Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 09:40, курсовая работа
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет довольно длительную историю. Упоминание об этом виде наказания можно найти в Русской Правде, в Соборном уложении 1649г., в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., а также в Уголовном уложении 1903 г. Кроме того, в Советской России наказание в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью занимало всегда солидное место в Уголовных кодексах, за исключением Уголовного Кодекса РСФСР 1922 г., где такого наказания не предусматривалось.
ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)»
Юридический факультет
и процесса
Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по УК РФ
Курсовая работа
по дисциплине: «Уголовное право»
2014/2015 уч. год
Казань - 2015
Введение
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет довольно длительную историю. Упоминание об этом виде наказания можно найти в Русской Правде, в Соборном уложении 1649г., в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., а также в Уголовном уложении 1903 г. Кроме того, в Советской России наказание в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью занимало всегда солидное место в Уголовных кодексах, за исключением Уголовного Кодекса РСФСР 1922 г., где такого наказания не предусматривалось.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что стремительно изменяющаяся общественно-политическая ситуация в стране вносит постоянные коррективы в практику назначения и исполнения уголовных наказаний, требует обеспечения дифференцированного подхода к соотношению основных и дополнительных наказаний. И в частности это касается лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по Уголовному Кодексу Российской Федерации (далее УК РФ).
В системе наказаний, установленных российским уголовным законом, особое место принадлежит лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ)1.
В ст. 47 УК РФ речь идет о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, т.е. закон говорит о двух самостоятельных видах наказания: 1) лишении осужденного права занимать должность на государственной службе и в органах местного самоуправления и 2) лишении осужденного права заниматься определенной деятельностью. Большинство исследователей также исходят из того, что в ст. 47 УК речь идет фактически о двух видах наказания.
Анализ изменений, внесенных в ст. 47 УК РФ в 2009 и 2011 гг., позволяет отметить, что законодатель пошел по пути увеличения срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначаемого в качестве дополнительного наказания, вплоть до двадцати лет (например, по делам о преступлениях против половой неприкосновенности малолетних и несовершеннолетних), а также уточнил особенности исчисления срока наказания при дополнении им лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, ареста, принудительных работ.
Таким образом, законодатель не демонстрирует повышенного внимания к данному виду наказания и не рассматривает его в качестве перспективной меры в системе наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Цель исследования – проанализировать лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить историко-теоретические аспекты лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью;
- дать уголовно-правовую
характеристику лишения права
занимать определенные
- исследовать проблемы и перспективы законодательного регулирования лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как вида уголовного наказания.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, сравнительно-правовой.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: Е.С. Крылова, Е.С. Литвина, Н.А. Лопашенко, В.И. Михайлов, Н.Ф. Нураева и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка нормативно-правовых актов, материала судебной практики и специальной литературы.
Упоминание о наказании в виде лишения права можно найти и в Русской Правде, и в Соборном уложении 1649 г., предусматривалось оно и Уложением о наказаниях 1845 г. На лишение прав состояния указывалось и в Уложении 1903 г.
Лишение прав как санкция уголовного права становится известной российскому законодательству только с эпохи Империи. Однако очевидным является то, что сам факт претерпевания наказания в древности содержал в себе элемент опорочивания лица, утери чести.
Тем не менее, только в законодательстве Петра Великого встречается термин «шельмование». Согласно гл. 53 Регламента 1720 г. ошельмованное лицо не могло быть свидетелем на суде, его здоровье, имущество не охранялись законом, с ошельмованным запрещалось вести какие бы то ни было дела и поддерживать дружеские отношения. По смыслу этой главы видно, что лишенный чести лишается определенных прав. Причем это лишение прав имеет значение основного наказания2.
Дальнейшее развитие законодательства о правопоражении (таково было официальное наименование этой санкции в русском дореволюционном праве) приходится на период правления Екатерины Великой, при которой окончательно оформляется статус двух сословий: дворянства и городских обывателей. Именно в этот период у преступников из данной среды появляются права, которые можно отнять по суду в качестве кары за совершенное преступление.
Уложение о наказаниях 1845 г. воспринимает эту санкцию в полной мере (ст. 17). Наказание имеет сугубо субсидиарную роль и назначается наряду с другими. Важно также то, что теперь законодатель четко определяет, в чем состоит право поражения или «лишения всех прав состояния», если следовать легальной терминологии3.
Уголовное уложение 1903 г. сохранило подобную санкцию в качестве субсидиарного наказания (ст. 25). Правда, теперь законодатель дополнил эту меру наказания конкретным перечнем правопоражений в отношении лица, лишенного всех прав состояния (ст. 30). В понятие правопоражения, разумеется, входило поражение в служебных правах, то есть отрешение от должности или воспрещение занимать ту или иную должность.
Советское законодательство полностью восприняло эту санкцию, предельно расширив ее действие по кругу лиц. Социальное происхождение лица до 1936 г . напрямую влияло на его правоспособность. Особенностью советского подхода было то, что правопоражению придавался конституционный статус (ст. 23 Конституции РСФСР 1918 г.).
Последующее законодательство в этой области знало наряду с термином «поражение в правах» конкретные виды правопоражения:
– исключение из объединения на время или навсегда (п. «д»);
– отрешение от должности (п. «ж»);
– воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или иную работу (п. «з»);
– лишение политических прав (п. «к» ст. 25 Начал 1919 г.).
Эти виды правопоражения были сохранены в последующем законодательстве (ст. 32 УК РСФСР 1922 г., ст. 13 Основных начал 1924 г., ст. 20 УК РСФСР 1926 г., ст. 21 УК РСФСР 1960 г.). Относительным новшеством было то, что УК РСФСР 1960 г. не знал санкции «поражение в политических правах», но отсутствие такой санкции было бессмысленным, поскольку у советских граждан политических прав никогда и не было.
Законодатель только несколько изменил содержание анализируемого наказания по сравнению с УК РСФСР 1960 г. Так, согласно ч. 1 ст. 47 УК РФ данный вид наказания заключается в «лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью».
В ст. 47 УК РФ речь идет о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, т.е. закон говорит о двух самостоятельных видах наказания: 1) лишении осужденного права занимать должность на государственной службе и в органах местного самоуправления и 2) лишении осужденного права заниматься определенной деятельностью. Большинство исследователей также исходят из того, что в ст. 47 УК речь идет фактически о двух видах наказания4.
В литературе можно найти и противоположную позицию о том, что это наказание является единым и образует один вид наказания5. Но с приведенной точкой зрения нельзя согласиться.
Во-первых, по своему содержанию лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью имеют существенные отличия.
Во-вторых, как справедливо обращает внимание Е.С. Крылова, в пользу признания того, что это два самостоятельных вида наказания, свидетельствует то, что применительно к несовершеннолетним в п. «б» ч. 1 ст. 88 УК РФ предусматривается только один из этих видов наказаний – лишение права заниматься определенной деятельностью6.
В-третьих, Верховный Суд РФ в одном из своих постановлений указал, что «исходя из положений ст. 45 и 47 УК РФ за совершение одного и того же преступления осужденному не могут быть назначены одновременно лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью»7, тем самым косвенно подтвердив тезис о том, что это два самостоятельных вида наказания.
Итак, в соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Включение данного вида наказания в систему наказаний обусловлено стремлением законодателя предупредить рецидив со стороны лиц, преступления которых были связаны с их должностным положением, выполнением профессиональных функций или занятием иной деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре.
Таким образом, стоит сделать вывод, что упоминание о наказании в виде лишения права можно найти и в Русской Правде, и в Соборном уложении 1649 г., предусматривалось оно и Уложением о наказаниях 1845 г. На лишение прав состояния указывалось и в Уложении 1903 г.
В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.
При назначении наказания в виде лишения права занимать
определенные должности в качестве основного
или дополнительного вида наказания суду
следует исходить из того, что данное наказание
не предполагает запрет занимать какую-либо
конкретную должность (например, главы
органа местного самоуправления, начальника
штаба воинской части). Поэтому в приговоре
должен быть указан не перечень, а определенная
конкретными признаками категория должностей,
на которую распространяется запрет (например,
должности, связанные с осуществлением
функций представителя власти либо организационно-