Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:33, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, исследовать содержания права на личную неприкосновенность, раскрыть главные черты права неприкосновенности личности, позволяющие выявить специфику правового регулирования общественных отношений в этой области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить право личной неприкосновенности как одно из прав личной свободы;
раскрыть международные гарантии права на личную неприкосновенность;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВО ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ КАК ОДНО ИЗ ПРАВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ 5
2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ 7
3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24
СОДЕРЖАНИЕ
Гармоничное сочетание общественного и личного интереса предполагает наличие конкретной сферы жизни человека, в которой гарантирована ему определенная независимость от общества. Вмешательство государства, общественных организаций и частных лиц в его быт и личные отношения должно осуществляться в строго определенных законом случаях.
Свобода и неприкосновенность личности в наше время не утратили своей социальной и правовой значимости.
Понятие «неприкосновенность» имеет значительно большее значение, в нашей жизни. Неприкосновенны не только личность, ее жилище. частной жизни, корреспонденции, телефонных и иных сообщений означает неприкосновенность личной информации, право на защиту -неприкосновенность прав обвиняемого.
Сущность данного права состоит в том, что какое-либо принуждение к индивиду запрещено, но оно может быть применено в исключительных, строго определяющих законом государственными органами, должностными лицами, случаях.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, исследовать содержания права на личную неприкосновенность, раскрыть главные черты права неприкосновенности личности, позволяющие выявить специфику правового регулирования общественных отношений в этой области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Объектом исследования является право неприкосновенности личности в Республике Беларусь.
Предметом исследования является раскрытие характерных особенностей конституционного права на неприкосновенность личности, его реализация в других отраслях права.
Методы исследования: В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, общенаучный и системно-правовой метод
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов как: Афанасьева О.В, Василевич Г.А, Демичев Д.М, Ищенко Н.С, Курак А.И и др.
1 ПРАВО ЛИЧНОЙ
Право неприкосновенности личности является одним из древнейших прав человека. Зачатки данного права отмечены в Великой Хартии вольностей 1215г. В эпоху буржуазных революций XVII-XVIII вв. оно нашло свое юридическое воплощение в британском Хабеас Корпус Акте 1679г, во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789г. (п.и. 2, 7), в американском Билле о правах (поправки IV и V) 1791г [6, c. 255].
Право неприкосновенности личности, несмотря на некоторые различия в принципах, на которых построены данные исторические документы, рассматривалось ими, как совокупность гарантий от незаконных арестов и судебного произвола, как одна из «свобод-ограничений».
Личная неприкосновенность относится не только к физической, но и к духовной, моральной жизнедеятельности.
Частной и неприкосновенной должна быть жизнь человека в сфере его бытовых, интимных отношений, свободы его мысли и совести. Человеку необходимы свобода уединения, вступления в контакты с другими людьми, охрана его личных и семейных тайн, свобода от слежки.
Степень свободы человека от вмешательства в его частную жизнь со стороны государственных и общественных организаций, должностных и других лиц зависит от существующего в государстве и обществе политического режима; по степени свободы правовое государство отличается от полицейского, гражданское общество - от тоталитарного. [8, c. 189].
Комитет ООН по правам человека (32-я сессия, 1968г.) дал толкование терминам «незаконное» и «произвольное вмешательство». Термин «незаконное» означает, что вмешательство в частную жизнь вообще исключается, если оно не предусмотрено законом. Термин «произвольное» указывает на то, что вмешательство, допускаемое законом, должно соответствовать положениям, целям и задачам Международного пакта о гражданских и политических правах и в любых случаях быть обоснованным. Предусматривая возможность законного и непроизвольного вмешательства в частную жизнь, международное право и Конституция Республики Беларусь позволяют установить равновесие между правами отдельного лица и более общими интересами демократического общества, когда между ними возникают противоречия. Поскольку международное право и Конституция допускают законное и непроизвольное вмешательство, то оно рассматривается в виде оговорок к общему запрету [9, c. 11].
Человек порой доверяет свою личную и семейную тайну работникам медицинских и фармацевтических учреждений, нотариата, банка, органов ЗАГС, священнослужителю, адвокату или иному своему представителю. Они обязаны не разглашать любые доверенные им сведения, хотя и не все сведения являются тайной.
Судья или иное должностное лицо не вправе выяснять обстоятельства частной жизни человека, не имеющие отношения к делу. Равным образом нет такого права и у адвоката. Он должен учитывать, что его действия и действия других лиц, связанные с информацией о частной жизни, могут производиться лишь с узкоцелевым назначением. Данное положение относится ко многим лицам. Например, нотариус не имеет права выяснять мотивы, по которым гражданин решил составить завещание, а работник банка - причину снятия вкладчиком со своего счета какой-то суммы и т.п.
О мерах охраны частной жизни граждан говорится и в процессуальном законе. Подозреваемый и обвиняемый имеют право на молчание. Охране частной жизни посвящен запрет домогаться показаний путем насилия, угроз и других незаконных мер, присутствовать при обнажении лица другого пола и т.п. В гражданском праве содержатся положения, охраняющие право человека на изображение, тайну дневников, писем и записок, тайну вкладов.
Право на частную жизнь предполагает также обеспечение неприкосновенности жилища, возможность распоряжаться своей собственностью, семейным бюджетом[12, c. 241].
Согласно Конституции Республик
Закон предусматривает и денежную компенсацию за причинение морального вреда, а также ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни; за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений предусмотрена уголовная ответственность не только должностных лиц, но и любого вменяемого человека [11, c. 89].
Таким образом, правовой институт личной неприкосновенности – это проявление принципов гуманизма и справедливости, характерных для демократического общества. Как и все белорусское право, этот институт непрерывно развивается и обогащается новыми нормами, многие из которых направлены на дальнейшее укрепление и развитие гарантий основных прав и свобод человека, обеспечение личной неприкосновенности человека и гражданина в интересах, как каждой человеческой личности, так и общества в целом.
2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ
ПРАВА НА ЛИЧНУЮ
В принципах и нормах международного права и в конституциях закреплены гарантии надлежащей правовой процедуры. Так, в V и XIV поправках к Конституции США предусмотрен запрет лишения кого-либо свободы «вне установленного законом порядка». Проблемам права на свободу и личную неприкосновенность посвящены ст. 9 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 и 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что каждый арестованный или задержанный по уголовному делу срочно доставляется к судье (п. 3 ст. 9). Согласно общим заключениям Комитета ООН по правам человека, право каждого на свободу и личную неприкосновенность (п. 1 ст. 9 Пакта) должно действовать как в уголовных делах, так и во всех других случаях лишения свободы [15, c. 239].
Всеобщая декларация прав человека ООН указывает, что: каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах (ст. 4); никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию (ст. 5); каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности (ст. 6); никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9); каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявляемого ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено согласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10); каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (ст. 11) [16, c. 172].
Рассмотрим, конституции демократических стран, закрепляющие эту группу личных прав и свобод человека. Уже первая статья Основного закона ФРГ содержит положение, что достоинство человека неприкосновенно; уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти. Во второй статье этой конституции говорится, что каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон; каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность; свобода личности ненарушима; вмешательство в эти права допускается только на основании закона. И далее в Основном законе ФРГ закрепляется ряд других важных в этой связи положений, например, о том, что смертная казнь отменяется (ст. 102); что свобода личности может быть ограничена лишь на основании специального закона и с соблюдением предписанных им форм, а задержанные лица не могут подвергаться дурному обращению ни морально, ни физически (ч. 1 ст. 104); что только судья решает вопрос о допустимости и продолжении содержания под арестом, а полиция на основе собственных полномочий никого не может содержать под стражей дольше чем до конца дня, следующего за задержанием (ч. 2 ст.104) и др[10, c. 84].
Федеральный конституционный закон Австрии о защите личной свободы (1988) закрепляет: каждый имеет право на свободу и безопасность (личную свободу); никто не может быть арестован или задержан иначе как на основании названных в настоящем Федеральном конституционном законе причин и иначе как установленным законом способом; лишение личной свободы может быть предусмотрено только на основании закона, если это необходимо с целью принятия мер; оно возможно, лишь по мере необходимости, исходя из обстоятельств дела; с арестованным или задержанным необходимо обращаться, уважая его человеческое достоинство и по возможности проявляя бережное отношение к его личности; к нему могут быть применены только такие ограничения, которые соразмерны цели задержания или необходимы для обеспечения безопасности и порядка на месте задержания (ст. 1). «Смертная казнь отменена», - говорится в ст. 85 Конституции Австрии.
В Конституции Бельгии устанавливается, что личная свобода гарантирована; никто не может подвергаться преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме; кроме случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть арестован иначе как в силу мотивированного постановления судьи, предъявленного в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов (ст. 12). Никакое наказание не может быть ни установлено, ни применено иначе как на основании закона (ст. 14). Гражданская казнь отменена и не может быть восстановлена (ст. 18). Каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству (ст. 23) [10, c. 88].
В Конституции Греции (ст. 2) провозглашается, что уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства. Она устанавливает, что каждый может свободно развивать свою личность и участвовать в социальной, экономической и политической жизни страны, если только он не препятствует правам других, не нарушает Конституцию или нравственные нормы (ч. 2 ст. 5); что личная свобода неприкосновенна, никто не может подвергаться преследованию, аресту или какому-либо иному ограничению свободы, кроме как в тех случаях и таким образом, когда и как это определено законом (ч. 3 ст. 5). Никто не может быть подвергнут аресту или тюремному заключению без обоснованного судебного ордера, который должен вручаться в момент ареста или задержания; исключение составляет арест на месте преступления (ч. 1 ст. 6). Конституция устанавливает сроки доставки арестованного к следователю (1 сутки) и решения следователем вопроса об освобождении арестованного либо выдачи ордера о заключении его в тюрьму (3 суток) и указывает, что в случае истечения этих сроков арестованный должен быть немедленно освобожден, а нарушители обязаны восстановить всякий ущерб, нанесенный потерпевшему, и выплатить ему денежную компенсацию за моральный ущерб, как это определено законом.
В Конституции Испании (ст. 10) указывается, что достоинство человека и неприкосновенность его прав, свободное развитие личности, уважение к закону и правам других людей является основой политического строя и социального мира. В ней говорится, что все имеют право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, никого ни в коем случае нельзя подвергать пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Отменяется смертная казнь, за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами на время войны (ст. 15). Каждый имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и в форме, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 17). В этой же статье предусматривается срок предварительного заключения (до 72 часов), порядок задержания (ч. 2 и 3 ст. 17) и указывается, что закон регулирует порядок применения «habeas corpus» для немедленной передачи судебным властям незаконно задержанного человека (ч. 4 ст. 17) [10, c. 91].