 г. № 332-З).

В соответствии со статьей 1 Закона под коррупцией понимается умышленное использование государственным  должностным или приравненным к  нему лицом либо иностранным должностным  лицом своего служебного положения  и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в  виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для  третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного  к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей [7].

В качестве субъектов коррупционных  правонарушений определены государственные  должностные лица, к которым относятся  Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных  Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные  служащие, лица, занимающие должности  в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях  Республики Беларусь и относящиеся  в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, и лица, приравненные к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), к которым относятся члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения [7].

В статье 20 Закона содержится описание правонарушений, создающих  условия для коррупции, в статье 21 Закона - описание коррупционных правонарушений. Совершение и тех и других правонарушений влечет за собой ответственность  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Непосредственного  перечня коррупционных преступлений не содержится ни в самом Законе, ни в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее - УК).

 

 

 

1.2 Виды преступлений  коррупционной направленности

 

 

С учетом содержащихся в  Законе признаков к коррупционным  преступлениям можно отнести  следующие:

- хищение путем злоупотребления  служебными полномочиями (ст. 210 УК);

- легализация (отмывание)  материальных ценностей, приобретенных  преступным путем (если преступление  совершено лицами, уполномоченными  на выполнение государственных  функций или приравненными к  ним) (ст. 235 УК);

- вмешательство в разрешение  судебных дел или производство  предварительного расследования  (если преступление совершено  из корыстной или иной личной  заинтересованности) (ст. 390 УК);

- незаконное освобождение  от уголовной ответственности  (если преступление совершено  из корыстной или иной личной  заинтересованности) (ст. 399 УК);

- злоупотребление властью  или служебными полномочиями (если  преступление совершено из корыстной  или иной личной заинтересованности) (ст. 424 УК);

- бездействие должностного  лица (если преступление совершено  из корыстной или иной личной  заинтересованности) (ст. 425 УК);

- превышение власти или  служебных полномочий (если преступление  совершено из корыстной или  иной личной заинтересованности) (ст. 426 УК);

- служебный подлог (ст. 427 УК);

- незаконное участие в  предпринимательской деятельности (ст. 429 УК);

- получение взятки (ст. 430 УК);

- дача взятки (если взятка  предназначалась лицам, уполномоченным  на выполнение государственных  функций или приравненным к  ним) (ст. 431 УК);

- посредничество во взяточничестве (если взятка предназначалась  лицам, уполномоченным на выполнение  государственных функций или  приравненным к ним) (ст. 432 УК);

- принятие незаконного  вознаграждения (если вознаграждение  получено служащими государственного  аппарата) (ст. 433 УК);

- злоупотребление властью,  превышение власти или бездействие  власти (если преступление совершено  из корыстной или иной личной  заинтересованности) - преступление  против порядка исполнения воинской  обязанности (ст. 455 УК) [5, c. 299].

Наиболее распространенными  коррупционными преступлениями являются хищение путем злоупотребления  служебными полномочиями, взяточничество, служебный подлог, а также злоупотребление  властью или служебными полномочиями и превышение власти или служебных  полномочий.

Хищение путем злоупотребления  служебными полномочиями (ст. 210 УК) представляет собой завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные  должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, и  наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом  или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или  без штрафа и с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью.

Хищение путем злоупотребления  служебными полномочиями, совершенное  повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается ограничением свободы  на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью.

Хищение путем злоупотребления  служебными полномочиями, совершенное  в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества  и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Хищение путем злоупотребления  служебными полномочиями, совершенное  организованной группой либо в особо  крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества  и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Злоупотребление властью  или служебными полномочиями (ст. 424 УК) представляет собой умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с  использованием своих служебных  полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного  вреда правам и законным интересам  граждан либо государственным или  общественным интересам, и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или  лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Злоупотребление властью  или служебными полномочиями, совершенное  из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом  или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью.

Информация о работе Коррупция