Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 11:20, курсовая работа
Описание работы
Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 5 1.1Объект и объективная сторона состава преступления 5 1.2 Субъект и субъективная сторона состава преступления 7 1.3 Выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия и профилактика ДТП 10 ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 14 2.1 Проблемы квалификации состава преступления 14 2.2 Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий 19 2.3 Ответственность на нарушение правил дорожного движения в мире 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
«Могилевский государственный
университет им. А.А. Кулешова»
Факультет экономики и права
Кафедра уголовного права и
уголовного процесса
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (СТ. 317 УК)
Курсовая работа
по уголовному
праву
(указать учебную дисциплину по учебному
плану)
Студента 3 курса, правоведение,
заочная, П-114
(указать курс, специальность,
форму обучения, группу)
Патапеня
Светлана Сергеевна______________
(Фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель
Профессор, кандидат
юридических наук
(ученая степень и звание, должность)
Василевский
Леонид Иванович
(Фамилия, имя, отчество)
Могилев, 2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт играет
важную роль в развитии транспортной системы
страны. Вместе с тем, в системе обеспечения
безопасности дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств имеется целый ряд
серьезных проблем социально-экономического,
административно-правового, уголовно-правового
характера, которые диктуют необходимость
принятия государственных мер с целью
снижения негативных последствий автомобилизации
на развитие государства и общества. Автомобилизация
страны, решая задачи по перевозке пассажиров
и грузов, ставит проблему обеспечения
безопасности дорожного движения. В обстановке,
характеризующейся высокой интенсивностью
движения автомобильного транспорта,
в которое вовлечены десятки миллионов
людей и большое число транспортных средств,
предупреждение аварийности становится
одной их серьезнейших социально-экономических
проблем. От ее успешного решения в значительной
степени зависят не только жизнь и здоровье
людей, но и развитие экономики страны.
Нарушение правил дорожного
движения может заключаться в превышении
разрешенной скорости движения, нарушении
правил обгона и разъезда, нарушении правил
остановки и стоянки, проезда перекрестков,
железнодорожных переездов, неправильном
маневрировании на дороге. Нарушение же
правил эксплуатации транспортных средств
выражается в эксплуатации технически
неисправных транспортных средств, в нарушении
правил перевозки людей, грузов.
Проблема ответственности за
нарушение правил дорожного движения
и эксплуатации транспортных средств
остается актуальной уже на протяжении
многих лет. Необходимость установления
уголовной ответственности за нарушения
правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств воз никла уже в
конце XIX - начале XX веков, когда были зарегистрированы
дорожно-транспортные происшествия, в
том числе повлекшие смерть людей и иные
серьезные последствия. С появлением механического
транспортного средства возник новый
вид общественных отношений и, как следствие,
потребность в особых мерах их регулирования,
поскольку часть этих отношений была сопряжена
с резко возросшим травматизмом и смертностью
в процессе дорожного движения.
Ввидувсего возрастающего количества
автомобилей на дорогах нашей страны,
все чаще приходится слышать о случаях
дорожно-транспортных происшествий, часто
с летальным исходом.
За нарушение правил дорожного
движения и эксплуатации транспортных
средств законодатель предусмотрел два
вида ответственности. Если совершенное
общественно опасное деяние повлекло
причинение легкого или средней тяжести
вреда здоровью, то лицо подлежит административной
ответственности. В случае причинения
тяжкого вреда здоровью или наступления
смерти потерпевшего наступает уголовная
ответственность.
По оценкам специалистов потери,
связанные с аварийностью, в несколько
раз превышают ущерб от железнодорожных
катастроф, пожаров и других видов несчастных
случаев. Из общего количества дорожно-транспортных
происшествий, каждое третье является
преступлением, что подтверждается статистическими
данными.
Целью данной курсовой работы
является изучение уголовной ответственности
за нарушение правил дорожного движения
и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели
курсовой работы, следует выполнить следующие
задачи: изучить уголовную ответственность
за нарушение правил дорожного движения
и эксплуатации транспортных средств;
дать общую характеристику преступного
нарушения правил дорожного движения
и эксплуатации транспортных средств.
Объектом исследования будут
являться общественные отношения, обеспечивающие
безопасность движения и эксплуатации
транспортных средств, а также жизнь, здоровье,
отношения собственности.
Предметом исследования будет
являться механическое транспортное средство,
предназначенное для движения по дороге
и для перевозки пассажиров, грузов или
установленного на нем оборудования, а
также шасси транспортного средства и
самоходная машина.
Структура данной курсовой
работы состоит из введения, двух глав,
четырех разделов, заключения, списка
использованных источников и приложений.
Теоретической основой исследования
послужили известных ученых: Н.А. Бабий,
А.В. Баркова, Э.А. Саркисова, А.В. Лукьянов,
В.Н. Кудрявцев.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ
Объект и объективная сторона
состава преступления
Нарушение правил дорожного
движения или эксплуатации автодорожных
транспортных средств в соответствии с ч.1
ст. 317 Уголовного Кодекса Республики Беларусь
(далее – УК) влечет уголовную ответственность,
если оно совершено лицом, управляющим
транспортным средством и повлекло по
неосторожности причинение менее тяжкого
телесного повреждение.
Объектом является
безопасность движения или эксплуатации
автодорожных транспортных средств, жизнь
и здоровье человека.
Основной состав
преступления материальный с двумя альтернативными
деяниями.
Объективную
сторону образуют деяние, последствия
и причинная связь между ними.
Деяние, как в форме действия, так и в форме
бездействия может быть выражено в любом
из следующих нарушений: нарушение правил
дорожного движения;нарушение правил
эксплуатации автодорожных транспортных
средств.
Состав преступления: материальный.
Преступление признаётся оконченным
с момента наступления указанных последствий.
Диспозиция статьи является
бланкетной. Основным документом, регламентирующим
порядок перемещения автотранспортных
средств, являются Правила дорожного движения.
Помимо указанных
Правил необходимо учитывать требования,
предъявляемые к действиям водителей
в специфических случаях, таких как перевозка
детей, перевозка опасных грузов, движение
по автомобильным дорогам общего пользования
тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных
средств и т.п.
Движение транспортного
средства - это любое перемещение автомобиля
с момента начала осуществления движения
до полной остановки, когда автомобиль
используется в качестве транспортного
средства. Место движения (дорога, двор,
территории предприятия, поле, лес и т.п.)
значение не имеет.
При применении
данной статьи учитывается только движение
автомобиля, осуществляемое с помощью
двигателя. Перемещение транспортного
средства толканием вручную без использования
двигателя, если имеются прочие условия,
образует нарушение правил, обеспечивающих
безопасную работу транспорта (ст. 321 УК).
Правила дорожного движения
будут считаться нарушенными, если нарушен
порядок перемещения транспортного средства
в пространстве (скорость, последовательность
проезда и т.п.). К нарушению правил дорожного
движения будут относиться и случаи причинения
вреда в процессе вытаскивания транспортного
средства, а также в случае неправильной
остановки или стоянки.
Эксплуатация - это
процесс использования транспортного
средства в соответствии с его назначением.
Порядок эксплуатации транспортного средства
в процессе движения регламентируется
не только Правилами дорожного движения,
но и другими актами: правилами технической
эксплуатации, инструкцией завода-изготовителя,
требованиями к перемещению грузов или
пассажиров, к состоянию водителя и т.п.
Нарушение
правил движения и эксплуатации может
иметь место только в том случае, когда
автомобиль используется как транспортное
средство. Отсутствует данное преступление
в случае причинения вреда в результате
нарушения:правил техники безопасности
выполнение определенных работ с использованием
автомобиля;правил эксплуатации специальных
самоходных машин при выполнении соответствующих
работ;правил выполнения погрузочно-разгрузочных
работ;в процессе выполнения ремонтных
работ или технического обслуживания
автомобиля.
В указанных случаях виновное
лицо может быть привлечено к ответственности
за преступления против общественной
безопасности или против жизни или здоровья
человека.
Вторым обязательным
признаков объективной стороны состава
являются общественно опасные последствия:
в основном составе – причинение менее
тяжкого телесного повреждения;в квалифицированном
составе – смерть человека либо причинение
тяжкого телесного повреждения;в особо
квалифицированном составе – смерть двух
или более лиц.
Последствиями здесь признается
только физический вред. Причинение
материального ущерба независимо от его
размера не влечет уголовной ответственности
по данной статье.
Потерпевшими
от данного преступления могут являться
любые лица, находящиеся в транспортном
средстве, в других транспортных средствах
или вне транспортных средств. Не признается
потерпевшим водитель, допустивший нарушение.
Причинение одним
нарушением нескольких последствий квалифицируется
по той части ст. 317 УК, которая предусматривает
ответственность за наиболее тяжкое из
наступивших последствий.
Причинение нескольких
одинаковых по тяжести последствий, не
связанными между собой нарушениями, охватывается
той частью ст. 317 УК, которая предусматривает
ответственность за причинение этих последствий.
Причинение нескольких
различных по тяжести последствий не связанными
между собой нарушениями квалифицируется
самостоятельно по различным частям ст.
317 УК рассматривается как повторность
преступлений, не образующая совокупности.
1.2 Субъект и субъективная сторона
состава преступления
По ч.3 ст. 317УК квалифицируется причинение
смерти двум и более лицам только вследствие
одного и того же ДТП. Если же в результате
нескольких нарушений в каждом из этих
случаев погибает один человек, действия
виновного следует квалифицировать по
ч. 2 ст. 317 УК.
Следующий, самый сложный признак объективной
стороны – причинная связь.
Под причинением физического вреда следует
понимать не только случаи прямого наезда
управляемым нарушителем транспортным
средством на потерпевшего, но и причинение
вреда другими транспортными средствами
и в результате нарушения виновного.
Установлению подлежит
наличие причинной связи между допущенным
нарушением правил дорожного движения
и эксплуатации транспорта и наступившими
последствиями. Нельзя ограничиваться
простой констатацией факта причинения
вреда в результате ДТП. При отсутствии
нарушения соответствующих правил ответственность
исключается независимо от степени тяжести
фактически причиненного вреда. К тому
же не всякое нарушения правил дорожного
движения может быть причиной наступления
последствий.
Для установления причинной связи необходимо
определить, наступили бы или нет последствия,
если бы нарушенное правило было соблюдено.
Если бы последствия наступили и в случае
соблюдения нарушенного правила, то причинной
связи между нарушением и последствиями
нет. И напротив, если бы при соблюдении
нарушенного правила последствия не наступили
бы, то они находятся в причинной связи
с нарушением.
Субъективная сторона здесь характеризуется
неосторожной виной в виде легкомыслия
или небрежности. Нарушение правил движения
или эксплуатации автотранспортных средств
могут быть как осознанным (при легкомыслии),
так и неосознаваемым (при небрежности),
однако к последствиям может только неосторожная
вина.
Содержание неосторожности:
лицо предвидело возможность наступления
указанных общественно опасных последствий
совершаемого им нарушения правил дорожного
движения или эксплуатации автодорожных
транспортных средств, но без достаточных
оснований рассчитывало на их предотвращение
либо не предвидело такой возможности,
хотя при необходимой внимательности
и предусмотрительности должно было
и могло их предвидеть.
При наличии умысла
и последствиям ответственность наступает
за соответствующее умышленное преступление
против человека или иное умышленное преступление
в соответствии с направленностью умысла.
Особое внимание следует обращать на возможность
косвенного, а иногда и прямого умысла
к последствиям, например. Когда скрывающийся
на автомобиле сбивает гражданина, переходящего
улицу на зеленый свет, или сбрасывает
кого-либо с транспортного средства.
Субъект - физическое лицо, достигшее
возраста 16 лет и непосредственно осуществляющее
управление транспортным средством. Наличие
или отсутствие у него водительских прав,
правомерность владения автомобилем и
другие подобные обстоятельства при этом
значения не имеют.
При езде на учебном автомобиле к ответственности
привлекается инструктор, который осуществляет
управление параллельно собучаемым или
дает ученику-водителю указания, сидя
рядом с ним во время движения. Курсант
привлекается к ответственности только
за грубое небрежение указаниями инструктора.
При умышленном совместном нарушении
правил к ответственности привлекаются
и инструктор, и курсант.
Лица в возрасте до 14 до 16 лет, совершившие
ДТП, в результате которого погиб человек,
при наличии неосторожной вины к последствиям
привлекаются к ответственности за причинение
смерти по неосторожности.
По приговору суда
Октябрьского района г. Гродно С. Осуждена
по ч. 2 ст. 317 УК с применением ст. 78 УК на
два года лишения свободы с лишением права
управления транспортными средствами
сроком на четыре года с условным неприменением
наказания, если оно в течение одного года
не совершит новое преступление и будет
выполнить возложенные на нее судом обязанности.
С. Признана в нарушении
правил дорожного движения, повлекшим
по неосторожности причинение тяжкого
телесного повреждения.
Президиум Гродненского
областного суда 15 июля 2011 года по протесту
заместителя Председателя Верховного
Суда приговор суда и кассационное определение
отменил по следующим основаниям.
Из положений ст. 82
УК следует, что в случаях, непосредственно
предусмотренных Уголовным кодексом,
лицо, совершившее преступление, может
быть освобождено от уголовной ответственности.
В соответствии со
ст. 89 УК лицо, совершившее преступление,
не представляющее большой общественной
опасности, или впервые совершившее менее
тяжкое преступление, может быть освобождено
от уголовной ответственности, если оно
примирилось с потерпевшим и загладило
причиненный преступлением вред.