Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 11:20, курсовая работа
Описание работы
Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 5 1.1Объект и объективная сторона состава преступления 5 1.2 Субъект и субъективная сторона состава преступления 7 1.3 Выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия и профилактика ДТП 10 ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 14 2.1 Проблемы квалификации состава преступления 14 2.2 Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий 19 2.3 Ответственность на нарушение правил дорожного движения в мире 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Наибольшую сложность при расследовании
дорожно-транспортных происшествий вызывает
пояснение механизма его совершения, выявление
особенностей взаимодействия отдельных
элементов названной системы в процессе
совершения происшествия. В связи с этим
особенностью расследования названной
категории преступлений является необходимость
построения моделей в отношении возможных
вариантов механизма происшествия или
отдельных его элементов. Построение моделей
осуществляется в зависимости от объема
и содержания исходной информации, имеющейся
в распоряжении следователя. Наряду с
материалами, собранными процессуальным
путем, объектом изучения при моделировании
может быть оперативная информация, полученная
в результате проведения оперативно-розыскных
мероприятий органов дознания.
На начальном этапе расследования
дорожно-транспортных происшествий следователь,
как правило, сталкивается с двумя типами
ситуаций: простыми и сложными.
К простым можно отнести ситуации,
когда известны наступившие последствия
и участники дорожно-транспортного происшествия.
Если водитель и транспортное средство,
причастные к происшествию, находятся
на месте до приезда следователя, то осмотр
места происшествия и допросы свидетелей-очевидцев,
водителя и пострадавших о сущности происшествия
дают, как правило, вполне достаточно информации
для построения моделей расследования.
В такой ситуации основная задача следователя
заключается в планировании и проведении
тактической операции «сбор информации»,
основными целями которой являются сбор
данных относительно отдельных элементов
данного происшествия, а также построение
и проверка моделей в отношении возможных
вариантов механизма дорожно-транспортного
происшествия.
К обстоятельствам, которые
следователь должен выяснить при анализе
отдельных элементов дорожно-транспортного
происшествия, относятся дорожные условия,
транспортные средства, поведение участников
происшествия, личность водителя и сложность
ситуации. К дорожным условиям относятся
видимость пути, рельеф и фон местности,
размер и цвет наблюдаемых объектов, степень
загруженности транспортного средства,
обзорности для водителя; состояние проезжей
части дороги (соответствие геометрических
параметров дороги установленным стандартам,
техническое состояние покрытия, коэффициент
сцепления, наличие разметки проезжей
части, освещенность проезжей части дороги,
наличие и правильность установки дорожных
знаков);метеорологические условия (дождь,
снегопад, туман, гололед, скорость ветра)
и другие факторы.
При осмотре транспортного
средства обращается внимание на исправность
тормозной системы и рулевого управления;
исправность осветительных приборов;
состояние ходовой части (величина давления
в шинах, изношенность протектора, надежность
крепления колес); наличие зеркала заднего
вида; исправность силовой передачи (работа
двигателя во всех режимах, плавность
работы коробки передач, работа муфты
сцепления, величина свободного хода педали
сцепления), степень загруженности транспортного
средства и размещение груза.
Поведение участников происшествия,
характер действий пешеходов, пассажиров,
водителей других транспортных средств
до и в процессе дорожно-транспортного
происшествия подлежат тщательному изучению
в ходе расследования.
В структуре личности водителя
отражаются возраст, образование, профессиональная
подготовка и стаж работы, продолжительность
работы, болезненное состояние, наличие
медицинских противопоказаний, состояние
алкогольного опьянения, наличие физических
недостатков, психическое состояние, производственная
характеристика, общественно-бытовая
характеристика, наличие ранее совершенных
административных нарушений и преступлений.
Таким образом, дорожно-транспортное
происшествие – нарушение правил безопасности
движения и эксплуатации транспортных
средств, повлекшее за собой смерть или
телесные повреждения людей, порчу транспортных
средств, груза и иной материальный ущерб
[14, с. 195].
2.3 Ответственность
на нарушение правил дорожного движения
в мире
Принято считать, что первый
пешеход был задавлен автомобилем в Англии
в 1896 г., вскоре после отмены правила, согласно
которому перед автомобилем должен идти
человек с красным флажком и извещать
окружающих о приближающейся опасности.
В начале XX в. автомобильный парк мира,
сосредоточенный, в основном, в Северной
Америке и Западной Европе, не превышал
15 тыс. автомобилей, произведенных в США,
Германии, Франции и Великобритании. Современный
автопарк во всем мире многократно вырос,
и возросло количество преступлений, связанных
с несоблюдением правил дорожного движения.
В докладе Комиссии глобальной дорожной
безопасности, созданной под эгидой Международной
автомобильной федерации (FederationInternationaledel'Automobile),
фигурирует цифра 1,2 млн. - именно столько
человеческих жизней ежегодно уносят
аварии на дорогах мира. В ежедневном исчислении
это 3 тыс. человек, 500 из которых - дети.
Еще около 50 млн. выходит из дорожно-транспортных
происшествий живыми, но покалеченными.
Дорожно-транспортный травматизм обходится
странам в 518 млрд. долл. в год, что составляет
в среднем от одного до двух процентов
их валового национального продукта. Наибольшее
бремя несут на себе страны с низким и
средним уровнем доходов на душу населения.
По оценкам экспертов, если в ближайшее
время не будут предприняты решительные
шаги по улучшению ситуации на дорогах,
то к 2020 г. в этих странах количество смертей
в результате дорожно-транспортных происшествий
возрастет на 80%.
Законы о дорожном движении,
в которых регулируются и вопросы обеспечения
его безопасности, действуют в Австрии,
Болгарии, Великобритании, Дании, Украине,
Эстонии. В Испании аналогичный документ
называется «Основной закон о движении
механических транспортных средств и
о безопасности дорожного движения». В
Болгарии, Дании, Испании, Украине, Финляндии
закон о дорожном движении является единственным
законом, регулирующим отношения в этой
сфере.
В Норвегии, наряду с Законом
«О дорожном движении», вопросы обеспечения
безопасности на дорогах урегулированы
«Законом об обязательном воздержании
для лиц определенных профессий» от 16
июля 1936 г. В нём содержится требование
полного воздержания от употребления
алкоголя, других опьяняющих или наркотических
средств для лиц определенных профессий,
включая водителей коммерческих транспортных
средств, в течение не менее 8 часов до
начала поездки.
В Германии отдельно действуют,
кроме основного закона - «О безопасности
дорожного движения», - «Закон о нарушениях
правил дорожного движения», Кодекс положений
о допуске к дорожному движению (он регулирует
вопросы, касающиеся водителя (водительские
удостоверения, Центральный банк данных
о зарегистрированных нарушениях) и транспортных
средств (требования по экологии, регистрация,
официальное утверждение)). Система дорожных
штрафов изложена в достаточно объемном
Каталоге штрафов.
В виде отдельных законов в
Швеции существуют законы, которые регулируют:
серьезные нарушения правил (вождение
транспортных средств в нетрезвом состоянии
и вождение без водительского удостоверения);
порядок подготовки водителей и изъятия
водительских удостоверений; основные
требования, касающиеся автошкол; штрафы
за нарушение правил стоянки: принудительную
эвакуацию транспортных средств; перевозку
опасных грузов; штрафы за превышение
максимально допустимого веса.
В Эстонии приняты законы в
отношении каждого вида транспорта (общественного,
грузового и т.д.), а также закон о дорогах.
Отдельными законами также регулируются:
нарушения норм административного права:
страхование на транспорте; ответственность
владельцев или администраторов дорог
и участников дорожного движения за содержание,
эксплуатацию и охрану дорог, а также стоянку
транспортных средств.
Некоторые страны ограничились
принятием только правил дорожного движения.
Причем обычно они не составляют единого
правового акта. Отдельно регулируются:
- правила нанесения дорожной
разметки, использования дорожных
знаков, применения Закона о механических
транспортных средствах (Австрия);
- правила регистрации
автомобилей и связанная с
этим учетная документация, техосмотр,
светофорное регулирование, нанесение
дорожной разметки, дорожное строительство,
вопросы пересечения дорог, процедура
допуска к движению автомобилей
большой грузоподъемности и габаритных
размеров (Болгария);
- правила регистрации
механических транспортных средств,
их оборудования, выдачи водительских
удостоверений, подготовки водителей
(отдельно для каждой категории), здесь
же содержатся санкции по отношению к
инструкторам по вождению);
- отдельно действует акт
о дорожных знаках и сигналах
(Дания).
Во Франции главенствующими
документами являются правила дорожного
движения (5 томов), правила содержания
и технического обслуживания автодорог,
ведомственная инструкция по дорожным
знакам и сигналам и Уголовный кодекс.
Многие развитые страны развернули
борьбу со смертностью на дорогах до масштабов
национальных программ. В США на специально
оборудованных в соответствии с требованиями
безопасности участках дорог количество
дорожно-транспортных происшествий уменьшилось
в 2,5-3 раза. Тот же эффект был достигнут
в результате ограничения в ряде стран
скорости движения. Заметный позитивный
результат в уменьшении тяжких последствий
неосторожных транспортных преступлений
наступил и при изменении акцентов в их
профилактике. Исследования показали,
что ориентация на создание дополнительных
систем безопасности эксплуатации в самой
конструкции технических средств более
перспективна, нежели разработка правил
безопасности их эксплуатации и создание
контрольных структур, обеспечивающих
соблюдение данных правил. Например, когда
количество летальных исходов вследствие
дорожно-транспортных происшествий стало
национальной проблемой во многих развитых
странах мира, правительства этих стран
обязали производителей автомобилей внести
ряд изменений в конструкцию транспортных
средств с целью придания им противоударных
характеристик. В результате смерть на
дорогах данных государств снизилась.
Ответственность за посягательство
на безопасность движения и эксплуатации
транспорта предусмотрено уголовными
кодексами большинства зарубежных стран:
- в одних странах статьи
об ответственности за транспортные
преступления сконцентрированы
в отдельных главах (например, в
кодексах:Польши - гл. XXI «Преступлениях
против безопасности движения», Испании
- гл. IV «О преступления против безопасности
на транспорте», Узбекистана - гл. VIII «Преступления
против безопасности движения и эксплуатации
транспорта»);
- в других - включены в
систему преступлений, посягающих
на общественную безопасность (так
в Кодексе ФРГ они помещены
в разд. 28 «Общеопасные преступные деяния»);
- в-третьих - регулируются
самостоятельным законодательным
актом (например, во Франции).
В большинстве государств законодательно
приравнивают вождение автомобиля в состоянии
наркотического опьянения к управлению
автомобилем в пьяном виде (Республика
Беларусь, Великобритания, Германия, Испания,
США, Украина, Финляндия, Франция). Характерно,
что тюремное заключение за вождение автомобиля
в пьяном виде предусмотрено не в странах
третьего мира, а, наоборот - в демократичной
Западной Европе. Например, в Великобритании
пьяного водителя могут посадить на 6 месяцев
при условии, что тот не попадал в дорожно-транспортные
происшествия, и лишить прав на вождение
на один год. А если по его вине случилась
авария с пострадавшими, - закон предусматривает
тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф
в размере 5 тыс. фунтов.
В большинстве зарубежных стран
- Великобритании, Франции, Швеции, Канаде,
ФРГ, США, Японии - установлена ответственность
за систематическое нарушение правил
дорожного движения.
Лишение права управления транспортными
средствами предусмотрено за нарушение
отдельных пунктов правил дорожного движения
практически во всех странах. Отличаются
лишь сроки лишения, которые колеблются
от нескольких недель до «навсегда». Например,
в Израиле, Дании, Норвегии и Китае (за
оставление места серьезного дорожно-транспортного
происшествия) могут лишить прав пожизненно.
В Великобритании, Франции и Германии
список нарушений, за которые полицейские
могут лишить водителей прав, весьма широк.
В Японии почти за любое нарушение правил
дорожного движения предусмотрено лишение
прав (в результате японский водитель
считается одним из самых дисциплинированных
в мире, а количество дорожно-транспортных
происшествий в этой стране имеет тенденцию
к снижению).
Особое значение уделено жесткому пресечению управления
транспортным средством в состоянии опьянения.
Так, в Литве, например, превышение содержания
алкоголя в крови выше нормы всего на одну
сотую уже наказывается лишением прав на
год. А крепко выпивший человек лишается
прав на три года. Есть страны, где предусмотрено
пожизненное лишение управления транспортным
средством, - Дания, Норвегия. В тех же странах
плюс Великобритания, США, Япония, Испания,
ФРГ за управление транспортным средством
в состоянии опьянения предусмотрена
ответственность водителя в виде тюремного заключения.
Итак, в зарубежном законодательстве
просматривается большая озабоченность
государства и общества в охране безопасности
дорожного движения. Наиболее тяжкими
нарушениями на дороге во всем мире считаются
превышение установленной скорости, вождение
автомобиля в состоянии алкогольного
и наркотического опьянения, проезд на
красный сигнал светофора. За эти правонарушения
практически во всех странах мира устанавливается
наибольшая ответственность. Причём зарубежные
меры наказания по существу и строгости
направлены на дальнейшее повышение дисциплины
и безопасности дорожного движения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объективная необходимость
уголовно-правового регулирования безопасности
дорожного движения и эксплуатации транспортных
средств вытекает из истории развития
как самого транспорта, так и правовой
регламентации его безопасной эксплуатации.
В современную эпоху значительный рост
автомобильного парка, увеличение грузо-
и пассажирооборота, плохое состояние
дорог, несовершенство в ряде случаев
автомобильной техники, низкое эксплуатационное
состояние транспорта, недисциплинированность,
часто пьянство водителей, беспечное поведение
пешеходов и ряд других обстоятельств
зачастую приводит к возникновению аварийной
обстановки на дороге и как следствие
этого к нарушению лицами, управляющими
транспортными средствами, правил безопасности
движения. В силу указанных обстоятельств
и становится необходимо использование
уголовного закона для борьбы с аварийностью
на дорогах.