Неприкосновенность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, исследовать содержания права на личную неприкосновенность, раскрыть главные черты права неприкосновенности личности, позволяющие выявить специфику правового регулирования общественных отношений в этой области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 определить право личной неприкосновенности как одно из прав личной свободы;
 раскрыть международные гарантии права на личную неприкосновенность;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВО ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ КАК ОДНО ИЗ ПРАВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ 5
2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ 7
3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

неприкосновенность меньше ссылкок но праильно.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Физическое лицо, в  отношении которого применено административное задержание, содержится в местах, определяемых органами, ведущими административный процесс[2].

Административное задержание не допускается в отношении:

  • лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
  • члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь идепутатов местных Советов депутатов;
  • судьи;
  • народного заседателя.

Эти лица, задержанные  за совершение административного правонарушения, доставленные в орган, ведущий административный процесс, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности [9, c. 250].

Помимо административного задержания, в целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применение также личного обыска задержанного; наложение ареста на имущество; изъятие вещей и документов; задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством; привод; удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

          Более строгие меры, связанные с ограничением свободы, предусмотрены уголовно-процессуальным и уголовным законодательством.

Преступлением признается совершенное виновно общественно  опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Преступление признается оконченным с момента совершения деяния.

Преступление, связанное  с наступлением последствий, указанных  в статьях Особенной части  Уголовного кодекса, признается оконченным при фактическом наступлении этих последствий.

Не являются преступлением  действие или бездействие, формально  содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного названным Кодексом, но в силу малозначительности, не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания (ст. 11 УПК) [7, c. 251].

Задержание состоит  в фактическом задержании лица, доставлении  его в орган уголовного преследования  и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.

Задержание может быть применено только:

  • к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или ареста;
  • к обвиняемому, нарушившему условия примененной к нему меры пресечения;
  • к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Задержание производится:

  • по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;
  • на основании постановления органа уголовного преследования;
  • на основании постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 107 УПК).

Согласно ст. 114 УПК  задержанный подлежит освобождению на основании постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, в случаях, если:

  • не подтвердилось подозрение в совершении лицом предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;
  • отпали основания дальнейшего содержания лица под стражей;
  • орган, ведущий уголовный процесс, установил, что задержание произведено с нарушениями требований, установленных настоящим Кодексом;
  • истек срок задержания. В случаях, предусмотренных пунктом 4 части первой указанной статьи, задержанный освобождается руководителем администрации места содержания под стражей с уведомлением органа, ведущего уголовный процесс и осуществившего задержание [7, c. 255].

Органом, ведущим уголовный  процесс и принявшим решение  об освобождении задержанного, выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, основания, место и время задержания, основания, мотивы и время освобождения. Освобожденное лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению (ст. 114 УПК).

УПК предусмотрен порядок  задержания подозреваемого в совершении преступления.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, имеет право обжаловать действия лица, производящего дознание, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства[4].

Согласно ст. 116 УПК  к подозреваемому или обвиняемому  могут быть применены меры пресечения - это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора [7, c. 257].

Мерами пресечения являются:

  • подписка о невыезде и надлежащем поведении;
  • личное поручительство;
  • передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части;
  • отдача несовершеннолетнего под присмотр;
  • залог;
  • домашний арест;
  • заключение под стражу (ст. 116 УПК).

Меры пресечения могут  применяться органом, ведущим уголовный  процесс, лишь в том случае, когда  собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; противодействовать исполнению приговора. При решении вопроса о необходимости применения меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому должны учитываться характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства. При отсутствии необходимости в применении меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого берется письменное обязательство являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс (ст. 117 УПК).

Возможно, применение одной из указанных мер пресечения и до предъявления обвинения.

В качестве еще одной меры предусмотрен домашний арест. Домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем [7, c. 259].

Особую специфику имеет  заключение под стражу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении  лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь или не установлена их личность либо они скрылись от органов уголовного преследования или суда.

В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.

При решении вопроса  о даче санкции на заключение под  стражу прокурор или его заместитель обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних - подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях.

Право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям.

Лицо, заключенное под  стражу, его защитник, законный представитель  вправе обжаловать постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс, в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК.

В случае отказа прокурора  или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом [7, c. 262].

Если вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого  возник в судебном заседании, то решение  об этом принимает суд по ходатайству  сторон или по собственной инициативе.

О применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить лиц, указанных в ст. 115 УПК, а в случае применения этой меры пресечения в отношении пенсионера - уведомить орган, выплачивающий ему пенсию.

Порядок и условия  содержания лиц, заключенных под стражу, определяются законом (ст. 126 УПК).

Мера пресечения в  виде заключения под стражу при предварительном  расследовании уголовного дела не может  превышать двух месяцев.

Срок содержания под  стражей исчисляется со времени  заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд. В этот срок засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания и иных местах содержания арестованных в органах внутренних дел и иных органах, ведущих досудебное производство), а также время принудительного пребывания в психиатрическом (психоневрологическом) или ином лечебном учреждении лица, помещенного в эти учреждения с санкции прокурора или его заместителя либо по постановлению (определению) суда.

           Орган дознания, следователь, считая необходимым продление срока содержания обвиняемого под стражей, выносят мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляют его соответствующему прокурору не позднее чем за пять суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении указанного срока более шести месяцев - за десять суток.

Дальнейшее продление  срока содержания под стражей  во время предварительного расследования не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению из-под стражи. При этом в отношении обвиняемого должна быть применена иная мера пресечения, предусмотренная ст. 116 УПК.

Решение прокурора о  продлении срока содержания под  стражей может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК.

После окончания предварительного расследования и предъявления обвиняемому  и его защитнику уголовного дела для ознакомления срок содержания под  стражей на время, необходимое для  ознакомления с делом, продлевается в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой статьи 127 УПК.

В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника  с уголовным делом до истечения  предельного срока содержания под стражей, установленного статьей 127 УПК, невозможно, Генеральный прокурор Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности, вправе не позднее десяти суток до истечения этого срока возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления обвиняемого и его защитника с уголовным делом [7, c. 267].

Ходатайство Генерального прокурора Республики Беларусь или  лица, исполняющего его обязанности, рассматривается судьей Верховного Суда Республики Беларусь единолично с участием прокурора. По. усмотрению суда в судебном заседании могут участвовать обвиняемый, его законный представитель, защитник[5].

Информация о работе Неприкосновенность личности