Момент окончания преступлений в сфере налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении квалификации уклонения от уплаты налогов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Дать понятие налога.
2. Дать анализ составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
3. Дать признаки составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
4. Описать момент окончания составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие налога 5
1. Объективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов 7
2. Субъективные признаки основных составов уклонения от уплаты налогов 13
Глава 3. Квалифицирующие признаки составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов. 18
Глава 4. Момент окончания преступлений в сфере налогообложения. 30
Заключение. 32
Список нормативно-правовых актов и литературы 33

Файлы: 1 файл

ugolovnoe pravo.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Субъектом преступления является налоговый агент - лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п.1 ст.24 НК РФ). Обязанности налоговых агентов могут быть возложены на организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику.

Субъективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ст.199.1 УК РФ, характеризуется прямым умыслом: лицо сознает общественную опасность своего деяния, предвидит возможность или неизбежность наступления и желает их наступления.

За неисполнение обязанностей налогового агента комментируемой статьей предусмотрен штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Единственным квалифицирующим признаком по п.2 ст.199.1 УК РФ является совершение рассматриваемого деяния в особо крупном размере. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Санкция ч.2 ст.199.1 УК РФ предусматривает штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Другой новый вид налогового преступления - это сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов - ст.199.2 УК РФ.

Объектом данного преступления являются фискальные интересы государства, налоговые отношения.

Объективная сторона выражается в действиях, образующих сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Негативными последствиями сокрытия денежных средств или имущества, за счет которых производится взыскание налогов и (или) сборов, является невозможность осуществления такого взыскание и, как следствие этого, - недополучение налогов и (или) сборов.

Способ совершения указанного преступления значения не имеет, однако его характер зависит от порядка взыскания налога и (или) сбора за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов), или его имущества (ст.46-48 НК РФ).

Необходимым признаком рассматриваемого преступления является сокрытие денежных средств либо имущества в крупном размере - т.е. когда сумма денежных средств или стоимость имущества превышает двести пятьдесят тысяч рублей (примечание к ст.169 УК РФ в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ).

Субъектами преступления по ст.199.2 УК РФ являются собственник или руководитель организации, а также иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации (за счет денежных средств или имущества которой должно производиться взыскание налога и (или) сбора), и индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ст.199.2 УК РФ, характеризуется прямым умыслом.

Санкция статьи 199.2 УК РФ за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, - это штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что поправки в УК РФ, касающиеся ст.198 и 199, направлены в целом на смягчение уголовного наказания за совершение указанных преступлений. Параллельно законодатель уточнил отдельные элементы их составов, учтя судебную практику (в особенности - правовые позиции Верховного Суда РФ) применения данных статей.

Введение ст.199.1 УК РФ означает ужесточение юридической ответственности налогового агента за неисполнение своих обязанностей в личных целях.

Применительно к ст.199.2 можно сказать, что этот состав является своего рода гарантией - обеспечительной мерой принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов путем обращения взыскания на денежные средства или имущество налогоплательщика. Кроме того, наличие ст.199.2 УК РФ способствует более эффективному применению различных способов обеспечения исполнения налоговых обязанностей, установленных в гл.11 НК РФ, - залога (когда имущество остается у налогоплательщика-залогодателя), пени и ареста имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Момент окончания преступлений в сфере налогообложения

Немало споров возникает по поводу момента окончания преступлений в сфере налогообложения в связи со вступлением в силу положений НК РФ.

Некоторые специалисты считают, что «...оконченным преступление в сфере налогообложения считается с момента, когда истекли установленные сроки подачи декларации, либо с момента подачи в инспекцию декларации, содержащей ложные сведения. Составление такой декларации образует стадию приготовления к преступлению и в соответствии с нормами действующего законодательства не является уголовно наказуемой (ст.15, 30 УК РФ)».

По мнению других специалистов, «...моментом окончания уклонения от уплаты налога путем включения в декларацию заведомо ложных сведений является истечение месячного срока после подачи декларации в налоговый орган, то есть число следующего месяца, следующего за числом подачи декларации. Уклонение физического или юридического лица от уплаты налога и (или) сбора путем их фактического неплатежа является оконченным преступлением с момента истечения срока платежа, установленного законом или другими нормативными правовыми актами».

              Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» говорить в п.3 о том, что преступления, предусмотренные ст. 198 и ст. 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налогов и (или) сборов в соответствующий срок, установленный налоговым законодательством. Из сказанного также следует, что в случае представления органам налоговой службы полной и достоверной информации об объекте налогообложения фактическая неуплата налога с такого объекта не влечет уголовной ответственности по данным статьям. Кроме того, не является преступными действия в том случае, если лицо фактически передает государству правильно определенную им сумму налоговых выплат, однако отчетную документацию в налоговые органы не представляет.

              Также хотелось бы добавить, что для квалификации не имеет значения, является ли налог и (или) сбор федеральным, региональным или местным. Не влияет на квалификацию преступлений и статус органа (законодательный или исполнительный), установившего размер налоговой ставки.

Для привлечения физического лица к уголовной ответственности необходимо, чтобы сумма неуплаченных налогов за три года подряд превышала либо шестисот тысяч рублей (крупный размер), либо один миллион восемьсот тысяч рублей (особо крупный размер), и размер налоговой недоимки был более либо 10% (крупный размер), либо 20% (особо крупный размер) от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Для привлечения организации к уголовной ответственности необходимо, чтобы сумма неуплаченных налогов за три финансовых года подряд превышала либо двух миллионов рублей, (крупный размер), либо шесть миллионов рублей (особо крупный размер), и размер налоговой недоимки был более либо 10% (крупный размер), либо 20% (особо крупный размер) от суммы, подлежащей уплате в бюджет.

Источник получения доходов (прибыли) должен носить исключительно законный характер, поэтому составом преступлений в сфере налогообложения не охватываются действия, направленные на сокрытие доходов, полученных от продажи наркотических средств, оружия и боеприпасов, радиоактивных веществ, контрабанды или иных форм незаконного предпринимательства. В этом случае должны применяться соответствующие нормы статей особенной части УК РФ.

 

 

 

 

 

Заключение

Стремлением налогоплательщиков уклоняться от налогообложения и уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установленные уголовной ответственности за общественно-опасные нарушения налогового законодательства и создание федеральных органов налоговой полиции, специализирующихся на предупреждении, пресечении выявлении и расследовании.

И законодательство о налоговой системе, налоговых правонарушениях и преступлениях, и впервые созданная в России налоговая полиция, и её законодательная  и ведомственная нормативная база проходят период становления, когда далеко не всем ясны и понятны вопросы оптимального правового регулирования, правоприменения и управления правоприменительной деятельности в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями.

Уклонение от подачи деклараций о доходах приобрело массовый характер. Сокрытие доходов, противодействие требованиям налоговой службы, либо их неисполнение в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов представляет собой обычное явление в жизни предпринимателей, коммерсантов, бизнесменов, да и не только этих лиц.

Налоговые преступления и правонарушения латентны, чему в немалой степени способствует неэффективная пока деятельность создаваемых налоговых и правоохранительных органов, которые не обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания.

Имеют место безответственность, равнодушие, а также равнодушное отношение к преступникам, что в большой степени способствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения.

 

 

Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты

1.      «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст. 57

2.      Постановление  Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»

3.      «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.09.2010), ст.106 Понятие налогового правонарушения

4.      «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.09.2010) п.1, ст.55 Налоговый период

 

Специальная и научная литература

1.      Ларичев В. Уклонение от уплаты налогов с организаций: квалификация составов. // «Российская юстиция» № 6. 1997.

2.      Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. Под общей редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА. 1996.

3.      Батычко В.Т. Уголовное право – общая и особенная части. Курс лекций. М.: Книжный мир, 2006г.

4.      Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. М.: Юридический центр-пресс, 2007г.

5.      Еналеева И.Д. Сальникова Л.В. Налоговое право России. М.: Академический проект, 2006г.

6.      Яскевич Н.Н. Налоги для граждан. Как разобраться быстро и без проблем. М.: Эксмо-Пресс, 2009 г.

Публикация в периодическом издании

1.      Бобырев В.В. , Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Уклонения от уплаты налогов и их квалификация по Уголовному Кодексу Российской Федерации. // «Право и экономика», 2007г., №9

2.      Галахов А.В. Субъект преступления и его толкование в судебной практике. // «Российская юстиция», 2008г., №2

3.      Дармаева В.Д., Двуреченская И.А., Демьянова Т.Н. «Уголовно-правовая характеристика преступлений в форме уклонения от уплаты налогов и сборов» // «Право и экономика», 2007г., №3

4.      Клепицкий И.А. Налоговые преступления в уголовном праве России: эволюция продолжается // «Закон», 2007г. № 7

 

 

 

 

 

 

35

 



[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст. 57

[2] Ларичев В. Уклонение от уплаты налогов с организаций: квалификация составов. // «Российская юстиция» № 6. 1997.

[3] Ларичев В. Уклонение от уплаты налогов с организаций: квалификация составов. // «Российская юстиция» № 6. 1997.

[4] Постановление  Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»

[5]«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.09.2010), ст.106 Понятие налогового правонарушения

[6] Постановление  Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»

[7] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. Под общей редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА. 1996. С.223.

[8] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.09.2010) п.1, ст.55 Налоговый период


Информация о работе Момент окончания преступлений в сфере налогообложения