Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по УК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2015 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет довольно длительную историю. Упоминание об этом виде наказания можно найти в Русской Правде, в Соборном уложении 1649г., в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., а также в Уголовном уложении 1903 г. Кроме того, в Советской России наказание в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью занимало всегда солидное место в Уголовных кодексах, за исключением Уголовного Кодекса РСФСР 1922 г., где такого наказания не предусматривалось.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой)8. В данном случае речь идет не только о трудовой деятельности, но и об иных видах деятельности, например, запрещение управлять автомобилем или иным транспортным средством по приговору суда относится не только к работе по найму в качестве шофера, но и к управлению автомобилем, принадлежащим на праве собственности осужденному, членам его семьи, друзьям, знакомым9.

При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Как основное оно может быть назначено только в случаях, когда в качестве наказания оно предусмотрено в санкции статьи или части статьи Особенной части УК РФ. В качестве дополнительного наказания оно может быть назначено и в случаях, не предусмотренных санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой осужден виновный. При решении вопроса о возможности назначения этого вида наказания в качестве дополнительного суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность виновного, которые не позволяют сохранять за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно  лишение  права  занимать  определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.

Предусмотренные ст. 47 УК РФ виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные  обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления10.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ). Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах (ч. 1 ст. 72 УК РФ). В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия (ч. 4 ст. 47 УК РФ).

В соответствии со ст. 36 УИК РФ11 срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

При назначении лишения права занимать определенные должности  или заниматься  определенной  деятельностью в качестве дополнительного  вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.

Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются также на все время отбывания осужденным указанных основных видов наказаний.

Последствием лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью для осужденного является не только само по себе исполнение этого вида наказания, но и то, что оно может привести к ограничению или утрате им льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или работой, к прерыванию специального трудового  стажа, а также к снижению размера заработной платы или иного заработка12.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное как в качестве основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Указанное наказание назначенное в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания – уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных (ч. 1 и 2 ст. 33 УИК РФ).

Требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполни-тельной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию (ст. 35 УИК РФ).

Осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, вместе  с  тем УК РФ не предусматривает ответственности за уклонение от выполнения осужденным предписаний приговора. В отдельных случаях лицо, не исполняющее приговор, может быть привлечено к административной ответственности, например, когда управляет автомобилем без соответствующих прав.

Оценивая исследуемый вид наказания, некоторые авторы считают, что его наличие в системе наказаний противоречит принципам уголовного права. Так, Н.А. Лопашенко отмечает: «Принцип равенства «подправляет» должностное положение лица, совершившего преступление, поскольку в отношении таких лиц возможно назначение специального наказания – лишения права занимать определенные должности (ст. 47 УК РФ). Это наказание, разумеется, предпочтительнее (поскольку  обладает  гораздо  меньшей  карательной силой) лишения свободы. Вариативность возможных наказаний для должностного лица – выше, и, следовательно, значительно меньше шансов получить реальное лишение свободы»13. Мы согласны с Н.А. Лопашенко. Действительно, занятие определенной должности на государственной службе или в органах местного самоуправления ставит госслужащего или служащего органа местного самоуправления, занимающего соответствующую должность, в более выгодное положение по сравнению с лицом, такую должность не занимающим, поскольку предоставляет большую вариативность в выборе возможного наказания. Думается, что такое положение противоречит не только принципу равенства, но и принципу справедливости.

 

§2. Содержание и некоторые особенности лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью

 

Содержание наказания составляет ограничение права на свободу выбора места работы или рода занятий.

Фактически это наказание состоит из двух видов запрета:

1) запрет на занятие  должностей на государственной  службе и в органах местного самоуправления. К государственной службе относится служба в федеральных органах государственной власти и в органах власти субъектов Российской Федерации. Оплачиваемая работа в органах местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти, называется муниципальной службой. Запрет не распространяется на занятие должностей в общественных и коммерческих организациях;

2) запрет на занятие  определенной профессиональной  или иной деятельностью. К профессиональной относятся врачебная, педагогическая, торговая и другие виды деятельности. На научную деятельность запрет не распространяется. К иной деятельности относится управление транспортным средством, охота, рыболовство и т. д.14

Реализация данного наказания не позволяет осужденному совершать новые преступления с использованием конкретного рода деятельности или определенной должности.

Данный вид наказания избирательно воздействует на определенные проявления и свойства личности преступника, способствовавшие совершению преступления. Что особенно актуально в настоящих условиях экономического развития, развития общественных отношений, когда получили распространение преступления, совершаемые с использованием технических средств и с использованием служебного положения.

Данное наказание при его достаточном применении может стать эффективным в сфере экономики, в области борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием должностного положения либо определенного профессионального рода деятельности, неосторожными преступлениями. Однако на сегодняшний день данный вид наказания не слишком распространен и применяется в основном при назначении наказания за неосторожные преступления.

Данная практика сложилась из-за недостаточной определенности в законе его юридического содержания и возможных оснований назначения.

Установленный же в законе запрет заниматься «иной деятельностью» можно рассматривать лишь как запрет заниматься деятельностью, которая осуществляется субъектом в особом порядке, на основании специального разрешения, лицензии, сертификата.

Права же личности, которые даны от рождения, могут быть ограничены лишь тогда, когда это прямо предусмотрено УК РФ.

Общая часть УК РФ недостаточно четко определяет основания назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а Особенная часть четко регламентирует, где данный вид наказания может быть определен. Разработка оптимальных моделей запретов и определение должностей и деятельности позволит более эффективно применять данный вид наказания, что положительно скажется на уровне преступности, связанной с использованием должностного положения либо определенного профессионального рода деятельности, неосторожными преступлениями.

По мнению некоторых ученых, в ст. 47 УК РФ предусмотрено два различных вида наказания, которые отличаются между собой по кругу лиц. Если следовать такой логике, получается, что если когда-либо законодатель внесет в диспозицию данной статьи название еще какого-либо права, которого можно будет лишить, то тогда можно говорить, что это три отдельных вида наказания. Такая точка зрения представляется нам неверной: это один вид наказания, просто указано, что можно лишить только этих двух прав.

Достаточно важным нововведением в УК РФ 1996 г. является определение сферы применения наказания и ограничение круга лиц, к которым данное наказание может быть применено. В диспозиции статьи прямо указано, что запрещено занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

В отличие от УК РФ 1996 г. ст. 29 УК РСФСР 1960 г. предусматривала наказание в виде «лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» и при этом не раскрывала, какие должности или какой конкретной деятельностью запрещалось заниматься.

В то же время в некоторых источниках встречается точка зрения, что данный вид наказания не применяется в отношении должностных лиц, занимающих соответствующие должности в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях Российской Федерации15.

Представляется, что такая позиция не совсем верна, так как по смыслу закона лишение права занимать должности на государственной службе не содержит никаких исключений, а значит, в необходимых случаях суд может запретить занимать должности и в Вооруженных Силах, и в других воинских формированиях.

Из смысла рассматриваемой статьи понятно, что применение ее в отношении лиц, работающих на управленческих или руководящих должностях в негосударственных, а равно коммерческих предприятиях или организациях, невозможно.

Если же рассматривать лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, то законодатель не устанавливает никаких ограничений по кругу лиц, к которым оно может быть применено. Достаточно, что это лицо, совершившее преступление, по педагогическим, воспитательным или профессиональным характеристикам не может выполнять данную работу или заниматься такой деятельностью либо по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Так, по нашему мнению, нельзя разрешать работать педагогом в школе лицу, осужденному, например, за развратные действия, хотя и совершенные в нерабочее время и не связанные никаким образом со школой. Думается, запрет на педагогическую деятельность для этих лиц должен быть обязательным.

Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в том, что лицу запрещается заниматься деятельностью, которой оно занималось на основании полученного права (например, имело лицензию) в виде значимой работы как на постоянной, так и на временной основе. В связи с этим лицо, совершившее преступление, нельзя лишить, например, права на хранение или ношение огнестрельного (газового) оружия, хотя на это требуется наличие специального разрешения, так как это нельзя рассматривать как деятельность. Получается, что лицо, которое небрежно хранило оружие, вследствие чего из данного оружия был убит человек, нельзя по уголовному законодательству лишить права в дальнейшем хранить оружие, так как такие действия будут незаконны .

Информация о работе Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по УК РФ