Незаконный оборот драгоценных металлов и камней или жемчуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в изучение и решение проблем уголовно-правовой охраны в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, разработки системы предупредительных мер данного вида преступности, возникающих при правоприменении ст. 191 УК РФ, а также в разработке рекомендаций, направленных на оптимизацию уголовного законодательства в данной сфере.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных
металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
1.1 Объект и предмет незаконного оборота драгоценных металлов,
природных драгоценных камней или жемчуга……………………..4
1.2Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 191…………..10
1.3 Субъективные признаки и проблемы квалификации незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга…………13
Глава 2 Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных мета-
лов природных драгоценных камней или жемчуга и меры по борьбе с ними
2.1 Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных метал-
лов, природных драгоценных камней или жемчуга………………………………..15
2.2 Меры и причины по борьбе с незаконным оборотом драгоценных
металлов, природных драгоценных камней или жемчуга……….17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

курсовая по уголовному праву.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

К этим условиям тесно примыкают обстоятельства учетно-технологического характера. В частности, особенностями добычи россыпного золота, по мнению Е.И.Иванова, являются “невозможность организации входного опробования поступающей на промывку породы и невозможность учета количества поступающего на промывную установку золота”. В результате создается благоприятная обстановка для совершения хищений золота.

Для того чтобы борьба с преступностью в области незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней велась эффективно, в первую очередь необходима хорошо проработанная законодательная база. Приходится констатировать, что в этой области существует ряд проблем.

В соответствии со статьей 1 федерального закона от 26 марта 2011 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий); к драгоценным камням - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга (статья 191). Федеральным законом, который устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, является  федеральный закон от 26 марта 2011 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”. В соответствии со ст. 20 данного закона, добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.13 Но если рассмотреть Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2011 г. N 1419 "Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа", то в пункте 8 можно прочесть, что минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.

Следовательно, в самих нормативных актах, устанавливающих правила сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней на аффинаж, отсутствует однозначная обязанность для их сдачи.

Аналогично обстоят дела и с обязательной продажей государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней”. То есть появляется возможность не осуществлять обязательную продажу государству поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней на законных основаниях.14

Как отмечается некоторыми исследователями, в федеральном законе установлена не обязанность, а только приоритетный порядок продажи аффинированных драгоценных металлов, драгоценных камней, уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней.  Так, Н.А. Лопашенко пишет, что “нарушение приоритетного порядка продажи драгоценных металлов и драгоценных камней есть совершение незаконных сделок с указанными предметами, и при наличии других признаков оно наказуемо по ст. 191 УК РФ”.

А как можно бороться с преступностью в области незаконной добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, если уже в самом уголовном законе существуют неясности, которые значительно затрудняют квалификацию преступных действий?

В целях снижения преступности в сфере добычи и производства драгоценных металлов и природных драгоценных камней представляется возможным проведение следующих действий:

  1. Учет при профилактике и расследовании преступлений факторов, которые способствуют преступной деятельности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
  2. Повышение внимания к деятельности преступных групп межрегионального и международного уровня, специализирующихся на преступлениях в сфере незаконного оборота драгоценных камней.
  3. Внесение изменений в уголовный закон. Приведение статей 191 в соответствие с нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
  4. Предоставление права физическим лицам при наличии у них разрешений на пользование недрами добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов. В России рынок всех остальных цветных драгоценных камней, перечисленных в Ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, значительно меньше рынка алмазов.  Как пишет С.В.Рыбалкин, “в запасах Российской Федерации общая стоимость всех цветных камней составляет от 0,0003 процента ВВП, при этом даже не существует системы их сертификации. Все же остальное - это алмазы” . Разрешение вольного приноса драгоценных камней, за исключением алмазов, будет способствовать увеличению объемов добычи драгоценных камней в тех участках недр, которые стали нерентабельными даже для отработки старательскими артелями, для обработки небольших россыпей полезных ископаемых.
  5. Легализация вольного приноса золота. Физическим лицам необходимо предоставить право разработки мелких и уже отработанных месторождений, не представляющих промышленного интереса.

По данным различных источников, незаконная добыча в России только россыпного золота физическими лицами составляет 15-20 т в год. Выше уже было указано, что в ряде регионов добыча золота физическими лицами очень широко распространена. При этом она контролируется преступными структурами, куда и поступает вся прибыль.

Легализация же вольного приноса золота позволила бы направить дополнительные объемы золота в государственные фонды, создать дополнительные рабочие места, пополнить местные бюджеты.

В процессе противодействия преступности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней необходимо применять системный подход, поскольку отдельные разрозненные действия не способны значительно снизить число совершаемых преступлений.15

 

 

 

                                                             Заключение

В наше время существует огромное количество законов регулирующих экономическую деятельность, а в частности незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Из-за большого количества специальных норм и несоответствий, вызывает некоторые трудности в определение предмета преступления. Правильное установление предмета  преступления , неизменно связанное с выявлением других элементов  состава   преступления , позволяет определить его содержание и степень общественной опасности  преступления . В свою очередь, характер и степень общественной опасности  преступления  не только указывают на место, занимаемое им в системе Особенной части УК, но и могут в значительной мере повлиять на вид и размер наказания.

Проведя анализ объективной стороны преступления, выяснил, что состав преступления незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней или жемчуга по конструкции является формальным, так как данный состав является длящимся преступлением – деяния растянуты во времени. Следует различать хранение, пересылку и перевозку драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, это показывает, что действия, которыми может быть совершено данное преступление, весьма разнообразны, но, тем не менее, правильно, что законодатель объединил их в рамках одной статьи. Это связано, прежде всего, с тем, что данные действия схожи между собой по своей природе и практически равнозначны по характеру общественной опасности. Следовательно, в данном случае экономия нормативного пространства вполне оправдана, а существование нормы с альтернативными признаками объективной стороны обусловлено реальной необходимостью.16

Российская Федерация является одним из лидеров по добыче драгоценных металлов, природных драгоценных камней, соответственно преступления в данной сфере случаются нередко и с каждым годом растет. Это связанно и другими факторами: коррумпированность чиновников, привлечение лиц, работающих на золотодобывающих предприятиях, природно-климатические условия, низкая социальная динамика, социально-экономические условия, технологические недостатки, наличие существенной разницы цен на внутреннем и внешнем рынках, недостаточный контроль на таможенных постах и пограничных переходах, недостаточность правовой базы, регулирующей отношения в данной области. Для того чтобы борьба с преступностью в области незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней велась эффективно, в первую очередь необходима хорошо проработанная законодательная база. Приходится констатировать, что в этой области существует ряд проблем.

Организационная структура подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней, должна постоянно совершенствоваться и полностью соответствовать социально-экономическим и нормативно-правовым изменениям, происходящим в данной сфере экономики, а также складывающейся в этой сфере криминогенной обстановке.17

В целях снижения преступности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, были разработаны определенные рекомендации как в практике, так и в теории. Для того чтобы уменьшить количество преступлений по данному составу нужно использовать системный подход, потому что разноплановые действия не приведут к достижению цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Список литературы

 

 

1. Алексеев, П. Е., Егоров, Е. Г. Экономика золото и алмазопромышленного комплексов в условиях переходного периода / П. Е. Алексеев, Е.Г. Егоров. - Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 2010.

 

2. Архипова, М.В. О некоторых причинах незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга / М.В. Архипова. - Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии -2006. - № 6. - С. 102-104.

3. Вольпина, М. Проблемы экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней / М. Вольпина // Ювелирное обозрение. 2002. - № 12. -С. 10.

4. Гадиятов, В. Т., Тыллар, Ю. Г. Современный рынок драгоценных камней и их продуценты / В. Т. Гадиянов, Ю. Г. Тыллар. Якутск: Из-во ЯНЦ СО РАН, 2011.

5. Иванов А.Г. Законодательные противоречия в квалификации незаконного  оборота   драгоценных   металлов  / А.Г. Иванов // Законодательство 2010 № 9. С. 77-80.

6. Камынин, И. Борьба с отмыванием доходов: уголовно-правовые проблемы, опыт международного сотрудничества / И. Камынин // Уголовное право. 2000. - № 3. - С. 27.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Инфра-М - Норма, 2012.

8. Кудрявцев, В. Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. М.: Норма, 2005.

9. Лопашенко, Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности / Н. А. Лопашенко. Саратов, 2000.

10. Побегайло, Э. Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с ней / Э. Ф. Побегайло. М., 2010.

11. Российское уголовное право. Общая часть: В 2-х томах. Т. 1 / Учебник / Под ред. Л. В. Иногамова-Хегай, В. С. Комиссаров, А. И. Рарог. -М.: Инфра-М, 2003.

12. Таций В. Я. Объект и предмет  преступления  в уголовном праве. Харьков, 2009. С. 41.

13. Туранов М. Ю. Уголовная ответственность за  незаконный   оборот   драгоценных   металлов ,  природных   драгоценных   камней , жемчуга. Н. Новгород, 2000. С. 13.

 

1 Туранов М. Ю. Уголовная ответственность за  незаконный   оборот   драгоценных   металлов ,  природных   драгоценных   камней , жемчуга. Н. Новгород, 2000. С. 13.

2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Инфра-М - Норма, 2012.

3 . Российское уголовное право. Общая часть: В 2-х томах. Т. 1 / Учебник / Под ред. Л. В. Иногамова-Хегай, В. С. Комиссаров, А. И. Рарог. -М.: Инфра-М, 2003.

4 Туранов М. Ю. Уголовная ответственность за  незаконный   оборот   драгоценных   металлов ,  природных   драгоценных   камней , жемчуга. Н. Новгород, 2000. С. 13.

5 Таций В. Я. Объект и предмет  преступления  в  уголовном праве. Харьков, 2009. С. 41.

6 . Гадиятов, В. Т., Тыллар, Ю. Г. Современный рынок драгоценных камней и их продуценты / В. Т. Гадиянов, Ю. Г. Тыллар. Якутск: Из-во ЯНЦ СО РАН, 2011.

7 Лопашенко, Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности / Н. А. Лопашенко. Саратов, 2000.

8 Кудрявцев, В. Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. М.: Норма, 2005.

9 Архипова, М.В. О некоторых причинах незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга / М.В. Архипова. - Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии -2006. - № 6. - С. 102-104.

10 Российское уголовное право. Общая часть: В 2-х томах. Т. 1 / Учебник / Под ред. Л. В. Иногамова-Хегай, В. С. Комиссаров, А. И. Рарог. -М.: Инфра-М, 2003.

11 Алексеев, П. Е., Егоров, Е. Г. Экономика золото и алмазопромышленного комплексов в условиях переходного периода / П. Е. Алексеев, Е.Г. Егоров. - Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 2010.

 

12 Побегайло, Э. Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с ней / Э. Ф. Побегайло. М., 2010.

13 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Инфра-М - Норма, 2012.

14 Вольпина, М. Проблемы экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней / М. Вольпина // Ювелирное обозрение. 2002. - № 12. -С. 10.

15 Камынин, И. Борьба с отмыванием доходов: уголовно-правовые проблемы, опыт международного сотрудничества / И. Камынин // Уголовное право. 2000. - № 3. - С. 27.

16 Иванов А.Г. Законодательные противоречия в квалификации незаконного  оборота   драгоценных   металлов  / А.Г. Иванов // Законодательство 2010 № 9. С. 77-80.

17 Туранов М. Ю. Уголовная ответственность за  незаконный   оборот   драгоценных   металлов ,  природных   драгоценных   камней , жемчуга. Н. Новгород, 2000. С. 13.

Информация о работе Незаконный оборот драгоценных металлов и камней или жемчуга