Методика раскрытия преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит не только в изучении особенностей выявлении и раскрытия взяточничества, но и выявление причин, препятствующих данным процессам, а также поиск путей преодоления этих препятствий. Эта цель диктует и задачи:
определиться с понятием взяточничества;
дать характеристику даче и получению взяток;
проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством;
выделить наиболее приемлемые пути в Республики Казахстан для эффективной борьбы с взяточничеством.

Файлы: 1 файл

курс311.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

                                                      П Л А Н

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Введение

 

Вступивши в новый  этап своего развития наше государство, столкнулось с рядом проблем, в том числе и с ростом преступности, который произошел из-за ряда не совсем удачных реформ, приведших к расслоению населения и рушению старых идеалов.

 Особенно опасными  представляются должностные преступления, к числу которых относится  дача-получение взятки, посредничество  во взятке. В сложившейся обстановке  рост данных видов преступления  разрушает экономическую основу страны, подрывает ее международный авторитет, порождает атмосферу беззакония и бесправия в стране.

Взяточничество в нашей  стране в последнее время достигло угрожающих размеров, проникнув во все сферы человеческой жизни. Борьба с взяточничеством должна стать одной из прерогатив государства, провозгласившего  справедливость и равенство своих граждан. Рост взяточничества в Казахстане во многом обусловлен бездействием и бессилием правоохранительных органов в борьбе с данными видами преступлений. Как известно сильнейшим фактором способным остановить человека от совершения преступления является неотвратимость наказания, которое в данном случае практически не в полной мере соблюдается, поэтому тысячи людей идут на совершения преступления, не боясь понести за него наказание.

Проблема коррупции  и взяточничества  в Казахстане встала так угрожающе остро, что  мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Так, в 2007 году зарегистрировано свыше 35714 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, из них 11616, фактов взяточничества (прирост по сравнению с предшествующим годом составил 5 %). Привлечено к уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 8810 человек, из них 5666 лиц, совершивших взяточничества (прирост по сравнению с предшествующим годом составил 9,1 %). В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов коррупции (90 %) остается нераскрытым, в связи с высоким уровнем латентности данного вида преступлений.[19,c.53]

Взяточничество по праву  считается одним из наиболее латентных  преступлений и требует особого  внимания со стороны правоохранительных органов. Чтобы успешно бороться с тем или иным видом преступления правоохранительные органы должны знать особенности совершения преступления, способы его сокрытия и должен разработать методику, по которой будет производить выявление и раскрытие. В связи с этим требует особого изучения вопрос об изучении особенностей взяточничества, в том числе совершенного коррумпированными органами, представляющими собой особую группу, основанную на систематичности и строгой подчиненности внутренним правилам.

Борьба со взяточничеством - одним из наиболее распространенных и опасных видов коррупции (т.е. подкупаемости и продажности государственных чиновников, общественных и политических деятелей вообще),  традиционно находится в центре внимания мирового сообщества. В частности, в Резолюции VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности  и обращению с правонарушителями всеми государствами членами содружества наций предложено рассмотреть адекватность своего уголовного законодательства реальному распространению различных видов коррупции и применения санкций, которые бы обеспечили их надлежащее сдерживание.

Исключительно высокая  степень общественной опасности  получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует  нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы. Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции, как опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, остро затрагивает законные права и интересы граждан.[18,c.23]

В условиях Республики Казахстан  на современном этапе проблема борьбы со взяточничеством приобрели серьезную остроту, главным образом, вследствие снижения в последние годы уровня уголовной ответственности (показатель раскрываемости подобных преступлений в РК, как правило, не превышает 40-50%). Агентством РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полицией) принимается комплекс организационных и практических мер по противодействию коррупции. В первую очередь эти меры направлены на реализацию новой антикоррупционной программы на 2006-2010 годы, основной целью которой является снижение уровня коррупции во всех сферах общества путем повышения эффективности и координации деятельности государственных органов и гражданского общества.

Цель данной курсовой работы состоит не только в изучении особенностей выявлении и раскрытия  взяточничества, но и выявление причин, препятствующих данным процессам, а также поиск путей преодоления этих препятствий. Эта цель диктует и задачи:

определиться с понятием взяточничества;

дать характеристику даче и получению взяток;

проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством;

выделить наиболее приемлемые пути в Республики Казахстан для эффективной борьбы с взяточничеством.

 

                ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ        ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

                                         1.1 Понятие взяточничества

    Термин «взяточничество»  в широком смысле этого слова  объединяет самостоятельные, но  тесно связанные друг с другом  составы преступлений- получение  взятки (ст.311 УК РК), дачу взятки (ст.312 УК РК), посредничество во взяточничестве (ст.313 УК РК). Самостоятельными эти составы преступлений являются потому, что они совершаются разными субъектами, различно содержание их объективной стороны, наконец, потому что возможна уголовная ответственность взяткополучателя при освобождении от нее взяткодателя. Вместе с тем получение взятки тесно связано с ее дачей, поскольку объективно не может состояться одно без другого.

      В узком смысле  термин «взяточничество» означает  получение взятки. Являясь наряду  с другими коррупционными преступлениями самым опасным преступлением против государственной власти, интересов государственной службы, получение взятки и сопутствующие ему дача и посредничество причиняют существенный вред правильному функционированию публично-правовых институтов, подрывает веру населения в существование законности и правопорядка, порождает атмосферу продажности властных полномочий и вседозволенности правонарушителей, имеющих возможность в любой момент «заручиться» требуемой поддержкой со стороны должностного лица. По своей социальной природе взяточничество представляет собой классический пример коррупции, выражающейся в превращение служебных полномочий, а, соответственно, и части публичной власти, в предмет нелегальной купли-продажи.[25, c.116]

        Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия. В указанном постановлении пленума Верховного Суда указывается, что  особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующих по предварительному сговору с расхитителями государственного имущества и другими преступниками, создающие систему круговой поруки”.[29.]    

Взяточничество является одним из наиболее опасных должностных  преступлений. Оно встречается почти во всех сферах повседневной жизни. Взятки дают за предоставление возможности получения жилья; поступления в престижные вузы; за устройство на работу, особенно - связанную с возможностью незаконного обогащения; за прописку; за незаконное освобождение от административной ответственности и т. д. В настоящее время наиболее крупные взятки дают за отвод земельных участков; за оформление выгодных для взяткодателя договоров и получение кредитов; за содействие в укрытии прибыли; за незаконный пропуск товаров через границу; за «благосклонность» при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах и многое другое.[20, c.98]

Способы совершения взяточничества, как и всех остальных должностных преступлений, во многом зависят от отрасли служебной деятельности, где они совершаются, должностного положения взяткополучателя и объема его правомочий, сложившейся общей обстановки в государстве и локальной ситуации в конкретном регионе и учреждении, от предмета взятки, а также от личностных качеств взяточников.

В виде взяток обычно передаются деньги, реже - какие-либо дорогостоящие вещи. В последнее время денежные суммы и стоимость вещей, передаваемых в качестве взяток, резко возросли. Кроме того, появились новые, весьма разнообразные и изощренные формы оплаты услуг, например, предоставление должностному лицу различных льгот и привилегий при его участии в деятельности коммерческих структур; включение в число пайщиков приватизированного предприятия взяткополучателя, его родственников или друзей; открытие на имя взяткополучателя или его близких счетов в банках; приобретение на имя этих лиц недвижимости в Казахстане или за рубежом; оплата заграничных поездок; приобретение путевок в санатории и т. д.

Со взяточничеством  тесно связано и другое понятие  – коррупция. Оба эти криминальные социальные явления характеризуются разовыми или постоянными фактами продажи своих должностных полномочий должностными лицами разного служебно-государственного уровня за получение незаконного вознаграждения (в виде материальных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ, в том числе неимущественного характера). При этом они действуют (бездействуют), покровительствуют, попустительствуют по службе, прикрывают криминальные структуры и совершают иные действия в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.[22, c.120]

Как типовые  оба эти криминальные явления  чрезвычайно общественно опасны, ибо не только объективно ведут к разложению государственного аппарата, дискредитируют и подрывают и без того недостаточно высокий его авторитет в нашем обществе, но и оказывают разлагающее влияние на все другие стороны жизни (экономическую, банковско-финансовую, политическую, социальную и правоохранительную).

В содержательном смысле коррупция более масштабное понятие системообразующего характера, нежели взяточничество, являющееся лишь одним, но наиболее часто встречающихся проявлений коррупции. Коррупция предполагает систематический подкуп должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной власти, влекущий за собой принятие ими решений, нарушающих закон или неписаные общественные нормы.

Коррумпированные  органы представляют собой в настоящее  время целую систему, которая  включает в себя десятки участников.  Передача взятки в этом случае производится по заранее обдуманной и обговоренной схеме, обеспечивающая ее максимальную скрытость.

 

 

                   1.2 Состав преступлений, связанных со взяточничеством

 

Получение взятки - получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе  (ч. 1 ст. 311 УК).[16, с.145]

Объективная сторона получения взятки, таким образом, заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения.

Необходимым признаком  данного преступления является его предмет — взятка.

В обобщенном виде взятка представляет незаконную выгоду имущественного характера. Новый  УК  РК в отличие от предыдущего раскрывает содержание предмета взятки как денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

В постановлении Верховного Суда РК от 30 марта 1998 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» разъяснялась суть выгод имущественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (как то: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и других работ). На практике наиболее часто предметами взятки являются деньги или ценные бумаги (в частности, акции), дорогостоящие вещи и техника (мебельные гарнитуры, импортная аудио- и видеотехника, автомашины), антикварные и коллекционные предметы (монеты, марки и т.п.). При этом безвозмездность получения предмета взятки может быть полной либо виновный получает ценные вещи за бесценок, по значительно меньшей в сравнении с действительной цене. В приведенном Верховным Судом РК обзоре дел о взяточничестве отмечались такие формы получения взяток, как получение без оплаты туристических путевок для поездок за рубеж или организация круизов, бесплатный ремонт гаража за освобождение от уголовной ответственности и  другое.[29.]

В настоящий период в условиях рыночной экономики выявились новые формы взяточничества, например, за приобретение в аренду или собственность помещений, офисов, квартир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности в сфере торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость как в Казахстане, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте и т.п.

Информация о работе Методика раскрытия преступлений