Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 09:40, курсовая работа
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет довольно длительную историю. Упоминание об этом виде наказания можно найти в Русской Правде, в Соборном уложении 1649г., в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., а также в Уголовном уложении 1903 г. Кроме того, в Советской России наказание в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью занимало всегда солидное место в Уголовных кодексах, за исключением Уголовного Кодекса РСФСР 1922 г., где такого наказания не предусматривалось.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, выглядит детализация в уголовном законодательстве запретов, которые могут возлагаться на осужденного. Как уже отмечалось, лишение права занимать определенные должности гарантировано не столько положениями УК РФ, сколько положениями законодательства о государственной службе. Лишение права заниматься определенной деятельностью частично получило конкретизацию в санкции ст. 264 УК РФ, что делает возможным и дальнейшее уточнение возлагаемых запретов. В этой связи можно предложить следующее.
Во-первых, в связи с утратой самостоятельного исключительно уголовно-правового значения ликвидировать институт лишения права занимать определенные должности.
Во-вторых, отказаться от применения рассматриваемого вида наказания в качестве основного, выведя его только в дополнительные.
В-третьих, провести конкретизацию видов запрещенной деятельности или занятия по следующим параметрам: - служебное положение – ограничение служебного статуса, если преступление совершено с его использованием, при этом для формулировки запрета судье будет достаточно установить видовое наименование занимаемой осужденным должности (и само понятие «должность» будет подразумевать руководящую и иную работу в учреждении или организации государственной или негосударственной принадлежности); - профессиональная деятельность – запрет становится уместным во всех случаях, когда имеет место ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, с его формулировкой тоже не должно возникнуть проблем; - управление источником повышенной опасности – понятие источника повышенной опасности сформулировано в ГК РФ23, в действующем УК РФ упоминается только одна разновидность – транспортное средство, причем в связи с частотой применения именно такого лишения назрела необходимость специальной законодательной характеристики его как подвида лишения права заниматься определенной деятельностью.
Помимо этих трех позиций, в систему лишения права заниматься определенной деятельностью возможно включение следующих ограничений: - работа в определенной сфере (реализация товаров, работ, услуг); - работа на объектах, являющихся источниками повышенной опасности; - работа в выборных учреждениях или органах законодательной власти; - осуществление некоторых семейных прав (при осуждении, например, по ст. 156-157 УК РФ); - занятие служебного положения, позволяющего осуществлять руководство коллективом или иные распорядительные полномочия (при осуждении, например, по ст. 133 УК РФ или за другое преступление, совершенное с использованием служебной зависимости); - участие в любительских и профессиональных соревнованиях, объединениях, деятельности общественных организаций; - использование определенных предметов или вещей в профессиональных или личных целях (компьютерная техника, доступ к интернет-ресурсам). Детализация видов деятельности, которой осужденному запрещено заниматься, позволит избежать использования судами абстрактных формулировок (например, в одном из изученных нами дел в приговоре осужденному было запрещено «выполнять работу на предприятиях, организациях, учреждениях, независимо от формы собственности»24).
Далее, на фоне устойчивой тенденции применения лишения права управления транспортным средством за совершение преступных нарушений безопасности дорожного движения представляется возможным и необходимым расширение применения ограничений служебного и профессионального профиля. В связи с этим становится необходимой дополнительная уголовно-правовая охрана, меры которой связаны с удалением лиц, совершивших преступления, сопряженные с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей, из профессиональной среды. Такое воздействие отвечает критериям социальной справедливости и может способствовать укреплению общественной безопасности. Поэтому необходимо во всех случаях, когда преступление совершено вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей, предусмотреть лишение права занятия профессиональной деятельностью в качестве обязательного дополнительного наказания.
Далее, преступления, совершенные по службе, далеко не всегда связаны с коррупционными проявлениями или хищениями имущества; определенная их часть совершается руководителями в отношении подчиненных (при этом даже судебная система не свободна от этого, имелись, хотя и немногочисленные, прецеденты совершения преступлений судьями в отношении секретарей или помощников). В связи с этим уместно во всех случаях, когда преступление совершено в отношении подчиненного, назначать в качестве обязательного дополнительного наказания лишение права осуществлять руководящие функции (буквальная терминология – «занимать определенные должности» – сейчас использоваться не может по причинам, связанным со спецификой этого понятия в уголовном законодательстве)25.
Обобщив перспективы совершенствования положений законодательства о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, можно предложить следующую редакцию ст. 47 УК РФ:
«Статья 47. Лишение права заниматься определенной деятельностью.
1. Лишение права заниматься
определенной деятельностью
2. Лишение права заниматься
определенной деятельностью
3. Лишение права заниматься
определенной деятельностью
4. Срок наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью исчисляется со дня вступления приговора в законную силу, если основное наказание не связано с изоляцией от общества. При назначении осужденному в качестве основного наказания принудительных работ или лишения свободы срок лишения права заниматься определенной деятельностью исчисляется со дня освобождения осужденного от основного наказания. При этом учреждения, исполняющие основное наказание, обязаны в период его исполнения соблюдать требования приговора относительно лишения права заниматься определенной деятельностью.
5. При уклонении осужденного от отбывания лишения права заниматься определенной деятельностью, установленного органом, исполняющим наказание, в срок наказания не засчитывается весь период со дня вступления приговора в законную силу и до дня установления факта уклонения от отбывания наказания».
В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания.
Фактически это наказание состоит из двух видов запрета: 1) запрет на занятие должностей на государственной службе и в органах местного самоуправления; 2) запрет на занятие определенной профессиональной или иной деятельностью.
Основанием применения этого вида наказания является невозможность сохранения за лицом, совершившим преступление, права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Вывод о такой невозможности должен вытекать из обстоятельств, характеризующих как совершенное преступление, так и личность виновного.
Уголовно-правовые проблемы применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью связываются в целом с неполнотой правового регулирования, предложенного в ст. 47 УК РФ и других положениях его Общей и Особенной части, а равно с игнорированием судьями требований о подробном включении в приговор мотивировок принятых решений. Следует выделить несколько групп проблем:
- в силу особенностей конструкции ст. 47 УК РФ существуют сложности с определением объема перспективных правоограничений: чего конкретно носитель определенного служебного положения (должностного, профессионального или иного) должен быть лишен;
- определенные трудности, на наш взгляд, создаются за счет не вполне подробной характеристики общих начал назначения наказания в ч. 3 ст. 60 УК РФ: 1) учет судом характера и степени общественной опасности преступления; 2) учет особенностей личности виновного; 3) анализ влияния назначенного наказания на условия жизни семьи осужденного и его исправление;
- вызывает трудности определение возможности назначения данного вида наказания в качестве основного (либо вследствие присутствия его в санкции нормы Особенной части УК РФ, по которой квалифицируется совершенное преступление, либо вследствие применения судом правил, предусмотренных ст. 64 УК РФ, – в части назначения более мягкого наказания, не предусмотренного санкцией);
- проблемы возникают и при решении вопроса о назначении данного вида наказания в качестве дополнительного;
- справедливость назначенного наказания связывается не столько с исправительной целью, сколько с восстановлением социальной справедливости и предупреждением совершения новых преступлений.
Перспективы совершенствования положений законодательства о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью позволяет сформулировать новую редакцию ст. 47 УК РФ.
Также представляется возможным дополнить некоторые санкции статей главы 30 УК РФ, где отсутствует наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, таким видом наказания, а также увеличить срок лишения права занимать государственные должности. В ряде статей вообще можно ввести ограничение в виде пожизненного лишения права занимать должности.
Список нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
I. Нормативно-правовые акты
II. Материалы судебной (или иной юридической) практики
III. Специальная литература