Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить правовую природу преступлений против добросовестной конкуренции.
Задача курсовой работы – рассмотреть основные составы преступлений против добросовестной конкуренции, предусмотренные уголовным законодательством Республики Беларусь.
Объект исследования – недобросовестная конкуренция, ее правовая природа.
Предмет исследования – правовые формы недобросовестной конкуренции, ее особенности, характеристика, признаки, виды, формы и ответственность.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Преступления против экономических интересов государства……………………………………………………………………....5
Глава 2. Понятие и виды преступлений против добросовестной конкуренции……………………………………………………………………11
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений против монополистической деятельности……………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………………32
Гр1033з
Курсовая
Тема:Общая характеристика преступлений против добросовестной конкуренции. СТ 244-250 УК
Радчиков Андрей
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Преступления против экономических
интересов государства…………………………………………………
Глава 2. Понятие и виды преступлений
против добросовестной конкуренции…………………………………………………
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика
преступлений против монополистической
деятельности……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………32
Введение
Как известно, конкуренция представляет собой экономические состязательные отношения на рынке между субъектами предпринимательской деятельности, связанные с совершением ими конкурентных действий, направленных на получение наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет важнейшую роль в регулировании поведения участников рыночных отношений. Ее существование способствует совершенствованию качества и расширению ассортимента производственных товаров, повышению их доступности для потребителей.
Конкуренция (от лат. concurentia - столкновение, состязание) - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами (производителями) за право получения максимальной прибыли и между покупателями - за большую выгоду при покупке товаров. Как таковая конкуренция характеризуется наличием на рынке большого количества продавцов, которым противостоит неограниченное количество покупателей. Такое положение приводит к тому, что никто из участников рынка не имеет возможности оказывать влияние на цену и объем реализуемой продукции[1]
В этом нет ничего плохого, ибо конкуренция - это объективный процесс, с помощью которого на рынке остается качественная продукция. Иначе говоря, конкуренция как важнейший институт экономики возникает в условиях совершенствования простого товарного производства как соревнование, соперничество производителей товаров и услуг, что в конечном итоге выгодно потребителям. Это ставит производителей в такое положение, когда возможность сбыта продукции по приемлемой цене во многом зависит от ее качества, выполнения требований стандартов, ожиданий по дизайну и т.п., что обеспечивает преимущества перед другими производителями, сбывающими свою продукцию на этом рынке.
Таким образом, одним из основных признаков рыночных отношений является столкновение экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности. Для общества является важным, чтобы соперничество такого рода не приводило к применению методов конкурентной борьбы, которые принято называть недобросовестной конкуренцией. Тем не менее, такие методы конкурентной борьбы давно стали привычными на рынке и можно утверждать, что недобросовестная конкуренция - это социально-правовое явление [5, с. 20]
Чаще всего в правовой литературе возникновение недобросовестной конкуренции связывают с развитием предпринимательства, торговых отношений и принимают во внимание факт нарушения не только правовых предписаний, но и в значительной степени нравственных норм.
Монополизация хозяйственных отношений относится к числу центральных проблем функционирования экономики любого государства. В соответствии с этим в странах с рыночной экономикой на протяжении длительного времени государство обеспечивает защиту конкуренции с помощью антимонопольного законодательства.
С переходом к рыночной экономике в Республике Беларусь тоже появилось антимонопольное законодательство, предусматривающее ответственность за посягательство на конкуренцию. Специально учрежденные антимонопольные органы призваны обеспечивать исполнение данного законодательства.
Однако, как показывает мировая и отечественная практика, позитивное антимонопольное законодательство тоже не позволяет эффективно противостоять всем проявлениям монополизма. Применение административных санкций из-за их невысокой степени репрессивности не способно воспрепятствовать монополистической деятельности, приносящей огромную по размерам монопольную прибыль. Поэтому в уголовном законодательстве Республики Беларусь предусмотрены нормы, охраняющие конкуренцию от наиболее опасных форм посягательств на добросовестную конкуренцию.
Кроме того, предприятия конкурируют между собой в сфере сбыта продукции, увеличение количества предприятий одного профиля неизбежно влечет понижение торговой прибыли, что в отдельных случаях заканчивается разорением некоторых из них. Борьба в таких условиях приобретает все больше негативных черт, которые проявляются тем сильнее, чем больше круг конкурентов. Для выживания и максимизации прибыли в этой борьбе зачастую используются различные неблаговидные приемы: недобросовестная реклама, объявление ложных распродаж, подражание или фальсификат известных торговых марок и тому подобное. Подобные явления распространены в основном в сфере розничной торговли. У крупных предприятий меры воздействия на соперников гораздо серьезнее. Это может быть, к примеру, распространение ложных сведений о финансовом состоянии конкурента, а в некоторых случаях и просто использование преступных форм воздействия, элементов рейдерства, а также фискальных и других государственных органов для временной или полной нейтрализации конкурентов[8, с. 32]
В настоящее время за реализацию различных противоправных форм осуществления недобросовестной конкуренции установлена уголовная ответственность. В частности, объявляются преступными такие действия, как: нарушение антимонопольного законодательства (ст. 244 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК)), установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 246 УК), незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 248 УК), ограничение конкуренции (ст. 247 УК), дискредитация деловой репутации конкурента (ст. 249 УК), распространение ложной информации о товарах и услугах (ст. 250 УК), срыв публичных торгов (ст. 251 УК), коммерческий подкуп (ст. 252 УК), коммерческий шпионаж (ст. 254 УК), разглашение коммерческой тайны (ст. 255 УК) и т.д.
Цель курсовой работы – изучить правовую природу преступлений против добросовестной конкуренции.
Задача курсовой работы – рассмотреть основные составы преступлений против добросовестной конкуренции, предусмотренные уголовным законодательством Республики Беларусь.
Объект исследования – недобросовестная конкуренция, ее правовая природа.
Предмет исследования – правовые формы недобросовестной конкуренции, ее особенности, характеристика, признаки, виды, формы и ответственность.
Методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, позитивный и нормативный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному
1. Преступления против экономических интересов государства
В разных правовых системах роль уголовного закона в защите свободы и добросовестности конкуренции значительно различается. Исторически антимонопольное законодательство получило развитие в XIX столетии как законодательство уголовное (достаточно вспомнить французский Закон Шапелье 1791 г. и Закон Шермана 1890 г.). Однако впоследствии были созданы альтернативные системы, сводившие роль уголовного запрета к минимуму. Например, в Германии и Великобритании до недавнего времени преобладали административные процедуры (хотя обширные административные полномочия возлагались не на обычные министерства, а на независимые органы, в т.ч. и квазисудебные; активную роль в реализации антимонопольной политики играли и суды, что вызывало определенные проблемы, т.к. вопросы права в антимонопольном законодательстве существенно усложнены многочисленными оговорками об "общественных интересах" и целесообразности). Уголовная ответственность предусматривалась лишь за неисполнение судебного решения, принятого по результатам рассмотрения антимонопольного дела. Сегодня гармонизация и унификация законодательства о конкуренции в рамках ЕС приводят к явной тенденции к криминализации монополистической деятельности. Роль уголовного закона возрастает.
Современная типичная система правовой охраны свободной конкуренции включает в качестве основных элементов:
1) уголовный запрет
2) допущение в исключительных
случаях запрещенных общей
3) контроль слияний и
При этом в части преследования монополистической деятельности все решения принимаются обычно независимыми судебными или квазисудебными органами, роль исполнительной власти сводится к уголовному преследованию преступлений, обращению в соответствующие судебные органы и представительству в них публичных интересов. В части административного регулирования (напр., контроль слияний, разрешительная система и т.п.) роль исполнительной власти, естественно, более значительна. Однако и в этой деятельности она действует в рамках судебного контроля и взаимодействует с независимыми органами (такими как американская Федеральная торговая комиссия, французский Совет по конкуренции).
Эта норма находит отражение в гражданском законодательстве. При этом основное средство борьбы с недобросовестной конкуренцией и монополистической деятельностью - это обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предпринимателям, использующим недозволенные формы конкуренции, предписания о прекращении нарушений, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения недобросовестной конкуренцией убытков предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд с иском об их возмещении. При этом в случаях, прямо предусмотренных законом, монополистические действия и ограничение конкуренции влекут уголовную ответственность.
Проблемы ограничения добросовестной конкуренции остро встали перед государством: без принятия твердых и последовательных мер нельзя надеяться на успех экономической реформы и становление цивилизованных, социально ориентированных рыночных отношений. Последнее в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством конкурентных отношений.
Конкуренция - явление прежде всего экономическое. Ее основу составляют экономические отношения между субъектами хозяйствования. Некоторые из этих отношений получают свое закрепление в правовых нормах.
Конкуренция представляет собой особого рода экономические отношения между хозяйствующими субъектами, которые возникают в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Содержанием данных отношений является конкретное волевое поведение (действия) этих субъектов по отношению друг к другу и к потребителям.
Уголовная ответственность за преступные посягательства в сфере конкурентных отношений предусматривается уголовным законодательством. В научной литературе существует множество точек зрения по вопросу классификации преступлений в сфере экономической деятельности и отнесения тех или иных преступлений к преступным посягательствам в сфере конкурентных отношений. Так, Н.А. Лопашенко подразделяет преступления в зависимости от видового объекта и выделяет, в частности, посягательства на общественные отношения, основанные на принципе добросовестной конкуренции.