Незаконный оборот драгоценных металлов и камней или жемчуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в изучение и решение проблем уголовно-правовой охраны в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, разработки системы предупредительных мер данного вида преступности, возникающих при правоприменении ст. 191 УК РФ, а также в разработке рекомендаций, направленных на оптимизацию уголовного законодательства в данной сфере.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных
металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
1.1 Объект и предмет незаконного оборота драгоценных металлов,
природных драгоценных камней или жемчуга……………………..4
1.2Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 191…………..10
1.3 Субъективные признаки и проблемы квалификации незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга…………13
Глава 2 Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных мета-
лов природных драгоценных камней или жемчуга и меры по борьбе с ними
2.1 Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных метал-
лов, природных драгоценных камней или жемчуга………………………………..15
2.2 Меры и причины по борьбе с незаконным оборотом драгоценных
металлов, природных драгоценных камней или жемчуга……….17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

курсовая по уголовному праву.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Сплавленный лом ювелирных изделий или сплавленные ювелирные изделия из  драгоценного   металла  – это бесформенный «королёк», который ни одна физико-химическая экспертиза не отнесет к ювелирным и бытовым изделиям и их лому (отсутствует художественная обработка), хотя даст заключение о пробе (процентном содержании  драгоценного   металла  в сплаве). Но проба  драгоценного   металла  на квалификацию деяния по ст. 191 УК РФ не влияет. Соответственно указанный  драгоценный   металл  будет являться предметом  преступления , предусмотренным ст. 191 УК РФ. Тогда следует, что ювелир, работающий в ювелирной мастерской, у которого будет обнаружен сплавленный  драгоценный   металл , должен привлекаться к уголовной ответственности по ст.191 УК РФ. Но ведь это абсурд: как можно изготовить ювелирное изделие, не сплавив исходный  драгоценный   металл ? В ювелирном производстве широко используется плавление лома ювелирных изделий из  драгоценного   металла .    Порядок такого учёта и отчётности, в том числе регулярное представление осуществляющими производство  драгоценных   металлов  организациями сведений об объёмах произведённых ими  драгоценных   металлов  в органы государственной статистики, в указанных областях деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации. На практике при осуществлении проверок ювелирных предприятий правоохранительные органы, ссылаясь на приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2012 г. № 68н «Об утверждении инструкции о порядке учёта и хранения  драгоценных   металлов ,  драгоценных   камней , продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» требуют документального подтверждения законности поступления данного  драгоценного   металла  (наряд-заказ с указанием массы и качества  драгоценного   металла , полученного от клиента, чек о приобретении  драгоценного   металла  в банке). Находящийся у ювелиров сплавленный  драгоценный   металл  при отсутствии на него соответствующей документации, будет являться предметом  преступления , а их действия надлежит рассматривать как хранение  драгоценного   металла  в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации ( незаконное  хранение), и привлекать к уголовной ответственности по ст. 191 УК РФ.

Может возникнуть другая ситуация: ювелир сплавил самородное золото (что на практике не вызывает никаких затруднений), раскатал его в пластину и свернул в виде кольца, а для убедительности нанёс штихелем незамысловатые узоры. Экспертиза признает данный  драгоценный   металл  ювелирным изделием (присутствует художественная обработка), хотя проба явно будет высокой и не будет соответствовать ювелирным сплавам, предусмотренным постановлением Правительства от 18 июня 2012 г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из  драгоценного   металла ». В данном случае деяние нельзя квалифицировать по ст. 191 УК РФ, так как данное изделие не будет являться предметом  преступления . В этой ситуации видится несовершенство уголовного законодательства в сфере  незаконного   оборота   драгоценных   металлов  и  драгоценных   камней .

Во многих нормативно-правовых актах, регулирующих  оборот   драгоценных   металлов  и  драгоценных   камней  на территории Российской Федерации раскрываются основные понятия, использующиеся в сфере  оборота  указанных ценностей. Данные понятия в определённой мере оказывают помощь при квалификации деяния по ст. 191 УК РФ. Но не все понятия раскрыты в указанном законодательстве, что вызывает определённые затруднения в следственно-оперативной практике.

Как, например, определять лом ювелирных и других бытовых изделий? Чёткого определения этого понятия в нормативно-правовых актах, регулирующих  оборот   драгоценных   металлов  и  драгоценных   камней  на территории Российской Федерации, нет. По мнению М.Ю. Туранова, ломом ювелирных и других бытовых изделий следует признавать «ломаные, годные только для переработки, а не для применения их по прямому назначению предметы, то есть изделия, которые после первоначального полного их использования (износа) могут применяться в производстве как исходное сырьё (деформированные кольца и другие изделия из  драгоценных   металлов и т.п.4

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444 «Об утверждении правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из  драгоценных   камней  и лома таких изделий» не относятся к ювелирным и бытовым изделиям и не подлежат скупке изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия, серебра (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.). Указанные изделия также могут являться предметом  преступления , предусмотренного ст. 191 УК РФ. Статья 4 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О  драгоценных   металлах  и  драгоценных   камнях » чётко определяет субъектов добычи и производства  драгоценных   металлов  и  драгоценных   камней  и устанавливает, что ими могут быть исключительно организации, получившие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии). В ст. 1 названного нормативно-правого акта дано определение понятию «производство  драгоценных   металлов »: извлечение  драгоценных   металлов  из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих  драгоценные   металлы , а также из лома и отходов, содержащих  драгоценные   металлы ; аффинаж  драгоценных   металлов . Отсюда вывод: извлечением  драгоценных   металлов  из лома и отходов, содержащих данные ценности, могут заниматься только организации, имеющие на данный вид деятельности разрешение (лицензии).

Поэтому если физическое лицо хранит или пытается продать определённый узел или блок от аппаратуры, содержащей  драгоценные   металлы , то в его деянии отсутствует  состав   преступления . Как только лицо каким-либо способом извлекло  драгоценный   металл  из данных деталей (отчленило серебросодержащие контакты, выкусило золотосодержащие ножки от микросхем, отделило платину и золотосодержащие конденсаторы), его действия подпадают под признаки  состава   преступления , предусмотренного ст. 191 УК РФ ( незаконное  хранение  драгоценных   металлов ), так как ценности были получены в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации. Указанные детали составляют предмет данного  преступления .

Далее в качестве предмета  преступления , предусмотренного ст. 191 УК РФ, выступают  природные   драгоценные   камни , перечень которых был дан выше. Не вызывает сомнений то, что  преступлением  является сделка, хранение, перевозка либо пересылка  драгоценных   камней , добытых из недр, то есть неогранённых. Другая ситуация возникает с огранёнными  драгоценными   камнями , когда необходимо решить вопрос о том, к лому ювелирных либо бытовых изделий следует отнести эти  камни . Практика показывает, что отнесение огранённых  драгоценных   камней  к лому происходит по такому критерию, как наличие следов закрепки в ювелирных изделиях, и такие  камни  не могут быть предметом рассматриваемого  преступления .

Иначе расценивается ситуация с огранёнными  драгоценными   камнями , не находившимися в ювелирных изделиях в качестве вставок, в частности с их реализацией.

В ранее действовавшем Постановлении Правительства РФ от 27 июня 2012 г. № 759 «Об утверждении Положения о совершении сделок с  природными   драгоценными   камнями  на территории Российской Федерации» был чётко установлен порядок совершения на территории Российской Федерации сделок с  драгоценными   камнями  ( природными  алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами, александритами, а также природным жемчугом в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальными янтарными образованиями, приравненными в установленном порядке к  драгоценным   камням ) следующих видов: сырые сортированные и оцененные; обработанные – огранённые вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения; рекуперированные (извлечённые из инструмента). Запрещалась продажа несертифицированных огранённых  природных   драгоценных   камней  физическим лицам. На основании изложенного следует вывод о том, что сертификации подлежат любые огранённые  драгоценные   камни  при реализации их физическим лицам в розничной торговле. Поэтому продажа огранённых  драгоценных   камней  физическим лицам без сертификата на указанные  драгоценные   камни  должна расцениваться как совершение сделки с  природными   драгоценными   камнями  в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, и данные деяния подпадают под  состав   преступления  предусмотренного ст. 191 УК РФ, а несертифицированные  драгоценные   камни  в рассматриваемом случае будут являться предметом  преступления.5

Подводя итог изложенному, можно сказать, что при детальном изучении предмета  преступления , предусмотренного ст. 191 УК РФ, возникают определённые спорные моменты, которые вызывают некоторые затруднения на стадии квалификации данного вида  преступлений . Это ещё раз подтверждает наличие проблемных вопросов в сфере уголовной ответственности за  незаконный   оборот   драгоценных   металлов  и  драгоценных   камней.  Это утяжеляет уголовно-правовую охрану данного состава преступления и создает трудности в привлечение к ответственности по данной статье.

1.2 Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ

Состав незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней по конструкции объективной стороны является формальным.

В данном параграфе предлагается анализ таких понятий, как «незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней», «незаконная сделка, связанная с данными ценностями», их незаконные хранение, перевозка, пересылка, а также проводится сравнение понятий «гражданский оборот» и «обращение».

При этом сделка, связанная с драгоценными металлами и камнями, будет считаться совершенной в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а деяние — составлять признак объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, в следующих случаях:

а) сделка совершена с нарушением установленной формы ее заключения;

б) сделка совершена физическим или юридическим лицом, не имеющим права на совершение подобных сделок;

в) сделка совершена надлежащим лицом, но с превышением полномочий, данных ему законом;

г) сделка совершена относительно драгоценных металлов и драгоценных камней, добытых преступным путем.6

Определение нарушения правил заключения сделки требует учета предмета сделки, являющегося либо драгоценными металлами, либо драгоценными камнями. Совершение с драгоценными металлами и драгоценными камнями любой из сделок, прямо запрещенных нормативно-правовыми актами, должно признаваться уголовно наказуемым.

Незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, как уже отмечалось, может быть совершен в форме их незаконного хранения, перевозки, пересылки.

Представляется, что нарушение правил хранения полученных законным путем драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой привлечение к уголовной ответственности, в равной степени как и хранение тех же ценностей, полученных преступным путем. Такие деяния, совершенные добросовестным владельцем, посягают на защищаемые ст. 191 УК РФ общественные отношения. Государство недополучает налоговые и другие отчисления, в том числе и от организаций, уполномоченных на хранение.

Под «перевозкой» следует понимать действия по перемещению драгоценных металлов или драгоценных камней из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства.

«Пересылка» определяется как перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней в виде почтовых, багажных отправлений, с нарочным либо иным способом, когда транспортировка этих средств и веществ осуществляется в отсутствие отправителя.

Незаконные перевозка, пересылка и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней - самостоятельные формы преступного деяния, предусмотренные диспозицией ст. 191 УК РФ в качестве альтернативных.

В случае совершения незаконной реальной сделки, преступление, предусмотренное ст. 191 УК РФ, должно считаться оконченным только с момента фактической передачи драгоценных металлов или драгоценных камней от одного лица другому. При использовании указанных ценностей в качестве средств платежа, преступление будет оконченным с момента их фактической передачи другой стороне сделки.

Хранение, перевозка и пересылка драгоценных металлов и драгоценных камней являются длящимися преступлениями, поскольку все эти деяния растянуты во времени. Ответственность за их совершение наступает независимо от продолжительности данных действий. Преступление, выразившееся в хранении или перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней, следует считать оконченным, соответственно, с момента начала хранения или начала перевозки ценностей. Пересылка должна признаваться оконченным преступлением с момента передачи указанных предметов лицу, предоставляющему транспортные или почтовые услуги.7

Квалифицированные виды незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, как и любого другого преступления, определяются квалифицирующими признаками. Часть вторая ст. 191 УК РФ имеет два квалифицирующих признака. Квалифицирующим признаком п. «б» ч. 2 ст. 191 УК РФ является крупный размер предмета преступления. Согласно требованиям изучаемой уголовно-правовой нормы квалифицирующий признак «в крупных размерах» относится и к совершению сделки с драгоценными металлами и камнями в нарушение правил, установленных законодательством РФ, и к незаконному их хранению, перевозке и пересылке. Он определяется стоимостью предметов незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.8

Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость предметов незаконного оборота превышает 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным - 6 миллионов рублей.

Содеянное виновным квалифицируется как незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней в крупном размере, если указанный размер образовался и в результате совершения нескольких незаконных сделок или нескольких случаев незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов или драгоценных камней. При совершении незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней группой лиц размер предмета преступления должен определяться общей стоимостью предметов оборота всех участников преступления, а не долей отдельного соучастника.

Информация о работе Незаконный оборот драгоценных металлов и камней или жемчуга