Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:58, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в углубленной уголовно-правовой характеристике незаконного предпринимательства, а так же обозначении основных проблем на современном этапе. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие незаконного предпринимательства.
Анализировать объективные и субъективные признаки состава незаконного предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие незаконного предпринимательства по российскому уголовному праву 7
2. Объективные признаки преступления 15
2.1 Объект преступления 15
2.2 Объективная сторона 23
3. Субъективные признаки 39
3.1 Субъект преступления 39
3.2 Субъективная сторона преступления 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Позицию С. Коровинских о наличии дополнительного объекта при незаконном предпринимательстве в виде нарушения иных правоохраняемым интересов разделяют так же и А. А. Витивицкий, совместно с С. И. Улезко.
«Однако имеется и иная точка зрения, и она поддерживается многими учеными. Согласно ей под непосредственным объектом преступления понимается установленный государством порядок осуществления предпринимательской деятельности.
Наиболее последовательно и содержательно указанный подход обоснован в трудах Б. В. Волженкина, в частности, в его работе «Экономические преступления».
Л. Л. Крутиков также считает, что преступление, предусмотренное ст. 171 УК РФ, наряду с иными преступлениями, а именно предусмотренными ст. 172 и 173 УК РФ к посягательствам против установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности12.
Анализируя предложенное ими определение непосредственного объекта преступления при незаконном предпринимательстве, следует задать вопрос перечисленным исследователям, кто именно должен устанавливать предложенный ими порядок, видимо все же само общество в целом, так как только оно, через систему органов государственной власти может практически попытаться осуществить последнее. Однако тут же возникает вполне логичный вопрос, как общество может установить этот порядок вне системы самих общественных отношений, в том числе и экономических, позволяющих реально обеспечить все законные права и интересы, как предпринимателей, так и потребителей. Вследствие чего, следует признать, что подобное определение непосредственного объекта преступлений при незаконном предпринимательстве является не вполне логичными, а, следовательно, и до конца продуманным.
Так же, по нашему мнению, следует добавить, что в иных работах Б. В. Волженкин отнюдь не старается акцентировать внимание своих читателей на собственных дефинициях непосредственного объекта незаконного предпринимательства, переходя в конкретных случаях сразу же к анализу его объективной стороны.
Подводя итог рассмотрения и анализа всех выявленных нами дефиниций непосредственного объекта преступления при незаконном предпринимательстве, хотелось бы изложить и собственную точку зрения по этому вопросу.
Как весьма обоснованно на наш взгляд отмечает Б. В. Волженкин, «под незаконным предпринимательством понимается обычная (а не какая-то особая) предпринимательская деятельность, только осуществляемая без регистрации либо без лицензии в случаях, когда такая лицензия необходима, или же с нарушением условий лицензирования»13.
Понятие обычной предпринимательской деятельности раскрывается в ст. 2 ГК России. Под которой понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Учитывая, что подобная деятельность возможна только в сфере общественных отношений и более того сама является ее разновидностью, значит, в случае уголовно наказуемого посягательства на нее, страдают именно общественные отношения, которые обеспечивают законную предпринимательскую деятельность, регулируемую государством посредством специальных правовых разрешений (лицензий), следовательно, непосредственным объектом преступления при незаконном предпринимательстве следует признать именно общественные отношения, обеспечивающие саму возможность государства регулировать, путем разрешения либо запрета, любую предпринимательскую деятельность, а не только порядок ее осуществления.
В случае признания, объектом этого преступления регулируемый законом порядок осуществления предпринимательской деятельности, причем в тех проявлениях, которые изложены в диспозиции настоящей статьи, то тогда пределы этой нормы значительно расширяются и в сферу действия ст. 171 УК РФ должны подпадать все, без исключения, виды любой предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, регулируемые нормами гражданского законодательства и иных отраслей права. Где все перечисленные виды деятельности, отнюдь, не являются криминальными, а значит и уголовно наказуемыми.
Если же физическое лицо занимается предпринимательской деятельностью, для осуществления которой не требуется государственного разрешения, например, ростовщичеством, то налицо или полное отсутствие уголовно-правовой ответственности либо, если эта деятельность трактуется законом как уголовно наказуемое, налицо ответственность по иным статьям УК РФ. Так как, каждое такое преступное деяние имеет индивидуальный объект посягательств.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, включает в себя действия (бездействие) различного содержания, образуя самостоятельные составы преступления, каждый из которых может быть либо материальным, либо формальным.
Осуществление предпринимательской деятельности - это общий признак объективной стороны всех составов незаконного предпринимательства, за исключением представления документов, содержащих заведомо ложные сведения. Наличие этого признака означает, что деяние совершилось, имело место, объективно выражено вовне и осуществлено. Осуществление предпринимательской деятельности как признак не является достаточно определенным и вызывает споры в литературе. Рассмотрев основные из них, мы установили, что, во-первых, исходя из законодательного определения предпринимательской деятельности, ее правового регулирования, характера, целей и субъектов, можно определить ее основные признаки, к которым большинство исследователей относят: 1) цель - получение прибыли; 2) самостоятельность деятельности; 3) систематический характер деятельности; 4) предпринимательский риск; 5) осуществление в форме: пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; 6) субъект - лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя в установленном законом порядке14.
Во-вторых, анализ законодательства в области предпринимательской деятельности, существующих точек зрения на ее правовую природу, понятия, признаки и т.д. дает нам основание утверждать, что предпринимательскими являются юридически значимые действия, направленные на извлечение прибыли в результате возмездного удовлетворения потребностей третьих лиц в заранее обусловленных либо предлагаемых услугах, имуществе, товарах и которые "образуют определенное единство, и деятельность признается предпринимательской и осуществляется в зависимости от продолжительности и содержания возмездных действий, объема получаемой прибыли и других факторов"15 (не рассматривается как предпринимательская деятельность по оказанию случайных, хотя и возмездных действий, услуг по ремонту автомобиля знакомым людям, покупке и доставке продуктов престарелым соседям и знакомым и пр.)16. На субъекты предпринимательства возлагается правовая обязанность пройти государственную регистрацию, получить при необходимости лицензию, а также соблюдать лицензионные требования и условия. Ж.А. Ионова применительно к процедуре регистрации и лицензирования субъектов предпринимательской деятельности предлагает использовать термин "легитимация" (legitimation)17, который означает признание или подтверждение законности прав и полномочий физических и юридических лиц, а также подтверждение законности соответствующими документами18.
Законной предпринимательская деятельность считается с момента регистрации в этом качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В свою очередь, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации включает: 1) обязанность регистрации; 2) действия по осуществлению предпринимательской деятельности при отсутствии регистрации; 3) бездействие, состоящее в неисполнении возложенной законом обязанности по регистрации; 4) причинение крупного ущерба либо извлечение дохода в крупном размере; 5) причинную связь между деянием и его последствиями.
Таким образом, как справедливо определил А.Э. Жалинский, объективная сторона преступления в данном случае предполагает "единство действия, т.е. осуществления предпринимательской деятельности, и бездействия - неосуществления регистрации"19.
Незаконная предпринимательская деятельность в форме ее осуществления без государственной регистрации будет в следующих случаях: а) при уклонении от ее прохождения при создании юридического лица либо занятии индивидуальной предпринимательской деятельностью; б) до внесения соответствующей записи в государственный реестр; в) после аннулирования таковой при ликвидации юридического лица или по желанию индивидуального предпринимателя; г) после вынесения судом определения о признании индивидуального предпринимателя банкротом, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.
Недопустимо рассматривать как осуществление предпринимательской деятельности без регистрации деятельность, осуществляемую после включения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр, но до выдачи документа, подтверждающего данный факт.
Второй формой незаконного предпринимательства выступает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации.
Запрет осуществления предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации представляет собой резервную уголовно-правовую норму и означает (если исправление допущенного нарушения невозможно) отсутствие регистрации, поскольку она предполагает определенные правовые последствия. Возможность исправления технических ошибок (искаженное название юридического лица либо фамилии индивидуального предпринимателя и пр.) не влечет отсутствия регистрации и не является основанием признания деяния преступлением.
В подавляющем большинстве случаев, однако, субъект предпринимательской деятельности не может самостоятельно нарушить правила регистрации, иначе как составляя заведомо ложные сведения. Соблюдение правил есть обязанность должностного лица, которое при их нарушении просто должно отказать в регистрации (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23).
Федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" призваны регулировать отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изменением их правоспособности, а также в связи с ведением соответствующих государственных реестров. В то же время этот Закон не оперирует таким понятием, как "правила регистрации". Анализ других нормативно-правовых актов, принятых во исполнение вышеназванных Законов, в том числе и других ведомственных документов министерств и ведомств, также выявил отсутствие легального определения правил регистрации. При этом законодательством устанавливается единый порядок государственной регистрации как для вновь созданного юридического лица, так и в случае его реорганизации либо внесения изменений в учредительные документы, предусматривающие помимо предоставления необходимых документов уплату государственной пошлины за регистрацию. Более того, юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения иных сведений, содержащихся в государственном реестре, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Данное правило распространяется также на сведения об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации подпадает и ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).
На наш взгляд, под нарушением правил регистрации следует понимать непредставление или несвоевременное представление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых для включения в соответствующий государственный реестр сведений, таких как, например, изменения в составе учредителей юридического лица, размере уставного капитала либо о новом месте жительства индивидуального предпринимателя.
Представление в орган, осуществляющий регистрацию, юридических документов, содержащих заведомо ложные сведения, как следующая форма незаконного предпринимательства заключается в том, что согласно ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявитель при государственной регистрации создаваемого юридического лица представляет в регистрирующий орган ряд заявлений, содержащих существенные для регистрации сведения. При этом он подписывает специальное заявление о государственной регистрации, в котором подтверждает, что сведения, содержащиеся в учредительных документах и в иных представленных для регистрации данных, а также заявления о государственной регистрации, достоверны. Искажение этих сведений, превращение их в заведомо ложные должно быть направлено на получение регистрации обманным путем, в этом случае оно образует признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.
Еще одна форма незаконного предпринимательства - это осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно.
Данный состав включает в себя: 1) обязанность лица получить лицензию, установленную Федеральным законом (ч. 3 ст. 23, ч. 2 ст. 49 ГК РФ); 2) невыполнение этой обязанности, осуществление незаконной предпринимательской деятельности и наличие иных признаков, относящихся ко всем видам такого предпринимательства. Указанный признак означает, что субъект вообще не имеет лицензии. Она у него отсутствует, хотя должна быть им получена.
Наиболее сложным в данном случае является: а) установить обязанности лица получить разрешение (лицензию); б) определить действительность разрешения (лицензии) для осуществляемой деятельности; в) решить ранее затронутый вопрос о том, что данный вид деятельности подпадает под признаки деятельности, относительно которой федеральным законодательством установлена обязанность получения разрешения. Например, те или иные действия образуют названную в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинскую деятельность, что вдобавок требует обращения к специальному Положению о ее лицензировании. Во втором случае необходимо установить, что имеющаяся лицензия, если она подвергнута сомнению по содержанию, а также действию во времени и пространстве, действительна для осуществляемой предпринимательской деятельности (п. п. 5, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 23).