Коррупция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является разработка вопросов, связанных с основанием и дифференциацией ответственности за коррупционные преступления; отграничение названных общественно-опасных деяний от коррупционных дисциплинарных, административных, гражданско-правовых проступков; научная разработка теоретических положений и практических рекомендации по совершенствованию уголовного и смежного с ним законодательства об ответственности за коррупционные правонарушения и практики его применения.

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ КУРСОВОЙ.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Расширен перечень субъектов  коррупционных правонарушений. Так наряду с представителями государственной власти, госслужащими, являющимися должностными лицами, определены также лица, занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (преподаватели учебных заведений, медицинские работники и др.).

Закреплены ограничения  для членов семьи государственных  служащих и приравненных к ним  лиц. Новым Законом определено, что  они не вправе принимать имущество  и услуги от физических и юридических  лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью.

Определены составы правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений.

Перечень коррупционных  преступлений, исходя из требований Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», определен совместным постановлением Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Комитета государственной  безопасности Республики Беларусь и  обусловлен необходимостью повышения  эффективности аналитической деятельности, направленной на реализацию требований антикоррупционного законодательства. Критериями отнесения преступлений к числу коррупционных являются соответствие одновременно двум требованиям:

- преступление должно  быть совершено государственным  должностным лицом или приравненным  к нему лицом с использованием  своих служебных полномочий;

- совершено из корыстной  или иной личной заинтересованности. По этим критериям к коррупционным отнесено 14 составов преступлений [7].

Согласно действующему законодательству, за получение взятки должностным  лицом за заведомо незаконное действие (бездействие), либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере (ст. 430 ч.2УК) максимальное наказание  предусмотрено в виде лишения  свободы на срок до 10 лет, а минимальное 6 лет.

За хищение, совершенное  должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ст.210 ч.1 УК), предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы  на срок до 4 лет. За совершение хищения  в крупном размере предусмотрено  наказание в виде лишения свободы  на срок от 6 до 12 лет, а за хищение  в особо крупном размере от 7 до 12 лет лишения свободы. При  этом крупный размер составляет свыше 250, а в особо крупном размере  свыше 1000 базовых величин. На сегодняшний  день она 100 тысяч рублей.

За 11 месяцев 2008 года из 17 206 зарегистрированных в области преступлений, выявлено и поставлено на учет 333 коррупционных, из которых: хищения путем злоупотребления  служебными полномочиями – 90; легализация  материальных ценностей, добытых преступным путем – 3; злоупотребление властью  и служебными полномочиями – 17; бездействие  должностного лица – 3; превышение власти и служебных полномочий – 2; служебный  подлог – 125; получение взятки – 63; дача взятки – 22; получение незаконного  вознаграждения – 6; бездействие власти – 2.

В структуре коррупционных  преступлений наибольший удельный вес  в 2008 году составил служебный подлог – 37,5 %, хищения путем злоупотребления  служебными полномочиями – 27 %, все  формы проявления взяточничества – 25,5 %, злоупотребления властью и  служебными полномочиями – 5,1%

Наибольшее количество коррупционных  преступлений выявлено в сферах промышленности (88), торговли (67), сельского хозяйства (61), строительства (24), органах государственного управления (21).

Средний размер выявленных взяток составил 1500 долларов США.

Противоправными действиями должностных лиц при совершении коррупционных преступлений государству  причинен ущерб на сумму 4,9 млрд. рублей, из которого возмещено 931 млн. рублей.

Судами области по рассмотренным  в 2008 году 123 уголовным делам коррупционной  направленности постановлены обвинительные  приговоры в отношении 170 лиц и  им назначено наказание: 37 – в  виде лишения свободы, 52 – в виде ограничения свободы, 15 – исправительных работ, 66 – в виде штрафа в размере  от 30 до 400 базовых величин. В качестве дополнительной меры наказания 79 лиц лишены права занимать организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности сроком от 1 года до 5 лет [2].

В 2011 году из перечня коррупционных преступлений были исключены составы, предусмотренные статьями 427 (служебный подлог), 433 (получение незаконного вознаграждения), 228 (контрабанда) и 290-1 (финансирование террористической деятельности) Уголовного кодекса.

Также можно отметить повышенный «коррупционный фон» в финансово-кредитной  сфере и банковской деятельности, строительной индустрии, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, а  также ряде других отраслей экономики, в первую очередь финансируемых  или дотируемых из госбюджета. В  экономической отрасли наиболее часто встречаются примеры коррупционных  проявлений при:

- участии в инвестиционных проектах, закупках оборудования и комплектующих, которое часто связано с завышением цен на приобретаемую продукцию, поставками морально и физически устаревшего оборудования, лоббированием интересов коммерческих структур;

- участии в товарообороте «лжепредпринимательских» структур, позволяющем получать незаконную прибыль за счет их уклонения от уплаты налоговых платежей и сборов;

- реализации высоколиквидной  продукции с необоснованными  преференциями, позволяющей обогащаться  коррумпированным должностным лицам  за счет т.н. «откатов».

Методы борьбы с коррупцией постоянно совершенствуются, что  позитивно влияет на динамику раскрываемости подобных преступлений и привлечения  к ответственности коррумпированных должностных лиц.

Эффективность преодоления  коррупции зависит от уровня социальной зрелости и культурно-нравственного  развития всего общества и каждой личности в отдельности, ее непосредственного  участия в судьбе государства, региона  и конкретного коллектива. Опыт развитых стран свидетельствует, что главные  условия в борьбе с коррупцией — это:

- эффективный контроль  гражданского общества над чиновниками;

- в экономике – надежная  система сдержек и противовесов, исключающих возможности чиновника  единолично решать судьбу того  или иного проекта, начинания,  фирмы, предприятия;

- гласность, обеспечиваемая  средствами массовой информации.

Только совместными усилиями каждого гражданина через осознание  степени негативного влияния  коррупции на все стороны общественной жизни и важности содействия правоохранительным органам в борьбе с указанным социальным пороком можно добиться определенных успехов в его искоренении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Система уголовно-правовых положений об ответственности за коррупционные преступления продолжает играть немаловажную роль в целях  предупреждения этого социально-негативного  поведения. Очевидно, что предупреждение коррупционных преступлений помощью  уголовно-правовых средств должно быть социально обусловленным, криминогенно мотивированным, комплексным (посредством  межотраслевого правового регулирования) и научно обоснованным.

Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного  внимания со стороны государства, поскольку  это опасное явление порождает  такие негативные последствия, как  социальное неравенство, тотальное  разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к  государственной власти и ее институтам.

Внедряясь в различные  сферы экономики и общества, приобретая новые криминологические характеристики, коррупция оказывает деструктивное  влияние на устойчивое социально-экономическое  развитие государства и поэтому  является серьезной угрозой его  национальной безопасности.

Таким образом, в Республике Беларусь создана законодательная  база для борьбы с коррупционными преступлениями, которая носит системный  характер.

Главной особенностью коррупционных  преступлений является то, что они  совершаются лицами, наделенными  властными полномочиями – должностными лицами. Используя юридическую терминологию, можно сказать, что субъектами этих преступлений являются должностные  лица.

Одним из самых сложных  вопросов уголовного права при квалификации таких преступлений является выяснение  вопроса, относится лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, к  категории должностных лиц или  нет. Краткий обзор законодательства, регламентирующего борьбу с коррупцией, позволяет сделать вывод, что в целом необходимая правовая база в стране имеется. 

Главными тенденциями в сфере борьбы с коррупцией остаются увеличение числа выявляемых преступлений, наметившийся организованный характер преступности и увеличение сумм ущерба. Наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в сферах торговли, промышленности, государственного управления, сельского хозяйства, строительства, образования.

Подводя общий итог рассматриваемому нами вопросу, можно сказать, что  издревле коррупция как таковая  существовала и существует во всех странах. Она не является уделом только Беларуси. Разрешение этой проблемы возможно только на основе комплексного подхода, с учетом результатов научных  исследований, изучения положительного опыта других стран. Однако рассчитывать на серьезные успехи в деле борьбы с коррупцией можно только в том  случае, если решением проблемы займется все общество, а не только «компетентные государственные органы». Ответственность за будущее лежит, прежде всего, на самих гражданах республики, инициативных и ответственных представителях гражданского общества. Только совместными усилиями каждого гражданина через осознание степени негативного влияния коррупции на все стороны общественной жизни и важности содействия правоохранительным органам в борьбе с указанным социальным пороком можно добиться определенных успехов в его искоренении.

 


Информация о работе Коррупция