Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:03, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в изучение и решение проблем уголовно-правовой охраны в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, разработки системы предупредительных мер данного вида преступности, возникающих при правоприменении ст. 191 УК РФ, а также в разработке рекомендаций, направленных на оптимизацию уголовного законодательства в данной сфере.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных
металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
1.1 Объект и предмет незаконного оборота драгоценных металлов,
природных драгоценных камней или жемчуга……………………..4
1.2Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 191…………..10
1.3 Субъективные признаки и проблемы квалификации незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга…………13
Глава 2 Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных мета-
лов природных драгоценных камней или жемчуга и меры по борьбе с ними
2.1 Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных метал-
лов, природных драгоценных камней или жемчуга………………………………..15
2.2 Меры и причины по борьбе с незаконным оборотом драгоценных
металлов, природных драгоценных камней или жемчуга……….17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………….23
К этим условиям тесно примыкают обстоятельства учетно-технологического характера. В частности, особенностями добычи россыпного золота, по мнению Е.И.Иванова, являются “невозможность организации входного опробования поступающей на промывку породы и невозможность учета количества поступающего на промывную установку золота”. В результате создается благоприятная обстановка для совершения хищений золота.
Для того чтобы борьба с преступностью в области незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней велась эффективно, в первую очередь необходима хорошо проработанная законодательная база. Приходится констатировать, что в этой области существует ряд проблем.
В соответствии со статьей 1 федерального закона от 26 марта 2011 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий); к драгоценным камням - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.
Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга (статья 191). Федеральным законом, который устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, является федеральный закон от 26 марта 2011 г. N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”. В соответствии со ст. 20 данного закона, добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.13 Но если рассмотреть Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2011 г. N 1419 "Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа", то в пункте 8 можно прочесть, что минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.
Следовательно, в самих нормативных актах, устанавливающих правила сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней на аффинаж, отсутствует однозначная обязанность для их сдачи.
Аналогично обстоят дела и с обязательной продажей государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней”. То есть появляется возможность не осуществлять обязательную продажу государству поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней на законных основаниях.14
Как отмечается некоторыми исследователями, в федеральном законе установлена не обязанность, а только приоритетный порядок продажи аффинированных драгоценных металлов, драгоценных камней, уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, Н.А. Лопашенко пишет, что “нарушение приоритетного порядка продажи драгоценных металлов и драгоценных камней есть совершение незаконных сделок с указанными предметами, и при наличии других признаков оно наказуемо по ст. 191 УК РФ”.
А как можно бороться с преступностью в области незаконной добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, если уже в самом уголовном законе существуют неясности, которые значительно затрудняют квалификацию преступных действий?
В целях снижения преступности в сфере добычи и производства драгоценных металлов и природных драгоценных камней представляется возможным проведение следующих действий:
По данным различных источников, незаконная добыча в России только россыпного золота физическими лицами составляет 15-20 т в год. Выше уже было указано, что в ряде регионов добыча золота физическими лицами очень широко распространена. При этом она контролируется преступными структурами, куда и поступает вся прибыль.
Легализация же вольного приноса золота позволила бы направить дополнительные объемы золота в государственные фонды, создать дополнительные рабочие места, пополнить местные бюджеты.
В процессе противодействия преступности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней необходимо применять системный подход, поскольку отдельные разрозненные действия не способны значительно снизить число совершаемых преступлений.15
В наше время существует огромное количество законов регулирующих экономическую деятельность, а в частности незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Из-за большого количества специальных норм и несоответствий, вызывает некоторые трудности в определение предмета преступления. Правильное установление предмета преступления , неизменно связанное с выявлением других элементов состава преступления , позволяет определить его содержание и степень общественной опасности преступления . В свою очередь, характер и степень общественной опасности преступления не только указывают на место, занимаемое им в системе Особенной части УК, но и могут в значительной мере повлиять на вид и размер наказания.
Проведя анализ объективной стороны преступления, выяснил, что состав преступления незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней или жемчуга по конструкции является формальным, так как данный состав является длящимся преступлением – деяния растянуты во времени. Следует различать хранение, пересылку и перевозку драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, это показывает, что действия, которыми может быть совершено данное преступление, весьма разнообразны, но, тем не менее, правильно, что законодатель объединил их в рамках одной статьи. Это связано, прежде всего, с тем, что данные действия схожи между собой по своей природе и практически равнозначны по характеру общественной опасности. Следовательно, в данном случае экономия нормативного пространства вполне оправдана, а существование нормы с альтернативными признаками объективной стороны обусловлено реальной необходимостью.16
Российская Федерация является одним из лидеров по добыче драгоценных металлов, природных драгоценных камней, соответственно преступления в данной сфере случаются нередко и с каждым годом растет. Это связанно и другими факторами: коррумпированность чиновников, привлечение лиц, работающих на золотодобывающих предприятиях, природно-климатические условия, низкая социальная динамика, социально-экономические условия, технологические недостатки, наличие существенной разницы цен на внутреннем и внешнем рынках, недостаточный контроль на таможенных постах и пограничных переходах, недостаточность правовой базы, регулирующей отношения в данной области. Для того чтобы борьба с преступностью в области незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней велась эффективно, в первую очередь необходима хорошо проработанная законодательная база. Приходится констатировать, что в этой области существует ряд проблем.
Организационная структура подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней, должна постоянно совершенствоваться и полностью соответствовать социально-экономическим и нормативно-правовым изменениям, происходящим в данной сфере экономики, а также складывающейся в этой сфере криминогенной обстановке.17
В целях снижения преступности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, были разработаны определенные рекомендации как в практике, так и в теории. Для того чтобы уменьшить количество преступлений по данному составу нужно использовать системный подход, потому что разноплановые действия не приведут к достижению цели
1. Алексеев, П. Е., Егоров, Е. Г. Экономика золото и алмазопромышленного комплексов в условиях переходного периода / П. Е. Алексеев, Е.Г. Егоров. - Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 2010.
2. Архипова, М.В. О некоторых причинах незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга / М.В. Архипова. - Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии -2006. - № 6. - С. 102-104.
3. Вольпина, М. Проблемы экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней / М. Вольпина // Ювелирное обозрение. 2002. - № 12. -С. 10.
4. Гадиятов, В. Т., Тыллар, Ю. Г. Современный рынок драгоценных камней и их продуценты / В. Т. Гадиянов, Ю. Г. Тыллар. Якутск: Из-во ЯНЦ СО РАН, 2011.
5. Иванов А.Г. Законодательные противоречия в квалификации незаконного оборота драгоценных металлов / А.Г. Иванов // Законодательство 2010 № 9. С. 77-80.
6. Камынин, И. Борьба с отмыванием доходов: уголовно-правовые проблемы, опыт международного сотрудничества / И. Камынин // Уголовное право. 2000. - № 3. - С. 27.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Инфра-М - Норма, 2012.
8. Кудрявцев, В. Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. М.: Норма, 2005.
9. Лопашенко, Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности / Н. А. Лопашенко. Саратов, 2000.
10. Побегайло, Э. Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с ней / Э. Ф. Побегайло. М., 2010.
11. Российское уголовное право. Общая часть: В 2-х томах. Т. 1 / Учебник / Под ред. Л. В. Иногамова-Хегай, В. С. Комиссаров, А. И. Рарог. -М.: Инфра-М, 2003.
12. Таций В. Я. Объект и предмет преступления в уголовном праве. Харьков, 2009. С. 41.
13. Туранов М. Ю. Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов , природных драгоценных камней , жемчуга. Н. Новгород, 2000. С. 13.
1 Туранов М. Ю. Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов , природных драгоценных камней , жемчуга. Н. Новгород, 2000. С. 13.
2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Инфра-М - Норма, 2012.
3 . Российское уголовное право. Общая часть: В 2-х томах. Т. 1 / Учебник / Под ред. Л. В. Иногамова-Хегай, В. С. Комиссаров, А. И. Рарог. -М.: Инфра-М, 2003.
4 Туранов М. Ю. Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов , природных драгоценных камней , жемчуга. Н. Новгород, 2000. С. 13.
5 Таций В. Я. Объект и предмет преступления в уголовном праве. Харьков, 2009. С. 41.
6 . Гадиятов, В. Т., Тыллар, Ю. Г. Современный рынок драгоценных камней и их продуценты / В. Т. Гадиянов, Ю. Г. Тыллар. Якутск: Из-во ЯНЦ СО РАН, 2011.
7 Лопашенко, Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности / Н. А. Лопашенко. Саратов, 2000.
8 Кудрявцев, В. Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. М.: Норма, 2005.
9 Архипова, М.В. О некоторых причинах незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга / М.В. Архипова. - Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии -2006. - № 6. - С. 102-104.
10 Российское уголовное право. Общая часть: В 2-х томах. Т. 1 / Учебник / Под ред. Л. В. Иногамова-Хегай, В. С. Комиссаров, А. И. Рарог. -М.: Инфра-М, 2003.
11 Алексеев, П. Е., Егоров, Е. Г. Экономика золото и алмазопромышленного комплексов в условиях переходного периода / П. Е. Алексеев, Е.Г. Егоров. - Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 2010.
12 Побегайло, Э. Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с ней / Э. Ф. Побегайло. М., 2010.
13 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Инфра-М - Норма, 2012.
14 Вольпина, М. Проблемы экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней / М. Вольпина // Ювелирное обозрение. 2002. - № 12. -С. 10.
15 Камынин, И. Борьба с отмыванием доходов: уголовно-правовые проблемы, опыт международного сотрудничества / И. Камынин // Уголовное право. 2000. - № 3. - С. 27.
16 Иванов А.Г. Законодательные противоречия в квалификации незаконного оборота драгоценных металлов / А.Г. Иванов // Законодательство 2010 № 9. С. 77-80.
17 Туранов М. Ю. Уголовная ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов , природных драгоценных камней , жемчуга. Н. Новгород, 2000. С. 13.
Информация о работе Незаконный оборот драгоценных металлов и камней или жемчуга