Методика раскрытия преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит не только в изучении особенностей выявлении и раскрытия взяточничества, но и выявление причин, препятствующих данным процессам, а также поиск путей преодоления этих препятствий. Эта цель диктует и задачи:
определиться с понятием взяточничества;
дать характеристику даче и получению взяток;
проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством;
выделить наиболее приемлемые пути в Республики Казахстан для эффективной борьбы с взяточничеством.

Файлы: 1 файл

курс311.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

В ныне действующем  постановлении Верховного Суда от 30 марта 1998 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» указывалось, что в обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого негативного явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений и организаций, оно подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушению принципа социальной справедливости.[29.]

Особая опасность в получении взятки определяется тем, что должностное лицо либо иные лица, используя свое служебное положение, по существу, превращают занимаемую должность и вытекающие из нее возможности в предмет купли-продажи.

Вымогательство (ст.311 п.4) в законе названо в числе таких квалифицирующих признаков, как получение взятки по предварительному сговору или организованной группой лиц, неоднократно, в крупном размере. Вместе с тем в законе установлено, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки. Очевидно, что все эти нормы направлены на усиление борьбы со взяточничеством. Правильное понимание и применение закона должно отвечать этой цели. Между тем изучение судебной практики показывает, что еще нередки случаи, когда вымогатели взяток необоснованно не привлекаются к строгой ответственности, а лица, давшие взятку в результате вымогательства, не освобождаются от уголовной ответственности. Все это происходит вследствие разноречивого понимания в судебной практике и научной юридической литературе сущности вымогательства взятки и его последствий. Несомненно, такого рода ошибки недопустимы. Они должны рассматриваться как существенные нарушения закона.

Согласно ст. 311 п.4 УК РК, вымогательством взятки признается ситуация, когда должностное лицо, злоупотребляя своей должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему или третьему лицу незаслуженные деньги или предоставить другие выгоды. В комментарии к этой статье справедливо указывается, что при вымогательстве взятки должностное лицо, используя свой авторитет, оказывает психическое давление на взяткодателя, вызывая в нем чувство страха и тем самым принуждая дать взятку.

Движимые жаждой наживы, обогащения, должностные лица - взяткополучатели прибегают зачастую к самым разнообразным и изощренным (от завуалированных, замаскированных до открыто наглых, организованных) способам и формам воздействия на граждан с целью понудить их дать взятку. Коррупция и взяточничество парализуют нормальное функционирование органов власти и управления, формируют у граждан убеждение в том, что без взятки невозможно реализовать и защитить свои права, добиться правды и справедливости.

В законе понятие  вымогательства взятки не определено, что  следует признать существенным его недочетом. Поэтому суды при рассмотрении конкретных дел руководствуются разъяснением вымогательства взятки, данным в постановлении Верховного суда РК "О судебной практике по делам о взяточничестве" от 30 марта 1998 гл. 6 п. 11: "Вымогательство означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо постановление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов".

Следует отметить, что в юридической  литературе нет единого  мнения по рассматриваемому здесь вопросу. Однако надо признать, что  доминирует определение, данное в судебном разъяснении (хотя и  не всегда есть ссылка на него), причем в подтверждение этой точки зрения доводы не приводятся. Так, Б.М. Кожахметов в учебнике по уголовному праву после пересказа содержания указанного выше разъяснения  утверждает: "Вместе с тем не будет вымогательства взятки в случаях, когда виновный требует взятку под угрозой совершить в отношении взяткодателя законные действия (передать материалы о совершенном преступлении в прокуратуру, уволить за неоднократные прогулы либо за несовершение в его пользу незаконных действий (например, за сокрытие недостачи материальных ценностей, прекращение уголовного дела при отсутствии к тому оснований)". Получается странная ситуация: вроде вымогательство есть (т.е. требование дать взятку под угрозой), но в то же время его и нет. Между тем в любом словаре  мы прочитаем: вымогать (вымогательство) означает шантажом, угрозами добиваться чего-нибудь, а шантаж - это неблаговидные действия, угроза разоблачения, разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства, а также вообще угроза, запугивание чем-нибудь с целью создать выгодную для себя обстановку. Никаких других признаков вымогательств, как видно, не указывается.[7,c.15]

Исходя из изложенного, под вымогательством  взятки следует понимать требование должностного лица дать ему взятку под угрозой совершения каких-либо неблагоприятных для взяткодателя действий в случае его отказа дать взятку, сопровождаемое обещанием выполнения или реальным выполнением в интересах или в пользу дающего взятку или его близких определенных правомерных или противоправных действий, независимо от того, являются ли интересы, польза взяткодателя правоохраняемыми или неправомерными. Вымогательство (понуждение лица дать взятку) - более опасный способ получения взятки. При этом преступление считается оконченным, если взятка получена путем вымогательства, хотя бы при этом должностное лицо и не выполнило своего обещания совершить желаемые для взяткодателя действия. При получении взятки, сопряженной с вымогательством, взяткополучатель подлежит более строгой ответственности, а взяткодатель - освобождению от уголовной ответственности за дачу взятки, но не за совершенные им другие противоправные действия, ответственности за которые он пытался избежать за взятку.

 Как видно,  понятие вымогательства  взятки и здесь  полностью исчерпывается определенными действиями должностного лица - взяткополучателя и не связывается с делением интересов взяткодателя на правоохраняемые и противоправные.

 

           1.3 Криминологическая характеристика взяточничества

           Одним из основных признаков взяточничества как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, представляющего собой осуществление одного из следующих действий:

  • двусторонней сделки, в ходе которой одна сторона – лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона, выступая «покупателем», получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т. п.);
  • вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;
  • инициативного, активного подкупа физическими или юридическими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной «посадкой на взятку».

Важная особенность взяточничества – это своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой – любые физические и юридические лица.

Указанные субъекты в  своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть, включающую три составляющие:

  1. коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;
  2. группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при принятии различных решений;
  3. группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

О большой пораженности коррупцией и фактами взяточничества казахстанского государственного аппарата говорит и структура привлекаемых к ответственности коррумпированных лиц: 40% - государственные служащие разного уровня; около 25% - сотрудники правоохранительных органов; 12% - работники кредитно-финансовой системы; 9% - служащие контрольных органов; 3-4% - сотрудники таможенной службы; 0,8% - депутаты; 7-8% - прочие лица.[5.]

         Причинность  в криминологии – одна из  самых сложных и  потому запутанных проблем. Потому подход к ней должен быть постепенным и обстоятельным. 

       Закон  диалектики учит, что все что  существует, находится в постоянном  движении. Движение каждого явления не может быть не чем иным, как процессом реализации отношений этого явления. Всеобщая связь действительности есть одна из самых универсальных закономерностей функционирования и развития мира. Каждое явление любой предмет и процесс объективной действительности есть лишь определенное звено, конкретный момент в этой всеобщей связи событий.  

       Известно, что «все явления, процессы  в природе, обществ и мышлений  вызываются или обуславливаются  другими явлениями, событиями,  процессами, т.е. более или менее определенными причинами». Также и нет причины, которая не вызывала бы определенного следствия. Причинность не только характеризует определенные события, влияющие друг на друга, но и определяет определенные механизм, который вызывает изменение явления

          Категория причинности охватывает  не только причину, но и условия  результат (следствие), связь между  ними и обратную связь между  причиной и условием.

        Причина – явления, порождающие  следствие, обеспечивает определенное развитие события, которое необходимо для наступления следствия.

         Необходимыми условиями признаются  такие условия, без которых  невозможно наступление следствий.

        Для успешной борьбы с различными видами коррупционных преступлений весьма важное как теоретическое, так и особенное практическое значение приобретает выявление причин и условий, способствующих совершению данных преступлений.

        В криминологической науке выделяются  причины общей преступности, т.е.  те общественные явления, которые порождают преступления в конкретных социально-экономических условиях, и причины отдельных преступлений.

         Общая причины преступности –  это те же общественные явления,  которые порождают преступления  в конкретных социально – экономических  условиях. Существо таких явлений на каждом из исторических этапов развития человеческого общества определяется политически, социально – экономическим строем.

      Общие  причины преступности характеризуются,  следующим образом:

  1. совокупность всех социальных явлений и факторов;
  2. их разнохарактерность (т.е социально – экономические, идеологические, организационно - управленческие, правовые, социально – психологические явления и факторы);
  3. неодинаковость явлений и факторов для проявления преступности, т.е. главные, второстепенные, опосредованные, непосредственные.

Общая причина - система  всех обстоятельств, при совокупности которых обязательно (динамически  или статистически) наступление  следствие. Иными словами это  совокупность всех явлений как производящих преступность, так и обуславливающих её.

      Для  успешной борьбы со взяточничеством  следует изучать причины и  условия совершения конкретных  преступлений. Под причинами конкретного  преступления в криминологии  понимается явления и процессы, породившие общественные взгляды данного лица и вызвавшие его преступные деяния.

        Поэтому для установления причин  совершения различного рода коррупционных  преступлений необходимо, прежде  всего выяснить так называемые  «специфические причины», к которым  по мнению криминолога Долговой А.И. относятся: 1) характеристики служебной среды; 2) характеристики служащих; 3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере службы.

         1. Если говорить о служебной  среде, или условиях службы, то  прежде всего следует обратить внимание на три обстоятельства, наиболее часто участвующих в продуцирование коррупции.

           Во-первых, невыполнение правил по  оплате труда служащих. Иногда оплата бывает настолько мизерной, что как бы подразумевается, что служащий перейдет на так называемое «кормление клиентами».

       Во-вторых, имеет значение тип управления. Так называемое ситуативное управление, предоставляет служащему возможность решать  возникающие задачи по своему усмотрению, здесь возникает простор для произвола.  Порой предъявление многозначных и изменяющихся требований может оцениваться как вымогательства взятки и провоцирует ее.

        В - третьих, существенная социально-психологическая обстановка. Например, признание коррупции в среде государственных служащих  нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирования криминальной мотивации.[9,c.54]

        2. Что касается характеристики  самих служащих, совершающих коррупционно  должностные преступления, то здесь  существенная иерархия их ценностей, и частности готовность принести материальной выгоде, закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие черты как жадность, зависть. Моральная не устойчивость сказывается при инициативном подкупе.

          Большое значение имеет среда личности:

         а) наличие в ней лиц высокого  материального благосостояния, а  тем более достигнутого путем  коррупционной или иной криминальной  деятельности.

Информация о работе Методика раскрытия преступлений