Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 5
1.1Объект и объективная сторона состава преступления 5
1.2 Субъект и субъективная сторона состава преступления 7
1.3 Выявление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия и профилактика ДТП 10
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ 14
2.1 Проблемы квалификации состава преступления 14
2.2 Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий 19
2.3 Ответственность на нарушение правил дорожного движения в мире 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая Уголовное право.docx

— 94.98 Кб (Скачать файл)

Уже в ранних правовых актах государства выделялись нормы, с помощью которых осуществлялось правовое регулирование различных транспортных механизмов. Правила дорожного движения носили исторически изменчивый характер и в целом соответствовали развитию общества и государства, они изменялись в соответствии с развитием техники, транспорта, сети дорог и других коммуникаций.

Уголовное законодательство большинства зарубежных стран использует конструкцию формального состава для установления уголовно-правового запрета в сфере безопасности дорожного движения. Таким образом, в уголовных законодательствах этих стран криминализируется уже сам факт создания опасности для жизни или здоровья в результате управления транспортным средством.

Современное уголовное законодательство в сфере охраны безопасности дорожного движения в целом соответствует международным стандартам. Не допускается аналогия, уравнены все субъекты дорожного движения, созданы условия для осуществления более точной дифференциации ответственности на законодательном уровне. Развитие законодательства в этой части, значимость соответствующих общественных отношений дали право законодателю выделить в УК Республики Беларусь самостоятельную главу о преступлениях, посягающих на безопасность дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Деяние, о котором говорится в ст. 317 УК, обладает большой распространенностью, повышенной опасностью, которая в соответствии со степенью предполагает различную противоправность, а с учетом причинения вреда важнейшим ценностям (жизнь и здоровье), охраняемым уголовным законом, мы можем сделать вывод об обоснованности данного уголовно-правового запрета. Содержание статьи в полной мере соответствует нормам Конституции Республики Беларусь. Наряду с этим, следует отметить то, что ст. 317 УК в определенной степени оказывает предупредительное воздействие на потенциальных и действительных субъектов преступлений.

Дорожно-транспортное происшествие – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой смерть или телесные повреждения людей, порчу транспортных средств, груза и иной материальный ущерб.

В число наиболее распространенных видов ДТП входят: наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное; столкновение транспортных средств между собой; опрокидывание транспортных средств; наезд транспортного средства на препятствие; выпадение пассажиров из транспортного средства и иные разновидности.

Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.

Бланкетный характер диспозиции ст. 317 УК требует тщательного изучения не только ПДД и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, но и безопасности дорожного движения, иных специальных нормативных актов.

Основным непосредственным объектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 317 УК, следует признать отношения, складывающиеся между участниками дорожного движения и обеспечивающие соблюдение ими правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие здоровье и жизнь человека, как участника дорожного движения.

Особая специфика данного преступления состоит в том, что оно относится к деяниям с реальным причинением вреда, т.е. главным криминализирующим фактором является предусмотренный законодателем ущерб, причиняемый по неосторожности и находящийся в причинной связи с допущенным нарушением ПДД и эксплуатации транспортных средств. Причинная связь является одним из важнейших признаков объективной стороны, ее необходимо устанавливать с учетом заключения автотехнической и судебно-медицинской экспертиз.

Вместе с тем ужесточение наказания в части увеличения сроков лишения свободы по преступлениям, повлекшим гибель людей, следует признать своевременным и отвечающим принципу справедливости. Необходимо исключить из судебной практики необоснованное назначение условного наказания за нарушение, повлекшее смерть потерпевшего.

Сегодня необходимо провести комплекс мероприятий, связанных с непосредственной профилактикой преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Речь идет о сочетании уголовно-правового, административно-правого предупреждения (совершенствования законов и практики их применения) и иных профилактических мер (повышение эффективности деятельности органов, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения, особенно подразделений ГИБДД, которые находятся на переднем крае борьбы за безопасность дорожного движения, изучение и распространение передового опыта зарубежных стран по снижению уровня аварийности, пропаганду безаварийности в СМИ).

Возможно и дальнейшее совершенствование законодательства на основе зарубежного опыта. В частности, снижение интенсивности наказания и сужения сферы уголовной наказуемости некоторых видов посягательств на безопасную работу транспорта, которое может идти и за счет стимулирования поведения субъектов по предупреждению или устранению тяжких последствий совершенного ими деяния. С этой целью в отдельные нормы о транспортных преступлениях включается ряд признаков, наличие которых позволяло бы освободить от уголовной ответственности или облегчить наказания виновных лиц. К числу таковых можно отнести, например, оказание помощи потерпевшим, установка альтернативного наказания в виде штрафа, возмещение причиненного материального ущерба, устранение вредных последствий совершенного преступления.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея,  2010. – 48 с.
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 2июня 1999 года : одобр. Советом Респ. 24июн. 1999 г. : текст Кодекса по состоянию на 8 июл. 2013 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2013. – 656 с.
  3. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменко и др.; под ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. - 2-е изд., с изм. и допол.  – Минск : ГИУСТ БГУ,   2010. - 1064 с.
  4. Саркисова, Э.А. Уголовное право. Общая часть : учеб.пособие / Э.А. Саркисова – Минск : Тесей, 2005. – 256 с.
  5. Хомич, В.М. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть / В.М. Хомич – Минск :Амалфея,  2001. – 277 с.
  6. Лукашова, А.И. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / А.И. Лукашова. - под 
    общ.ред. А.И.Лукашова. – Минск :Амалфея, 2009. – 205 с.
  7. Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть. Конспект лекций /  Н.А. Бабий – Минск : Тесей, 2000. – 288 с.
  8. Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть : учебник / Н.А. Бабий – Минск : Тесей, 2010. – 318 с.
  9. Примаченок, А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть / А.А. Примаченок  –  Минск :Молодежное, - 2010.- 136 с.
  10. Примаченок, А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / А.А. Примаченок  – Минск :Молодежное,  2010.- 176 с.
  11. Кудрявцев, В.Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев - Москва, Юнипрес, 2001.- 256 с.
  12. Бабий, Н.А. Судебная практика по уголовным делом. Вопросы уголовного и уголовно-процессуального права / Н.А. Бабий – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 903 с.
  13. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств : Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 1.10.2008 г. № 7 // Нац. центр правовых актов. Респ. Беларусь. –2008.-№249. 6 
    710.
  14. Лукьянов, В.В. Проблема квалификации дорожно-транспортных преступлений / В.В. Лукьянов -  Москва,  Юридическая литература, 1999. – 234 с.
  15. Законность и порядок, 1 (29) /2014 - Минск :РУП «Издательство Белорусский Дом печати», 2014. - 272 с;
  16. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учеб.пособие / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В. Борода и др.; Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. – Минск : Новое знание, 2002.- 912 с.;
  17. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / А.И. Лукашов, С.Е. Данилюк, Э.Ф. Мичулис  и др.; Под общ. Ред. А.И. Лукашова. – Минск : Тесей, 2011. – 808 с.; 
  18. Фальковский В. В., Чирко А. М. Изучение причин дорожно-транспортных происшествий // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. Минск, 1992. Вып. 9. С. 196—203 с.;
  19. Судовы Вестник, 3,2011 – Минск :«Издательство Белорусский Дом печати», 2011 – 80 с;

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

П Р О Т О К О Л

осмотра  места дорожно-транспортного происшествия.

 

г.п. Глуск          «08» августа 2013 года

Инспектор ДПС ОГАИ Глусского РОВД старший лейтенант милиции Голомако А.И. в связи с указанием дежурного Глусского РОВД, согласно сообщения о ДТП в районе 44-го километра автодороги Р55 «Бобруйск-Глуск-Любань»

с участием водителя Иванова Сергея Петровича


с  соблюдением  требований статей  193, 203 и 204 УПК Республики Беларусь  произвел  осмотр места  дорожно-транспортного происшествия и составил  настоящий протокол. Перед началом осмотра  всем присутствующим разъяснено, что они вправе обращать внимание лица, производящего процессуальные действие, на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению  обстоятельств  по уголовному делу, а также делать замечания, подлежащие  занесению в протокол.

______________           _______________                   ____________

Все   присутствующие  лица  уведомлены о том, что   в ходе  осмотра  будут  применяться: рулетка длиной 20 метров с минимальным делением 1 мм, рулетка длиной 5 метров с минимальным делением 1 мм.

Осмотр   начат  в 15 час. 50 мин. и окончен в 16 час. 34 мин.

Осмотр производился в светлое время суток при естественном освещении, в сухую, ясную погоду,  при  температуре воздуха около  +22 С

Краткое описание происшествия: Иванов Сергей Петрович, 05.02.1959 г. рождения, уроженец г.Зугдиди Грузинской ССР, 08.08.2013 около 14 часов, управляя легковым автомобилем «Опель астра» регистрационный знак Российской Федерации М007ТР98, проезжая на 44 км автодороги Р55 «Бобруйск-Глуск-Любань», двигаясь в направлении от г.Бобруйска в сторону г.п.Глуска, проявил невнимательность и совершил столкновение с полуприцепом стоявшего на правой по ходу движения обочине грузового автомобиля МАЗ 54323 регистрационный знак АВ8335-6, в результате чего легковой автомобиль занесло в левый по ходу движения кювет, и он совершил наезд на придорожное дерево.

ОСМОТРОМ  УСТАНОВЛЕНО :

Место дорожно-транспортного происшествия расположено: проезжая часть автодороги Р55 «Бобруйск-Глуск-Любань» на 44-м километре (вблизи д.КировскоеГлусского района)

Осмотр производится в направлении: отг.Бобруйска в сторону г.п.Глуск


Проезжая  часть:     /горизонтальная,подъем, спуск,закруглениевправо,влево/ горизонтальная, прямой участок дороги

Вид покрытия:  /асфальт, бетон,грунт, гравий и др./ асфальт

Состояние покрытия: /сухое, мокрое, грязное, заснеженое , покрыто льдом, битумом, поверхностная обработка и др./ асфальт сухой, чистый, без дефектов.

Ширина  проезжей части: 6,5 метров, ширина полос движения составляет по 3,2 метра, ширина разделительной полосы 0,1 м.

Число   полос  для движения: две, по одной в каждом направлении движения. 

На проезжей части нанесены: по середине проезжей части дорожная разметка №1.5, разделяющая потоки противоположных направлений, по краям проезжей части  №1.2, обозначающие края проезжей части.

К проезжей части  примыкают справа:  обочина грунтовая шириной 3,8 метра, 

К проезжей части примыкают слева: обочина  грунтовая шириной 3,6 метра

Далее за обочинами расположены справа и слева:  кювет, глубина которого составляет 0,7 метра, в каждом случае

Способ  регулирования  движения на данном участке: согласно правил, установленных ПДД для движения вне населенного пункта.

Место  происшествия  находится в зоне действия  дорожных знаков, установленных по ходу  осмотра:

Данный участок дороги / улицы/ в момент осмотра освещен: освещение естественное

Состояние  видимости с рабочего  места  водителя с включенным  светом фар / каким образом  определялось/ не проверялось 

дальним_____м, ближним _______м, при дневном свете __________________м

Обзорность  из кабины   водителя  с  полосы  следования  автомобиля: вправо: не исследовалось

Положение транспортных  средств на месте происшествия /вид, модель, тип  транспортного средства, государственный номерной знак, их расположение  относительно руг друга, края  дороги, места наезда или столкновения /

Грузовой автомобиль МАЗ54323 регистрационный знак АВ 8335-6, тягач, с бортовым полуприцепом для перевозки легкого мелкого груза (типа древесной щепы) регистрационный знак А3664А-6 на трехосной колесной базе. Груза не имеется. Расстояние от дорожного знака 5.28 «километровый знак 43 км» (далее по тексту «знак 43 км») от самой задней оси полуприцепа составляет 5,45 м. Автомобиль и его прицеп стоят на правой по ходу осмотра обочине. Расстояние от левого края проезжей части до автомобиля составляют: до самой задней оси полуприцепа – 7,3 м, до второй сзади оси полуприцепа – 7,25 м, до третьей сзади оси полуприцепа – 7,15 м, до задней оси тягача – 7,15 м, до передней оси тягача – 7,1 м. размеры колесной базы: ширина (как тягача, так и полуприцепа) – 2,5 м, в длину – между передними и задними колесами тягача – 3,5 м, между задними колеса тягача и передними колесами полуприцепа – 5,5м, между колесами полуприцепа расстояние по 1,4 м.

 

Автомашина марки ««Опель астра» регистрационный знак Российской Федерации М007ТР98 находятся в левом по ходу движения кювете, передней частью в сторону г.п.Глуск. Расстояние от передней оси автомашины Грузовой автомобиль МАЗ54323 регистрационный знак АВ 8335-6 до задней оси  автомашины «Опель астра» регистрационный знак Российской Федерации М007ТР98 составляет 27 метров. Расстояние от заднего правого колеса  «Опель астра» регистрационный знак Российской Федерации М007ТР98 до левого края проезжей части составляет 10,1 метра. Расстояние от переднего правого колеса этой же автомашины до левого края проезжей  части составляет 11,6 метра.

Информация о работе Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств