Коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является разработка вопросов, связанных с основанием и дифференциацией ответственности за коррупционные преступления; отграничение названных общественно-опасных деяний от коррупционных дисциплинарных, административных, гражданско-правовых проступков; научная разработка теоретических положений и практических рекомендации по совершенствованию уголовного и смежного с ним законодательства об ответственности за коррупционные правонарушения и практики его применения.

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ КУРСОВОЙ.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Внедряясь в различные  сферы экономики и общества, приобретая новые криминологические характеристики, коррупция оказывает деструктивное  влияние на устойчивое социально-экономическое  развитие государства и поэтому  является серьезной угрозой его  национальной безопасности.

Борьба с коррупцией должна носить системный, комплексный характер, охватывая все сегменты общественной жизни, в первую очередь систему  государственного управления и экономику. Она не может быть ограничена лишь мерами уголовно-правового характера, важную роль играют меры профилактического  характера, заключающиеся в совершенствовании  государственного регулирования и  контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам [12, с. 97].

Принятые государством в  последнее время меры позволили  значительно усилить антикоррупционную  направленность законодательства, определить основные направления и формы  предупреждения коррупции.

Указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2010 года № 485 О Государственной программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы, которая направлена на решение следующих основных задач:

- снижение уровня преступности, связанной с коррупцией;

- повышение эффективности  деятельности государственных органов,  осуществляющих борьбу с коррупцией, по предупреждению, выявлению и  пресечению коррупционных правонарушений, введение объективных критериев  оценки их деятельности в данной  сфере;

- усиление прокурорского  надзора и государственного контроля за надлежащим выполнением государственными органами и иными организациями антикоррупционных мероприятий;

- создание эффективного  механизма профилактики коррупции;

- дальнейшее совершенствование  законодательства по вопросам  борьбы с коррупцией на основе  практики его применения и  с учетом положений международных  антикоррупционных документов;

- углубление научных исследований, направленных на разработку практических  рекомендаций в сфере борьбы  с коррупцией;

- создание атмосферы общественного  неприятия коррупции во всех ее проявлениях [8].

Таким образом, в Республике Беларусь создана законодательная  база для борьбы с коррупционными преступлениями, которая носит системный  характер.

 

ГЛАВА 2 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

 

 

2.1 Общественная  опасность коррупции

 

 

В стране, пораженной коррупцией, резко снижается эффективность  экономики, усиливается нищета и  социальное неравенство, расширяется  пропасть между обществом и властью, политика превращается в сферу дележа национального богатства, разлагаются  нравственные устои общества, наносится  непоправимый ущерб престижу страны на международном уровне.

Коррупция демонстрирует  полное безразличие государственных  должностных лиц к общественной пользе, к закону, к народу. Она  представляет собой слияние монополии  власти, неограниченных полномочий государственных  служащих в принятии решений и  отсутствия жесткой правовой подотчетности  и подконтрольности чиновников.

Коррупция выходит за рамки  национальных границ и требует глобального  подхода. Доходы от нее после "отмывания" включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные  и международные институты власти и экономики. Активная транснациональная  борьба с коррупцией в мире и в  отдельных странах развернулась в основе своей в последнюю  четверть века, когда коррупция стала  приобретать стойкие институциональные  черты. Она угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает  моральные устои общества, доверие  к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие. В ряде стран она стала одной  из основных причин кризиса внешней  и внутренней задолженности. Коррупция  вновь и вновь, как зловещий феникс, встает на пути развития мирового сообщества, стран, народов, законодателей, правительств, правоохранительных органов и научных  учреждений.

Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку  люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И к этому есть достаточно оснований, объективных и субъективных, отечественных  и международных. Коррупционные  действия обычно совершаются в очень  сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться  трудно. Поэтому ни в одной стране мира нет полных данных об этом явлении. Налицо мировой парадокс: все говорят  и даже кричат о разрушительной и  растущей коррупции, но официальная  криминальная, судебная статистика, как  мировая, так и национальная, свидетельствует  лишь о единичных случаях доказанной продажности. По имеющимся данным, правоохранительные органы выявляют не более 1—2% реальной коррупции, еще меньше виновных лиц предстает перед судом и лишь единицам, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.

Несмотря на это, определенную информацию о масштабах распространенности коррупции в различных странах  можно получить из некоторых достаточно авторитетных источников. Одним из основных требований, предъявляемых  к таким источникам информации, является их независимый статус. В этом контексте  информация, которой располагает  «Transparency International» - крупнейшая международная организация, занимающаяся борьбой с коррупцией, заслуживает доверия. Упомянутая организация не занимается расследованием конкретных проявлений коррупции. Ее основная задача – проведение независимых исследований в этой области. На основании проведенных исследований в области управления, принятия решений, прозрачности бизнеса «Transparency International» рассчитывает индекс восприятия коррупции, который отражает восприятие положения дел с коррупцией в отдельных странах бизнесменами и аналитиками, как зарубежными, так и представляющими сами страны. Выбор целевой группы не случаен: как правило, аналитики и бизнесмены гораздо лучше осведомлены об уровне коррупции на высшем уровне, в то время как обычные граждане, если проводить среди них опрос, смогут поделиться знаниями лишь о единичных случаях коррупции на низовом уровне. Для оценки таких случаев у организации есть отдельный «Барометр мировой коррупции», опросы в рамках которого проводятся с 2003 г. Индекс восприятия коррупции (ИВК) представляет собой рейтинг 159 стран, каждая из которых получает определенный балл: 10 баллов соответствуют наименьшему уровню коррумпированности, 0 - наибольшему. В странах с показателем ниже 5 баллов уровень коррупции считается высоким. Организаторы исследования призывают сравнивать страны не столько по позиции в списке (которая может меняться из-за исключения или добавления новых исследуемых стран), сколько по баллам, которые они получают.

«Transparency International» отмечает, что коррупция остается серьезной проблемой, в первую очередь, для бедных и развивающихся государств. Согласно последним данным, опубликованным этой организацией, в пятерку самых коррумпированных стран попали Афганистан, Ирак, Мьянма, Сомали, Судан, Чад. Странами с самым низким уровнем коррупции традиционно стали Новая Зеландия (9,4 балла), Дания (9,3 балла), Сингапур и Швеция (по 9,2 балла) и Швейцария (9 баллов) [14, c. 53].

 

 

 

2.2 Роль гражданского  общества в противодействии коррупции

 

 

Одной из главных проблем, препятствующих эффективной борьбе с коррупцией, является решение вопроса – кто должен вести эту борьбу.

Поскольку коррупция тесно  связано с деятельностью представителей государственной власти, наделенными  определенными полномочиями, то наивно рассчитывать на то, что эта самая  коррумпированная государственная  власть решит проблему коррупции. Очевидно, что создание многочисленных государственных  структур, занимающихся борьбой с  коррупцией, не только не решает проблемы, но и усугубляет ее. Чем больше появляется контролирующих, лицензирующих, проверяющих  и разрешающих государственных  структур, тем большее количество государственных чиновников получает возможность извлекать из своего служебного положения личную выгоду. При этом сами представители этого  «контролирующего» сектора фактически выведены из-под контроля общества. Тем самым для коррупции создается  самая благоприятная почва.

Аналитический материал социологических  исследований по проблеме коррупции  свидетельствует, что повсеместные злоупотребления чиновников разуверили людей в возможности привлечения  преступников высокого ранга к ответственности. Согласно полученным данным только 10,3% опрошенных жаловались на ущемлявших их законные права чиновников. На вопрос «Почему не жаловались?» отвечали, что считают жалобу на чиновника бесперспективной. Они убеждены, что злоупотребления должностных лиц стали правилом, и что вышестоящие ведомства не заинтересованы в справедливом разбирательстве. Были среди опрошенных и те, кто боялся обращаться с жалобой из-за страха еще более усугубить свое положение. Из всех жаловавшихся на злоупотребления чиновников полностью удовлетворенными разбирательством остались только 2,3%, частично – 3,3% [13, c. 195].

Таким образом, концептуальная идея борьбы с коррупцией заключается  в том, что бороться с нею следует, прежде всего, силами гражданского общества, используя при этом такие механизмы, как создание независимых неправительственных  общественных объединений, независимых  средств массовой информации, укрепление независимости судебной системы, широкое  распространение местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что успех  в борьбе с коррупцией зависит, прежде всего, от активного участия в  этом процессе населения. Количество людей, страдающих от произвола коррумпированных чиновников, намного больше числа  этих чиновников. Для изменения ситуации люди должны осознать свое законное право  контролировать чиновников, требовать  у них отчета о расходовании государственных  средств, проверять их профессионализм  и нравственные качества, избавляться  от нерадивых и нечестных бюрократов. Положение о том, что государственный  чиновник – слуга народа, наемный  работник, недостаточно записать в  законах. Важно внедрить его в  сознание людей, чтобы они почувствовали  себя полноправными и ответственными хозяевами страны.

Одним из важных вопросов, определяющих успех в сфере борьбы с коррупцией, является установление приоритетных направлений  этой борьбы. В какой форме должна вестись борьба с коррупцией? Самые  примитивные предложения состоят  в ужесточении уголовной ответственности  за проявления коррупции. Между тем, следует заметить, что чрезмерная суровость наказаний не является эффективным средством сдерживания  этого рода преступлений.

Нет сомнения в том, что  борьба с коррупцией должна вестись  и с использованием мер уголовно-правового  воздействия. И что наказания  за коррупционные преступления должны быть достаточно суровыми. Между тем, следует заметить, что правоохранительные органы лишь фиксируют те проявления коррупции, которые выросли в  обществе. Поэтому, конечно же, попавшие в их поле зрения сорняки, они должны срезать. Однако, если эти сорняки размножаются на благоприятной для себя почве, то кардинальное решение состоит в том, чтобы сделать почву для них неблагоприятной. Что же касается почвы, неблагоприятной для произрастания коррупции, то ученые считают, что сделать ее таковой возможно отделением права осуществлять контроль над предпринимательством от права получения денег, появляющихся в результате предпринимательской деятельности. Когда политикам и государственным чиновникам предоставляется такое право, то появляется соблазн им воспользоваться. Неудивительно поэтому, что самыми коррумпированными считаются именно те чиновниками, которые наделяются этими правами.

Государства, имеющие устойчивые демократические традиции, выработали достаточно действенные и проверенные  временем средства, сдерживающие порочные склонности находящихся у власти лиц. К самым эффективным из них  относится государственное устройство, основанное на широком распространении  самоуправления граждан и периодической  выборности лиц, наделяемых властными  полномочиями.

Принцип разделения властей  с предусмотренным им механизмом сдержек и противовесов также  препятствует концентрации власти в  одних руках. Очень важным представляется и наличие в этой системе независимого и беспристрастного суда, пользующегося  уважением и доверием населения.

Практика показала, что  неблагоприятной для злоупотреблений  власти является и атмосфера гласности  и свободы слова, наличие множества  не зависимых от власти и свободных  от цензуры средств массовой информации.

Что же касается экономической  сферы, то, для того, чтобы победить коррупцию, необходимо перевести экономику  на «рыночные рельсы», внедрить свободное  предпринимательство, конкуренцию, многоукладную  экономику, ограничить вмешательство  властей в хозяйственные отношения. Необходимо создать благоприятные  условия для развития частной  инициативы, сделать прозрачным и  подконтрольным обществу использование  государственной собственности.

Подводя общий итог рассматриваемому нами вопросу, можно сказать, что  издревле коррупция как таковая  существовала и существует во всех странах. Она не является уделом только Беларуси. Разрешение этой проблемы возможно только на основе комплексного подхода, с учетом результатов научных исследований, изучения положительного опыта других стран. Однако рассчитывать на серьезные успехи в деле борьбы с коррупцией можно только в том случае, если решением проблемы займется все общество, а не только «компетентные государственные органы». Ответственность за будущее лежит, прежде всего, на самих гражданах республики, инициативных и ответственных представителях гражданского общества.  

ГЛАВА 3 БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

 

 

3.1 Правовые средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь

 

 

Являясь глобальной проблемой  современности, коррупция сегодня  в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого  и постоянного внимания со стороны  государства, поскольку это опасное  явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических  устоев общества, недоверие населения  к государственной власти и ее институтам. Поэтому проблеме борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.

Информация о работе Коррупция