Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:12, курсовая работа
Одним из элементов состава преступления является субъект преступления, т.е. физическое, вменяемое лицо, совершившее преступление. Действующий Уголовный кодекс не дает определение понятию «субъект преступления», используя в качестве синонима термин «лицо, совершившее преступление». Вместе с тем именно в ст. 19 УК называются необходимые признаки, характеризующие то или иное лицо как субъекта преступления. Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ и практических проблем с помощью комплексного анализа правовых норм, затрагивающих категории вменяемости, невменяемости и уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами.
Введение.........................................................................................................1
Глава 1. Понятие вменяемости, ее уголовно-правовое значение. Критерии возрастной невменяемости...................................................................5
1.1Вменяемость. Ее уголовно-правовое значение.....................................5
1.2 Понятие возрастной невменяемости. Ее критерии..............................8
1.3 Невменяемость. Ее сущность и содержание.......................................18
1.4 Ограниченная вменяемость..................................................................25
Глава 2. Критерии невменяемости. Юридическая природа принудительных мер медицинского характера..................................................30
2.1 Критерии невменяемости. Медицинский критерий..........................30
2.2 Юридический критерий (психологический)......................................37
2.3Юридическая природа принудительных мер медицинского характера................................................................................................................43
Заключение..................................................................................................50
Список используемой литературы............................................................52
Историческая
практика применения мер уголовной
ответственности закономерно
В соответствии со ст. 20 УК уголовная ответственность лица наступает, по общему правилу, по достижении им 16-летнего возраста. Установление этого возраста не является произвольным, а определяется с учетом исторического опыта уголовно-правового регулирования, данных педагогики, медицины, психологии и биологии об этапах формирования человеческой психики.
В части 2 ст. 20 УК перечислены преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет. Законодатель выделил эти составы преступления, руководствуясь следующими основаниями:
1) традиционность,
так как именно обычный для
всех времен характер деяния
позволяет считать, что
2) относительно высокая степень общественной опасности ряда преступлений;
3) распространенность в среде несовершеннолетних;
4) мера
социальной терпимости к
Устанавливая тот или иной возраст наступления уголовной ответственности, законодатель также принимает в расчет способность осознания не только самого факта нарушения закона (в таком случае ответственность за убийство или кражу можно было бы установить и с более раннего возраста), но и социальной ценности соблюдения соответствующих запретов.
За совершение отдельных преступлений уголовная ответственность наступает не с 16-летнего, а с более позднего возраста, который устанавливается непосредственно в статьях Особенной части УК (например, ст. 150, 151) либо вытекает из смысла закона (например, ст. 285, 286 УК).
Лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности с ноля часов суток, следующих за днем рождения. Если отсутствуют данные о дате рождения несовершеннолетнего, то его возраст устанавливается с помощью судебно-медицинской экспертизы, а днем рождения подсудимого считается последний день года, который назван экспертами. При определении возраста максимальным и минимальным числом лет суд исходит из предполагаемого экспертизой минимального возраста несовершеннолетнего.
На основании
изложенного можно сделать
В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК, если лицо хотя и достигло указанного в законе возраста, но не обладает необходимыми психофизическими свойствами, позволяющими ему правильно оценивать свое поведение, он не подлежит уголовной ответственности. Эта норма позволяет органам предварительного следствия и суда учитывать явно выраженное отставание интеллектуального и волевого развития несовершеннолетнего. Таким образом, не вменяется в ответственность деяние, совершенное лицом по достижении возраста, указанного в ч.1 и 2 ст. 20 УК, если оно вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им.
В науке уголовного права несоответствие психического развития подростка его фактическому возрасту именуется «возрастная невменяемость».
Необходимо отметить, что развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды, и если он не получает в это время необходимой информации, то его созревание замедляется. Отставания в психическом развитии проявляются достаточно разнообразно: кроме интеллектуальной недостаточности и незрелости психики встречаются также нарушения поведения и воли, эмоциональной сферы. У таких лиц не сформированы критические способности и способности адекватно прогнозировать последствия своих действий. Задержка психофизического развития на уровне детского или подросткового возраста именуется инфантилизмом. В психиатрии приводятся различные виды инфантилизма. По происхождению выделяют инфантилизм конституциональный, органический, эндокринный, социально-культурный. Однако все виды инфантилизма, кроме последнего, относятся к формам психической патологии и не могут являться признаком «возрастной невменяемости». Соответственно, для рассматриваемого понятия имеет значение только инфантилизм, обусловленный социальной или педагогической запущенностью, поскольку он не связан с психическим расстройством. Этому условию в полной мере отвечает только социально-культурные формы инфантилизма5. Социальный инфантилизм наблюдается при нормальном физическом и психологическом развитии. Ему свойственны не соответствующие возрасту черты детскости в поведении, в суждениях, а также повышенная внушаемость, эмоциональная неустойчивость. Возникновение указанного выше состояния формируется под воздействием следующих факторов:
1) педагогическая запущенность. Для нормального развития подростка большое значение имеют условия воспитания. Дети, выросшие в детских домах, малокультурных семьях, где никто не занимается их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Подобное наблюдается и при недостатке внимания, любви и заботы. Также временная психическая задержка развития может появиться из-за длительной разлуки с родителями и близкими, когда подросток находится в больницах и санаториях («госпитализм»).
Отсутствие или недостаточность правильного педагогического воздействия выступает одной из главных причин отставания в психическом развитии подростков с полноценной психикой. Психические функции человека развиваются в процессе обучения и воспитания, а не являются следствием созревания в определенное время тех или иных мозговых структур. Соответственно, без надлежащего обучения и воспитания у подростков со здоровой психикой возникает недоразвитие отдельных функций психики;
2) неправильное воспитание. В этом случае родители чрезмерно опекают ребенка, не позволяют ему самому вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста. Такие дети являются эгоцентричными, капризными, невыносимыми, беспомощными, они стремятся к сочувствию и признанию, но при этом проявляют неоправданные амбиции и претензии. Несмотря на то что для их возраста у них нормальный интеллект, подростки плохо приспособлены к реальной жизни. Это состояние в судебной психиатрии именуется «синдром единственного ребенка»;
3) «сенсорная депривация» (слепота, глухота, глухонемота). Сами по себе указанные дефекты не являются психическими расстройствами и не обязательно приводят к отставанию в психическом развитии. Это происходит, если сенсорная депривация не была своевременно выявлена, вследствие чего ребенок был лишен специального обучения и воспитания. При слепоте инфантилизм связан с дефектом зрения. Задержка психического развития при глухоте связана с непониманием речи других людей, что ведет к ограниченности информации. Если слух снижается в раннем детском возрасте, то велика вероятность, что это отразится на психическом развитии подростка. Соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, также могут отразиться на психическом развитии ребенка, если они протекали в длительной или тяжелой форме. При этом может наблюдаться не только отставание в психическом развитии, но и олигофрения.
Таким образом, вышеперечисленные причины образуют понятие «отставание в психическом развитии», если они:
1) носят временный характер, т.е. при правильном воспитании и обучении (при социальном инфантилизме) и лечении (при соматических заболеваниях) задержка развития является обратимой;
2) не связаны с психическими расстройствами.
Необходимо отметить, что социальный инфантилизм или соматические заболевания будут обязательными признаками возрастной невменяемости только в случае, если они окажут влияние на способность подростка в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Следовательно, «возрастная невменяемость» характеризуется еще и юридическим критерием, который предполагает ослабление указанной способности из-за того, что она не получила должного развития. При возрастной невменяемости лицо из-за психического недоразвития лишено возможности в полной мере сознательно регулировать свое поведение.
Эта способность складывается постепенно в результате воспитания, обучения и наблюдения. Родители и педагоги с детства разъясняют подростку опасность некоторых поступков. К определенному возрасту у несовершеннолетних формируется жизненный опыт, который позволяет им соотносить свои действия (бездействие) с общепринятыми нормами. Если же несовершеннолетний был лишен надлежащего обучения и воспитания, то ему значительно труднее, чем его сверстникам, ориентироваться в жизни. Недостаточное осознание своих действий (бездействия), а также слабость волевого процесса происходит из-за того, что психическое развитие таких подростков отстает от их фактического возраста.
Кроме того, необходимо установить, что именно во время совершения общественно опасного действия (бездействия) отставание в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, оказывало влияние на интеллектуально-волевую сферу психической деятельности подростка.
Возрастная невменяемость характеризуется следующими признаками (критериями):
1) медицинским — наличие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством;
2) юридическим, который означает, что лицо не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
3) временным (темпоральным), указывающим на то, что именно в момент совершения общественно опасного деяния два других признака возрастной невменяемости влияли на поведение подростка.
Сделаем вывод. Таким образом, «возрастная невменяемость» — это правовое понятие, которое означает, что лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, в момент совершения общественно опасного деяния вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения либо руководить им.
Значение «возрастной
Из выше сказанного придем к следующим выводам.
Во-первых, при обнаружении у лица отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, уголовная ответственность в отношении него прекращается.
Во-вторых, возрастную невменяемость составляют три критерия, а именно: медицинский, юридический и временной.
В-третьих, данный институт возрастной невменяемости позволяет подходить к каждому конкретному делу индивидуализировано.
Практика применения ч. 3 ст. 20 УК РФ только начала складываться, но ее анализ уже позволяет говорить о пробелах в уголовном праве РФ. Речь идет о неоднозначном подходе законодателя к различным психическим состояниям несовершеннолетних. Возникает противоречие – психически здоровые несовершеннолетние вследствие отставания в психическом развитии не подлежат уголовной ответственности (ч.3 ст.20 УК РФ), a несовершеннолетние с психическими расстройствами в рамках вменяемости подлежат уголовной ответственности, и к ним могут быть применены принудительные меры медицинского характера (ст. 22 УК РФ). Предоставление привилегий несовершеннолетним вследствие их отставания в психическом развитии противоречит здравому смыслу, т. к. несовершеннолетние с психическими аномалиями подлежат уголовной ответственности. Такое положение является парадоксальным, поскольку нет вины несовершеннолетнего в том, что отставание в его развитии связано с психическими расстройствами или не связано с ним. Поэтому в соответствии с провозглашенными в УК РФ принципами справедливости и равенства перед законом две группы несовершеннолетних с психической отсталостью, одинаково характеризуемые с точки зрения противоправного поведения, должны находиться в одинаковом правовом положении.
Рассмотрим, как пример практику дореволюционной России. Так, согласно уголовному уложению 1903 г., которое установило возраст уголовной ответственности в 10 лет, несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет не подвергались уголовной ответственности, если они "не могли понимать свойства и значения совершенного ими деяния или руководить своими поступками". К таким лицам применялись соответствующие меры, например: передача под надзор родителей или иных лиц с их согласия, помещение в исправительно-воспитательные учреждения. Поэтому, чтобы исключить возможные трудности с применением части 3 статьи 20, следует установить минимальный возраст уголовной ответственности не ниже того возраста, когда лицо уже может осознавать фактический характер своих действий, может осознавать правовые последствия своих поступков и уяснить запреты, установленные в Особенной части УК РФ. Так же следует обратить внимание на практику применения в отношение лиц с психическим отставанием, не связанным с расстройством психики мер воспитательного характера, что позволит снизить преступность. Четкое закрепление в законе возраста, до достижения которого уголовная ответственность невозможна, соответствует принципу законности. Передача этой компетенции судам привело бы к произволу и нарушению принципа равенства перед законом. Это одна из тех ситуаций, когда формализм закона служит во благо. Следует отметить, что эта проблема перестала быть предметом дискуссии в науке уголовного права, хотя, к сожалению, в массовом правовом сознании встречается и негативное отношение к формализации возраста уголовной ответственности. Нередко и средства массовой информации способствуют этому, освещая ужасы "преступлений", совершаемых малолетними, и выражая недовольство освобождением их от уголовной ответственности. Но закон игнорировать нельзя. Если будет признано необходимым снизить возраст уголовной ответственности за наиболее тяжкие преступления против личности, то сделать это можно только путем внесения изменений в УК РФ. Так, Уголовный кодекс Республики Узбекистан 1994 г. специально предусмотрел пониженный (13 лет) возраст уголовной ответственности за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, в то время как за остальные преступления ответственность наступает с 14, 16 или 18 лет.