Неприкосновенность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, исследовать содержания права на личную неприкосновенность, раскрыть главные черты права неприкосновенности личности, позволяющие выявить специфику правового регулирования общественных отношений в этой области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 определить право личной неприкосновенности как одно из прав личной свободы;
 раскрыть международные гарантии права на личную неприкосновенность;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВО ЛИЧНОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ КАК ОДНО ИЗ ПРАВ ЛИЧНОЙ СВОБОДЫ 5
2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ 7
3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24

Файлы: 1 файл

неприкосновенность меньше ссылкок но праильно.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Особенно широко и  глубоко проблема указанных личных прав и свобод человека и гражданина раскрыта в Конституции Португалии, в которой имеется специальная обширная глава «Личные права, свободы и гарантии» (ст. 24 - 47). В ней закрепляется, что человеческая жизнь неприкосновенна, применение смертной казни не допускается (ст. 24). Человеческая личность обладает физической и моральной неприкосновенностью, никто не может быть подвергнут пытке, а также быть объектом жестоких, бесчестящих или бесчеловечных обращений и наказаний (ст. 25). За каждым признаются права на индивидуальность, на гражданскую дееспособность, на гражданство, на доброе имя и хорошую репутацию, на определенный им образ, на свободу слова и на сохранение тайны в частной и семейной жизни. Закон устанавливает эффективные гарантии против злоупотребления в использовании данных, касающихся лиц и семей, а также использования указанных данных в целях, противных человеческому достоинству (ст. 26).

Далее в Конституции  Португалии говорится, что все имеют  право на свободу и безопасность; никто не может быть лишен свободы  иначе как на основании обвинительного приговора суда за совершенные действия, наказуемые законом, тюремным заключением, или на основании судебного применения мер пресечения. Здесь же устанавливается конкретный список исключений из этого принципа, связанных с временным лишением свободы, и условий их применения, а также положение, что лишение свободы в нарушение Конституции и закона влечет за собой обязанность государства выплатить компенсацию пострадавшему, согласно предписаниям закона (ст.27). В последующих статьях (ст. 28 - 30, 32) устанавливаются принципиальные условия и рамки предварительного заключения, применения уголовного права, пределы наказаний и мер безопасности, гарантии уголовного процесса. Особый интерес представляет ст. 31, посвященная специально институту «habeas corpus». В ней отмечается, что этот институт направлен против злоупотребления властью при аресте или незаконном задержании, применяется судом или военным трибуналом, согласно каждому конкретному случаю. Его использования может потребовать сам потерпевший или любой гражданин, пользующийся политическими правами. Судья должен в течение восьми дней рассмотреть прошение о «habeas corpus», заслушав прения сторон [10, c. 95].

Что касается правового  регулирования права на неприкосновенность в Республике Беларусь, то его можно  проследить в следующих правовых актах.

В первую очередь, это Конституция Республики Беларусь и ее статья 25: «Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом».

Далее в Конституции право неприкосновенности личности прописывается в статье 33 – о свободе мнений, убеждений и их свободное выражение, статье 60 – о гарантии защиты прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом и о материальном возмещении морального вреда, статье 61 – об обращении в международные организации с целью защиты прав и свобод[3].

В Гражданском кодексе Республики Беларусь право на неприкосновенность личности отражено в статье 151: «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Нематериальные блага  защищаются в соответствии с гражданским  законодательством в случаях  и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения» [1].

В Кодексе Республики Беларусь об административных нарушениях право на неприкосновенность личности и достоинства защищается лишь в статье 9.3: «Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин»; статье 9.1.: «Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест»; статье 9.2.: «Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин»[2].

В уголовном кодексе  Республики Беларусь достаточно обширно затронута тема неприкосновенности личности и наказаний за нарушение данного права. Статьи можно условно разделить на группы:

  • преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления ( подготовка либо ведение агрессивной войны, и международный терроризм, и геноцид, и преступления против безопасности человечества);
  • преступления против жизни и здоровья человека (убийство, умышленные причинения разной тяжести телесных повреждений, принуждение ук даче органов или тканей для трансплантации, ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей);
  • преступления простив половой неприкосновенности и половой свободы (изнасилование, половые сношения с лицом не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждение к действиям сексуального характера, вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией);
  • преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних (злоупотребление правами опекуна или попечителя, разглашение врачебной тайны, незаконное собирание либо распространение информации о частной жизни);
  • преступления против личной свободы, чести и достоинства (торговля людьми, использование рабского труда, похищение человека, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрическую больницу, принуждение, клевета, оскорбление
  • преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (например, нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфных и иных сообщений);
  • преступления против общественной безопасности (терроризм, захват заложника, массовые беспорядки).

 В уголовно-процессуальном кодексе более подробно описаны гарантии права на неприкосновенность личности, т.е. в каких случаях и на каких основаниях можно совершить задержание, помещение под арест, заключение под стражу и другие процессуальные меры, что было затронуто во второй главе курсовой работы.

Итак, в белорусском законодательстве во многих правовых актах отражено право на неприкосновенность личности, а также и его гарантии.

В международном законодательстве основными документами, которых  защищается право на неприкосновенность личности, являются Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 9) и Всеобщая декларация прав человека ООН, которая указывает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах (ст. 4); никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию (ст. 5) и т.д [4].

В каждой конституции демократических государств есть статьи, провозглашающие защиту права на неприкосновенность личности

Когда в результате преступления или злоупотребления властью  нарушено право на личную неприкосновенность и человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению.

В соответствии со ст. 60 Конституции: «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести, и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке, как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда».

Реабилитация, т.е. восстановление жертвы в правах и добром имени, предусмотрена рядом международных актов. Так, указание на «эффективное восстановление в правах» включено в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека (Приложение 7), в ст. 6 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. Согласно ст. 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Приложение 14), государство обязано обеспечить, «чтобы жертва пыток получила возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации.

Человек оказывается жертвой злоупотребления властью не только в результате преступлений. Подчас нарушаются его права, предусмотренные административным, гражданским, трудовым или иным законодательством.

Денежная компенсация морального вреда широко применяется в практике общих судов, что свидетельствует о значимости данной категории дел. В связи с этим интерес вызывает практика разрешения вопросов этого очень важного гражданско-правового института.

Требования о компенсации  морального вреда заявляются как  отдельно, так и наряду с требованиями о возмещении материального вреда (по делам о защите прав потребителей, о защите чести, достоинства и .цеповой  репутации, о возмещении вреда здоровью и т. д.)[1].

При определении размера компенсации морального вреда суд должен учитывать характер спорного правоотношения, фактические обстоятельства причинения вреда, возраст потерпевшего, его физическое и психическое состояние здоровья, условия жизни, иные индивидуальные особенности, степень вины, степень физических и нравственных страданий исходя из тяжести наступивших последствий и их общественной оценки, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, выполняются судами не всегда.

Юридические лица, органы государственной власти в отличие от физических лиц могут осуществлять лишь те полномочия, которые определены в законодательстве.

Также, когда в результате преступления или злоупотребления властью нарушено право на личную неприкосновенность и человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению.

 

3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА  НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В  НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ  И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Для осуществления права  на жизнь, свободу личную неприкосновенность и другие блага необходима система гарантий. В эту систему входят общие (экономические, политические, духовные) и специальные (юридические) гарантии.

Согласно Конституции  РБ: «Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом» (ст. 25)) [3].

Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления  права человека на свободу и личную неприкосновенность. Но каждое право может быть осуществлено, когда ему соответствует чья-то обязанность. Применительно к правам человека юридические гарантии - это, прежде всего обязанности государственных органов и должностных лиц.

Обеспечение прав и свобод - важнейшая функция государства, которая нацелена на создание наиболее благоприятных условий для реализации гражданских прав, свобод (в первую очередь права неприкосновенности личности), укрепления законности и правопорядка. Суть демократической государственности определяется предпосылкой правовой государственности и ограничителем ее всевластия. Государство должно признавать автономию личности, создавать свою структуру не для давления на человека, обеспечения ею свободы [13, c. 121].

Уважение основных прав и свобод в современных условиях является общепризнанным принципом международного права, от соблюдения которого зависит оценка того или иного государства мировым комитетом.

Лицо, заключенное под  стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а «также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам» [14, c. 105].

Юридические лица, органы государственной власти в отличие от физических лиц могут осуществлять лишь те полномочия (права и обязанности), которые определены в законодательстве.

Конституция закрепляет право каждого человека на свободу  и неприкосновенность. Изъятия могут  быть установлены только законом. Здесь, в первую очередь, следует назвать Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).

Так, согласно ст. 8.2 КоАП административное задержание физического  лица состоит в фактическом кратковременном  ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения и в доставлении его в орган, ведущий административный процесс. Оно применяется в целях:

  • пресечения противоправной деятельности;
  • составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;
  • установления личности;
  • обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
  • пресечения, сокрытия или уничтожения доказательств;
  • обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

По просьбе физического  лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

Иностранные граждане или  лица без гражданства, задержанные  за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.

Информация о работе Неприкосновенность личности