Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:30, курсовая работа
Научная новизна исследования состоит в том, что автор после внесения изменений в уголовно-правовые нормы об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов осуществил комплексное изучение проблемы уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, решение которой вносит существенный вклад в борьбу с организованной преступностью и коррупцией, охватив при этом ряд новых сложных вопросов теории и практики, на базе полученных исследовательских результатов подготовил предложения по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменения.
Введение 3
1 Правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем 7
1.1 Международное законодательство в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем 7
1.2 Правовые основы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в Российской Федерации 9
2 Анализ составов преступлений, предусмотренных ст.174 и 174.1 УК РФ 15
2.1 Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем 15
2.2 Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем 21
2.3 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем 24
Заключение 28
Глоссарий 32
Список сокращений 34
Список использованных источников 35
1.2 Правовые основы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в Российской Федерации 9
Введение
Десятый Конгресс ООН
по предупреждению преступности и обращению
с правонарушителями
Большим достижением Совета Европы
в области противодействия
Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем, была введена ст. 174 УК РФ 1996 г. К настоящему времени нормы об ответственности за рассматриваемое деяние претерпели серьезные изменения. Во-первых, в связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» уголовная ответственность была установлена за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным, а не незаконным путем, как это было ранее. Кроме того, была введена ст. 174.1, предусматривающая ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. Таким образом, появились две статьи (ст. 174 и 174.1) об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов. Во-вторых, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. и Федеральным законом от 21 июля 2004 г. в статьи 174 и 174.1 УК вновь были внесены изменения. В частности, из частей первых указанных статей был изъят порог, с которого ранее наступала уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем.
Статистические данные свидетельствуют о следующих тенденциях в регистрации преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ: 2002 г.-1129 (ст. 174), 80 (ст. 174.1); 2003 г.-488 (ст. 174), 132 (174.1); 2004 г. - 271 (ст. 174), 1704 (174.1); 2005 г. - 524 (ст. 174), 6936 (174.1); 2006 г . - 631 (174), 7326 (174.1), однако в 2010 году всего 315 и 839 соответственно (Приложение А)2.
Появился ряд вопросов правоприменения, требующих разрешения, в том числе связанных с несовершенством конструкции уголовно-правовых норм об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов, определения крупного размера отмываемых доходов при квалификации деяний по ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174.1 УК РФ, введения ответственности за особо крупный размер отмываемых преступных доходов, выделение преступных доходов во всей массе доходов, которая отмывается и т.д.
Вопросы уголовно-правовой борьбы и предупреждения легализации преступных (незаконных) доходов освещались в трудах К. Н. Алешина, В. М. Алиева, С. Б. Болоцкого, А. В. Вершинина Б. В. Волженкина, Л. Д. Гаухмана, А. В. Земсковой, А. Ф. Истомина, И. К. Камынина, О. Г. Карповича, Л. Р. Клебанова, А. П. Короткова, Ю. В. Короткова, В. В. Лаврова, В. Д. Ларичева, Е. К. Логинова, Н. А. Лопашенко, С. В. Максимова, О. Ю. Некрасовой, П. Г. Пономарева, А. П. Севрюков, Г. К. Синилова, И. С. Туманова, Г. А. Тосуняна, А. А. Шебунова, Е. С Шетковой, П. С Яни и других исследователей.
Несмотря на довольно
значительную степень научной
Изложенные обстоятельства определили практическую и научную актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области уголовно-правовой борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, а предметом - уголовно-правовые нормы, воздействующие на указанные общественные отношения с позиций повышения их результативности, административные и иные нормативные правовые акты, аналитические данные о рассматриваемом виде преступности, специальная литература по уголовному праву, уголовные дела, возбужденные по ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ.
Целью исследования стала комплексная разработка теоретико-прикладной проблемы уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, подготовка на этой базе вытекающих из новых социальных потребностей предложений по совершенствованию уголовного законодательства.
Указанная цель достигалась
путем решения следующих
- рассмотреть правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем;
- выявления и анализа
Методологической основой
Нормативная база исследования включает международно-правовые акты ООН, действующее уголовное, гражданское, административное, уголовно-процессуальное законодательство и иные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы противодействия легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых в области социологии, уголовного, гражданского, административного права, социального управления, а также других гуманитарных наук, имеющих отношение к теме исследования, таких, как: А. И. Рарога, Д. В. Беседина, Б. В. Волженкина, В. С. Давыдова, В. А. Никулина, А. К. Бекряшева, В. Н. Курченко и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что автор после внесения изменений в уголовно-правовые нормы об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов осуществил комплексное изучение проблемы уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, решение которой вносит существенный вклад в борьбу с организованной преступностью и коррупцией, охватив при этом ряд новых сложных вопросов теории и практики, на базе полученных исследовательских результатов подготовил предложения по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменения.
Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка сокращений, списка использованных источников и приложение.
История возникновения законодательства, нацеленного на борьбу с отмыванием криминальных доходов, связана с осознанием опасности вливания в легальную экономику средств, полученных в результате совершения преступлений. Если эти средства становятся сопоставимыми с доходами крупных корпораций, значит, они способны повлиять на стабильность мировой финансовой и экономической систем, становятся серьезным фактором риска, эффективно противодействовать которому можно только в рамках стратегии угрозы уголовно-правового преследования3.
Прошлое столетие можно охарактеризовать как период усиления международной борьбы с преступными явлениями, которые наносят ущерб не только обществу и отдельным государствам, но и всему мировому сообществу в целом. Следует отметить, что создание новых международных уголовно-правовых норм и их принятие происходило со значительным опозданием, которое иногда
Основным международным правовым актом по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, является принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 года Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, в ст.6 которой закрепляется перечень правонарушений, связанных с отмыванием доходов:
- конверсия или передача имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать правовых последствий своих деяний;
- утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;
- приобретение, владение или использование имуществом, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем;
- участие или соучастие в любом из указанных правонарушений, или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого правонарушения.
Следует отметить, что 16 мая 2005 года на международном саммите в Варшаве утвержден текст новой редакции Страсбургской конвенции 1990 года, которая получила название Конвенции об отмывании, финансировании терроризма, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступлений. Она, в частности, распространяет действие Конвенции 1990 года на финансирование терроризма, устанавливает требования в отношении организации внутреннего контроля в финансовых организациях в целях проверки своих клиентов на выявление подозрительных операций, предусматривает более жесткие меры в отношении конфискации доходов, полученных преступным путем4.
Кроме того, согласно Конвенции
ООН против транснациональной
Также нормы о криминализации коррупционных преступлений, мерах борьбы с ними и о противодействии легализации доходов, полученных в результате их совершения, предусматривающая в Конвенции ООН против коррупции 2003 года.
Таким образом, мировой опыт показывает, что борьба с отмыванием (легализацией) преступных доходов началась в начале XX века. На первом этапе были криминализированы подделка или изменение денежных знаков, а также незаконное распространение и изготовление наркотиков, на втором - совершение финансовых операций и перевод собственности в связи с совершенными преступлениями. Третий этап развития международного законодательства, который продолжается и в настоящее время, характеризуется тем, что международное сообщество начинает принимать меры по усилению борьбы с отмыванием доходов, полученных в результате совершения любых преступных деяний.
Отличительной чертой системы международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией является роль рекомендательных актов международных организаций - Сорок рекомендаций ФАТФ, Восемь специальных рекомендаций ФАТФ по противодействию финансирования терроризма разработаны с учетом положений универсальных и региональных международно-правовых актов в данной сфере. В результате активности деятельности ФАТФ и региональных организаций, созданных по типу ФАТФ, основные положения международно-правовых актов, образующие систему, распространяются на государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров и членами ФАТФ5.