Из материалов дела
усматривается, что в ходе предварительного
расследования и судебного разбирательства
потерпевшая Н. обращалась с заявлениями,
в которых указывала, что она примирилась
с обвиняемой С., последняя полностью возместила
причиненный преступлением ущерб. Потерпевшая
просила орган, ведущий уголовный процесс,
освободить С. От уголовной ответственности
в связи с примирением.
Материалами дела подтверждается,
что С., впервые совершила менее тяжкое
преступление, загладила причиненный
преступлением вред, с потерпевшей примирилась,
характеризуется положительно, имеет
на иждивении несовершеннолетнюю дочь.
Вместе с тем суд первой инстанции в нарушении
требований ч. 1 ст. 137 УПК не обсудил и не
рассмотрел ходатайство потерпевшей об
освобождении С. От уголовной ответственности
по основаниям, предусмотренным ст. 89 УК,
не привел в приговоре мотивы, по которым
посчитал невозможным в данном случае
освободить обвиняемую от уголовной ответственности
по указанным основаниям.
Данные нарушения требований
уголовно-процессуального закона являются
существенными, однако суд кассационной
инстанции оставил без внимания.
При таких обстоятельствах
президиум Гродненского областного суда
приговор и кассационное определение
в отношении С. Отменил, передав дело на
новое судебное рассмотрение [19, с. 59].
Квалификация действий водителя, виновного
в нарушении правил безопасности движения
и эксплуатации транспортных средств,
повлекшем причинение потерпевшему телесных
повреждений, и заведомо оставившего без
помощи потерпевшего, находящегося в опасном
для жизни состоянии, осуществляется по
совокупности преступлений, предусмотренных
ст.317 и 159 УК (оставление в опасности).
1.3 Выявление причин
и условий, способствовавших совершению
дорожно-транспортного происшествия и
профилактика ДТП
Одним из условий успешной борьбы
с аварийностью на транспорте является
проведение комплекса эффективных профилактических
мероприятий по обеспечению безопасности
дорожного движения. Указанная деятельность
следователя должна иметь следующие цели:
- выявление обстоятельств,
которые могут способствовать
созданию аварийной ситуации
или отрицательно влиять на
формирование социальной ориентации
личности;
- установление причин
и условий, способствовавших совершению
каждого конкретного дорожно-транспортного
происшествия;
- разработка комплекса
профилактических мероприятий по
устранению выявленных криминогенных
обстоятельств;
- осуществление контроля
за реализацией намеченных предупредительных
мер;
- оказание воспитательного
воздействия на граждан формой
и содержанием процесса расследования;
- предупреждение рецидива
преступлений;
- проведение обще-профилактических
мероприятий, направленных на снижение
потенциальной опасности отдельных
элементов ситуации и оказывающих
корректирующее воздействие на
личность;
- выявление полноты и
правильности осуществления обще-социальных
и специально-криминологических
профилактических мероприятий.
Основой профилактической деятельности
является наиболее полное и всестороннее
выявление причин и условий, способствовавших
совершению дорожно-транспортных происшествий.
Процесс их выявления — составная часть
общего процесса расследования. Однако
полное выявление всех криминогенных
обстоятельств может быть осуществлено
только в том случае, если исследование
данного вопроса будет специально выделено,
что предполагает самостоятельное планирование
сбора доказательственного материала
с использованием всех тактических средств,
имеющихся в распоряжении следователя.
Рассматриваемая категория
происшествий по своей структуре представляет
собой сложное, многогранное явление.
Его развитие зависит от целого комплекса
факторов, характеризуют с одной стороны,
дорожную обстановку, с другой - личность
участников дорожного движения.
В качестве причин и условий,
способствовавших совершению ДТП, наиболее
часто выступает техническое состояние
транспортных средств. Причиной многих
происшествий могут стать личные неисправности,
возникающие в процессе эксплуатации.
Среди них наиболее распространенными
являются: а) неисправность ножного или
ручного тормоза (изношенность или подгорание
тормозных накладок, увеличение зазора
между лодками и барабаном колеса, разрыв
тормозного шланга и др.; б) неисправность
рулевого управления (большой суммарный
люфт рулевого колеса, заедание и разъединение
тяг рулевого привода в результате износа
и поломки шарового пальца и т. д.); в) различные
дефекты ходовой части (изношенность шин);
г) использование нестандартных деталей.
Способствовать совершению
дорожно-транспортного происшествия могут
также дорожные условия. Неудовлетворительное
состояние дороги, плохие дорожные условия
выражаются в дефектах дорожного покрытия,
недостаточной ширине проезжей части,
наличии насаждений, строений и других
объектов, ограничивающих обзорность,
недостаточной ширине или плохом состоянии
обочин, слабой освещенности, производстве
ремонтных работ с нарушением правил техники
безопасности и других причинах. Неудовлетворительное
дорожное покрытие, как правило, связано
с некачественной работой дорожных служб
(скользкое покрытие, неровности проезжей
части, плохое состояние дороги). К этой
же группе относятся недостатки в организации
движения на определенном дорожном участке
(отсутствие дорожных знаков, светофоров,
ограждений либо их установка с нарушением
действующих правил, неправильное размещение
остановок общественного транспорта).
Одним из наиболее опасных мест возникновения
ДТП являются участки пересечения, примыкания
улиц и дороги, особенно в тех случаях,
когда отсутствует информация оповещения
водителя о праве преимущественного проезда.
Обстоятельствами, способствующими
совершению дорожно-транспортных происшествий,
являются также действия пешеходов и пассажиров.
Как правило, наезды происходят вследствие
грубых нарушений пешеходами правил дорожного
движения (переход проезжей части вне
пешеходных переходов, перед близко идущим
транспортом, неожиданный выход на проезжую
часть из-за укрытий, ограничивающих обзорность
водителей, по вине нетрезвых пешеходов).
В зависимости от обстоятельств дела на
такие нарушения (в совокупности с другими)
необходимо обращать внимание по конкретным
делам.
Обстоятельствами, способствующими
дорожно-транспортным происшествиям,
иногда являются действия должностных
лиц, ответственных за эксплуатацию и
ремонт транспортных средств, организацию
движения, состояние дорог. Вопрос об ответственности
должностного Лица, отвечающего за техническое
состояние транспортных средств либо
состояние дороги, решается на основе
анализа всех материалов дела. Большую
помощь в оценке фактических данных, связанных
с действиями должностных лиц, в определении
того, насколько их действия соответствуют
нормам специальных правил, следователю
могут оказать эксперты-автотехники. При
анализе конкретной обстановки дорожно-транспортного
происшествия эти специалисты не только
устанавливают, какими пунктами правил
дорожного движения должны были руководствоваться
участники происшествия, но и устанавливают
выполнение требований других нормативных
актов.
Обстоятельства, способствующие
совершению ДТП, могут быть связаны с личностью
водителя. Прежде всего в качестве такого
обстоятельства может выступать антиобщественная
направленность (установка) личности водителя
(не допустить обгона другим транспортным
средством, лихачество, желание заработать
путем незаконного провоза пассажиров
и грузов со скоростью, превышающей установленную,
и т. д.).
Обеспечение правил безопасности
движения, нарушение которых влечет уголовную
ответственность, не может быть сведено
лишь к соблюдению правил движения. Водитель
отвечает и за технически грамотное управление
автомобилем. Для того чтобы следователь
в числе других мог разрешить и вопрос
о криминогенных обстоятельствах, необходимо
всесторонне выяснить технические причины
происшествия, способствовавшие его совершению.
В ходе проведения предварительного
следствия необходимо также выявлять
обстоятельства, характеризующие состояние
здоровья водителя, его психофизиологические
качества, сопоставляя их с реальными
действиями в конкретной дорожной обстановке.
По материалам расследования
уголовного дела следователь в соответствии
с требованиями уголовно-процессуального
закона обязан принять меры к устранению
выявленных причин и условий, способствовавших
совершению дорожно-транспортного происшествия.
К числу таких мер относятся: внесение
представлений следователей в соответствующие
предприятия, организации и учреждения;
выступление на общем собрании коллектива
трудящихся; использование материалов
для выступления в печати, по радио, телевидению
личные беседы с должностными лицами и
др.
Профилактическая деятельность
следователя не может ограничиваться
предупреждением преступлений только
по материалам конкретного уголовного
дела. Большое место в ней отводится обще
профилактическим мероприятиям, проводимым
в широком плане борьбы с преступностью.
Среди них можно выделить: анализ следователем
дорожно-транспортных происшествий в
отдельном автотранспортном хозяйстве,
в населенном пункте или на следственном
участке; обобщение материалов о причинах
и условиях, способствовавших совершению
того или иного вида дорожно-транспортных
происшествий; обобщение практики реагирования
на представления следователей соответствующими
органами, учреждениями и общественными
организациями и принятие мер к устранению
выявленных недостатков.
Также можно отметить, что профилактику
дорожно-транспортных происшествий необходимо
проводить постоянно. Мы считаем, что самый
большой эффект профилактика оказывает
на этапе формирования личности, т.е. еще
в школьном возрасте. Если в школьных учреждениях
регулярно проводить профилактику, то
это не только приведет к понижению уровня
ДТП с участием детей, но и в дальнейшем
приведет к тому, что взрослея дети будут
более вежливы на дороге как в качестве
пешеходов, так и в качестве водителей.
Таким образом, основой профилактической
деятельности является наиболее полное
и всестороннее выявление причин и условий,
способствовавших совершению дорожно-транспортных
происшествий. В качестве причин и условий,
способствовавших совершению ДТП, наиболее
часто выступает техническое состояние
транспортных средств, могут стать личные
неисправности, возникающие в процессе
эксплуатации, могут также дорожные условия,
являются также действия пешеходов и пассажиров,
иногда являются действия должностных
лиц, ответственных за эксплуатацию и
ремонт транспортных средств, организацию
движения, состояние дорог, могут быть
связаны с личностью водителя.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ
КВАЛИФИКАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 Проблемы квалификации
состава преступления
Распространенность преступлений, связанных
с нарушением правил дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств,
вызывает необходимость принятия организационных
и правовых мер по повышению безопасности
движения и предотвращению дорожно–транспортных
происшествий. Объективное и всестороннее
судебное разбирательство дел о таких
преступлениях должно быть направлено
на постановление законного, обоснованного
и справедливого приговора, обеспечивать
неотвратимость ответственности, способствовать
предупреждению преступлений и оказывать
воспитательное воздействие на участников
дорожного движения.
С учетом бланкетного характера диспозиций
ст.ст. 317, 318 и 321 УК в постановлении о привлечении
в качестве обвиняемого и в приговоре
должно содержаться указание о том, какие
пункты Правил дорожного движения или
положения нормативных правовых актов,
регламентирующих безопасность движения
или порядок эксплуатации транспортных
средств, нарушены, а также раскрыто содержание
этих нарушений.
Критерии отнесения того или иного средства
передвижения к транспортным средствам,
о которых идет речь в ст.ст. 317 — 318 УК,
сформулированы в примечании к ст. 317 УК.
Для правильного применения терминов
«механическое транспортное средство»,
«самоходная машина» следует руководствоваться
их определениями, содержащимися в Правилах
дорожного движения.
Необходимо отграничивать преступления,
предусмотренные ст.ст. 317, 318, 321 УК, от преступлений,
связанных с нарушением правил охраны
труда, безопасности работ с использованием
транспортных средств или против жизни
и здоровья. В случаях, когда смерть или
телесные повреждения причиняются в результате
нарушения правил безопасности строительных,
сельскохозяйственных или других работ,
правил охраны труда, погрузки или выгрузки
грузов, ремонта транспортных средств,
содеянное, в зависимости от конкретных
обстоятельств дела, должно квалифицироваться
по статьям УКРеспублики Беларусь, предусматривающим
ответственность за такие нарушения или
за преступления против жизни и здоровья.
Нарушение правил вождения или эксплуатации
боевой, специальной или транспортной
машины Вооруженных Сил Республики Беларусь,
других войск и воинских формирований
лицом, на которое распространяется статус
военнослужащего, повлекшее по неосторожности
причинение менее тяжкого или тяжкого
телесного повреждения либо наступление
смерти, подлежит квалификации по ст. 464
УК [13, с. 154].
В иных случаях нарушения правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных
средств военнослужащий несет ответственность
по ст. 317.
Независимо от характера допущенных
нарушений правил дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств
преступление, предусмотренное ст. 317 УК,
признается совершенными по неосторожности,
поскольку субъективная сторона этих
деяний характеризуется неосторожным
отношением виновного к наступлению общественно
опасных последствий.
Если же наступление таких последствий
охватывалось умыслом виновного, его деяния
подлежат квалификации по статьям УК,
предусматривающим ответственность за
соответствующие умышленные преступления.
В тех случаях, когда виновным последовательно
совершены самостоятельные преступления,
одно из которых — против безопасности
движения или эксплуатации транспорта,
а другое — против жизни и здоровья, его
действия образуют совокупность указанных
преступлений.