Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:35, контрольная работа
В настоящее время, в условиях научно-технического прогресса становится все более очевиднее то, что если сейчас все человечество не предпримет решительно направленных действий по защите окружающей среды, то в будущем столкнется с такими последствиями, которые поставят под угрозу существование самой жизни на Земле, поскольку «отношения в системе человек-общество-природа глубоко деформированы, экологическая ситуация в стране, как и во всем мире крайне напряженная».
Введение
1. История развития законодательства об уголовной ответственности за незаконную охоту
2. Понятие и признаки незаконной охоты
3. Уголовно-правовой анализ незаконной охоты
3.1. Объект и предмет преступления, предусмотренного статьей 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации
3.2. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации
3.3. Субъективные признаки преступления, предусмотренного статьей 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации
3.4. Квалифицированные (отягчающие) обстоятельства незаконной охоты
Заключение
Список использованных источников
2. направленность
на такое использование
3. непосредственное
негативное изменение
4. и как
следствие нарушение
В теории принято считать, что общественная опасность – это социально-политическая характеристика правонарушения, а противоправность деяния – юридическое выражение этого свойства правонарушения.
Нельзя сказать, что общественная опасность экологического преступления это лишь сумма, состоящая из вредных единичных последствий, причинивших экономический и экологический вред. Хотя, вне сомнения, что это является наиболее очевидной стороной общественной опасности.
По-мнению, В.В. Петрова «в результате использования современной техники сенокошения уничтожается птиц, зайцев, молодняка более крупных животных в 10-15 раз больше, чем охотой и браконьерством».6
Но все же, законодателем общественная опасность браконьерства считается большей, по отношению к общественной опасности несоблюдения правил предосторожности.
Общественная опасность экологических преступлений состоит из двух характеристик – качественной и количественной. Так, качественная характеристика, во-первых, определяется характером социальных ценностей, на которые и направлено преступное воздействие. По иному, общественная опасность таких преступлений состоит в нарушении права каждого человека на благоприятную окружающую среду (одна из отличительных черт экологических преступлений), а также в причинении вреда, как самой природе, так и здоровью, и имуществу, в снижении уровня безопасности населения.
В свою очередь, количественная характеристика общественной опасности экологических преступлений учитывается законодателем в содержании ответственности за то или иное, совершенное деяние. Степень общественной опасности определяется размером причиненного вреда экологическим правоотношениям, характером вины, а так же место, время, способ совершения преступления.
Правовым выражением общественной опасности является противоправность, она закреплена в нормах Уголовного Кодекса, так как он относит, те или иные действия к противоправным. Поскольку, исследуемая норма содержит бланкетную диспозицию, то учитывать необходимо, помимо уголовного законодательства, и другие нормативно-правовые акты, касающиеся регламентации рационального использования животного мира.
В более развитом обществе появились запреты и санкции законодательного порядка, о чем свидетельствует история развития законодательства, рассмотренная выше. Большинство из них ограничивало охоту на особо ценных и редких животных.
Современное охотничье хозяйство широко применяет различные ограничения охоты, чтобы не оскудевали запасы диких зверей и птиц. Как раз об ограничениях охоты и пойдет речь, нарушая которые лицо, преступает рамки, предписанные законом.
Под незаконной охотой понимается охота с нарушением, каких либо правовых норм в сфере регулирования охоты. Незаконная охота влечет за собой не только непоправимый вред экологическим ресурсам, она может быть также опасна для жизни самого человека. В виду того, что зачастую браконьеры, а именно так называют охотников нарушающих нормы права, производят охоту не сдав технику безопасности на охоте, что влечет к невосполнимым человеческим жертвам среди самих браконьеров, но и среди мирных непричастных людей.
Как сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 5.11.07 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»,7 признаками незаконной охоты являются:
1. охота
без соответствующего
2. охота вопреки специальному запрету;
3. охота лицом, не имеющим на нее права;
4. охота лицом, получившим лицензию без необходимых оснований;
5. охота, осуществляемая вне отведенных мест;
6. охота в запрещенные сроки;
7. охота
запрещенными орудиями и
Рассмотрим каждый признак подробно.
Охотой без надлежащего на то разрешения признается, прежде всего, охота без охотничьего билета, который служит удостоверением на право охоты (охотничий билет должен быть с отметками о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины). Помимо этого, для охоты на территории определенного охотничьего хозяйства или при охоте на некоторых ценных зверей (например, лося, кабана, бурого медведя), кроме билета, необходимо иметь при себе специальное разрешение либо долгосрочную лицензию (специальное разрешение на осуществление хозяйственной или иной деятельности связанной с использованием животного мира), либо именную разовую лицензию, либо путевку, выданных Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных.. А при охоте на пушного зверя – договор с заготовительной организацией или наряд-задание. При получении письменного разрешения на право охоты определяются границы охотугодий, отведенных для осуществление охоты. Охотник не несет ответственность при нарушении границ охотничьих угодий в случаях непреднамеренного перехода в соприкасающиеся угодья в местах, где граница неясно выражена на местности, при преследовании подранка (при соответствующей отметке в лицензии) необходимо иметь специальное разрешение (лицензию или путевку), а при охоте на пушных зверей – договор с пушнозаготовительной организацией или наряд-задание.. К этому признаку также следует относить охоту с просроченными документами (билетом, путевкой, лицензией) или документами, выданными на другое лицо, и добычу диких животных с превышением норм отстрела (отлова), указанных в разрешении или правилах охоты. Вместе с тем, отмечу, что лицензии на отстрел или отлов животного могут выдаваться для организации спортивной охоты, заготовок мяса, пушнины, а порой и для отстрела в порядке выбраковки (если животное имеет дефекты и является плохим производителем, либо увечное, больное, повадилось кормиться на сельскохозяйственных угодьях).
Как ранее говорилось, жители районов крайнего севера пользуются определенными льготами, одной из них является освобождение от уплаты госпошлины за выдачу разрешений на право охоты «от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на право охоты освобождаются граждане, населяющие районы Крайнего Севера и местности, приравненные к этим районам.» (Положение «Об охоте и охотничьем хозяйстве» пункт 15).
Правила охоты содержат определенные запреты, несоблюдение которых считается правонарушением, а именно: охота с просроченным охотничьим билетом; применение на охоте мелкокалиберных винтовок, за исключением использования их для промысловой охоты; применение ядохимикатов, за исключением истребления волков, сусликов, хомяков, мышевидных грызунов; применение общеопасных способов и орудий охоты: ловчих ям, настораживание ружей, установка сжимов, схватов, а также медвежьих и других крупных капканов без заметных для человека опознавательных знаков; применение автомототранспортных средств, самолетов, вертолетов (кроме охоты на волков), а также охота на водоплавающую дичь с катеров и моторных лодок с невыключенным мотором; добыча диких животных из-под фар или с применением других световых устройств и при переправах через водоемы; добывание диких животных, находящихся в бедственном и беспомощном состоянии (например, спасающихся от бури, пожара, разлива, бескормицы и т.п.); ношение во время охоты патронов, снаряженных пулями, за исключением мест, где водятся медведи, и случаев, когда проводится охота на крупных копытных зверей, а также ряд других запретов.
Кроме всего перечисленного выше, на всей территории России запрещается: отлов молодняка диких копытных и других охотничьих животных для содержания в неволе; применение охотничьих собак для пастьбы скота и нахождение собак этих пород при стадах.
Вместе с тем, законодательством определен перечень диких животных, которые полностью исключены из охоты и добывания любым способом, отнесенных к числу редких и находящихся под угрозой исчезновения: зубр, горал, тигр, леопард, снежный барс, белый медведь, красный волк, лебедь, краснозобая и канадская казарка, фламинго, кречет, журавль и ряд других, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Федерации.
Следующий признак, который необходимо раскрыть – это возрастные ограничения на право охоты. Так, правом на охоту с огнестрельным охотничьим оружием пользуются все граждане России, которые соответствуют следующим требованиям:8
1. достигли восемнадцатилетнего возраста;
2. сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте;
3. сдавшие
испытания по правилам
4. уплатившие государственную пошлину в установленном размере.
Только при выполнении всех этих требований гражданин Российской Федерации имеет право на охоту. Но возможно и исключение. Таким исключением являются «граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с четырнадцатилетнего возраста». Это является своеобразной льготой, предоставленной им, обусловленной жесткими климатическими условиями в районах крайнего севера и их исторически сложившимся образом жизни.
Не отведенными для охоты местами признаются, например, зеленые зоны вокруг городов и иных населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, воспроизводственные участки охотничьих хозяйств и другие места, если охота там запрещена соответствующими актами. Конкретный перечень и границы запрещенных для охоты мест, а также охотничьих хозяйств с указанием их ведомственной принадлежности дается в законодательстве субъектов Российской Федерации или в приложениях к правилам охоты, которые ежегодно утверждаются отдельно для каждого субъекта.
Под местом охоты понимается место, где происходит процесс добычи зверей и птиц.
Классификацию по месту охоты можно произвести по следующим пунктам:
а)закрепленные за государственными и общественными организациями;
б) угодья общего пользования;
в) угодья, закрытые для охоты.
Сроки охоты являются важным моментом в правовом регулировании охоты, поскольку, от сроков охоты зависит экологический баланс в природе.
Охотой в запрещенные сроки следует считать охоту в тот период времени, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для охоты на отдельные виды зверей и птиц. Сроки, в течении которых охота запрещена, устанавливаются в зависимости от особенностей той или иной местности, а также от вида птицы или зверя, на которых производится охота в данной местности.
В связи с тем, что браконьеры активизируют свою деятельность осенью до выпадения снега по чернотропу, когда легче скрыть следы преступлений существуют предельные сроки охоты, например, в статье 45 Правил охоты на территории Красноярского края - добыча лося, косули с 01 октября по 15 января; кабана с 01 июля по 15 января; соболи, норки, белки, рыси с 15 октября по 15 января и т.д.
Сроки охоты устанавливают областные, краевые и республиканские органы исполнительной власти по представлению органов управления охотничьего хозяйства (госохотинспекций).
Даты открытия и окончания охотничьих сезонов по годам не одинаковы. Они определяются лишь незадолго до начала сезонов с учетом особенностей года – сроков прилета, гнездования и развития дичи, времени созревания полноценной шкурки и т.п.
Перечни запрещенных орудий и способов охоты также указываются в нормативных актах, регулирующих правила охоты. К запрещенным орудиям и способам охоты относятся такие, применение которых способно привести к истреблению диких зверей и птиц в количествах, отрицательно сказывающихся на их воспроизводстве, или калечению животных, либо создает опасность для людей или домашних животных. В зависимости от способа охоту можно разделить на два аспекта:
1. ружейную;
2. безружейную.
Она используется как самими охотниками, для выбора наиболее целевого использования их возможностей, так и правоохранительными органами, для контроля в сфере правового регулирования самого процесса охоты.
Как таковая ружейная охота подразумевает использование легального охотничьего оружия (нарезного или гладкоствольного). При использовании такой классификации возможно четкое разделение между легальным и нелегальным охотничьим оружием. Нелегальным можно назвать оружие, которое было незаконно приобретено либо изготовлено кустарным способом.
Таким образом, следует отметить, что в большинстве случаев экологическим преступлением признавалось посягательство, вытекающее из общего понятия преступления, направленное на нарушение тех или иных общественных отношений в зависимости от того, какое общественное отношение, по мнению того или иного ученого, является объектом преступления в сфере природоохраны.
От понятия и признаков незаконной охоты перейдем непосредственно к ее уголовно-правовому анализу.
3.
Уголовно-правовой анализ
3.1 Объект и предмет преступления, предусмотренного статьей 258 Уголовного Кодекса Российской Федерации
Известно, что в зависимости от объекта формируется система Уголовного кодекса (разделение его на определенные разделы, главы, статьи). А также, уголовно-правовой анализ той или иной статьи всегда начинается с определения объекта преступления.
В теории уголовного права всегда уделялось большое внимание объекту и предмету преступления.
Традиционно, объектом преступлений в теории права признаются общественные отношения, охраняемые законом от преступных посягательств. В свою очередь, эти общественные отношения трактуются, как отношения между людьми в процессе их совместной деятельности или общения, находящиеся под охраной правовых и моральных принципов.