Общая характеристика преступлений против добросовестной конкуренции. СТ 244-250 УК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить правовую природу преступлений против добросовестной конкуренции.
Задача курсовой работы – рассмотреть основные составы преступлений против добросовестной конкуренции, предусмотренные уголовным законодательством Республики Беларусь.
Объект исследования – недобросовестная конкуренция, ее правовая природа.
Предмет исследования – правовые формы недобросовестной конкуренции, ее особенности, характеристика, признаки, виды, формы и ответственность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Преступления против экономических интересов государства……………………………………………………………………....5
Глава 2. Понятие и виды преступлений против добросовестной конкуренции……………………………………………………………………11
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений против монополистической деятельности……………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Б.В. Волженкин выделяет преступления, нарушающие отношения добросовестной конкуренции.

А.Э. Жалинский объединяет преступления против порядка законной конкуренции на рынке.

И.В. Шишко выделяет преступления, посягающие на добросовестные конкурентные отношения.

С.С. Витвицкая и А.А. Витвицкий сгруппировали преступления, связанные с нарушением правил "свободной конкуренции".

В законодательстве Республики Беларусь такой вид преступлений регулируется главой 25 "Преступления против порядка осуществления экономической деятельности" Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Так, белорусское законодательство пока не предусматривает уголовную ответственность юридических лиц. В УК в качестве субъекта уголовной ответственности определено лишь физическое лицо. Поэтому за преступления в сфере хозяйствования предусмотрена ответственность должностных лиц юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заст. 244 УК - нарушение антимонопольного законодательства; ст. 245 УК - установление или поддержание монопольных цен; ст. 246 УК - принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, а также за другие преступления против порядка осуществления экономической деятельности,

Преступления против экономических интересов государства являются составной частью всех экономических преступлений и также имеют свое отображение в 25 главе Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Особенная часть Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ряд составов преступлений, объектом которых могут быть отношения в сфере экономических интересов государства. Следует отметить, что субъектом преступления, юридическое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности. Если совершение преступления связано с деятельностью юридического лица, к уголовной ответственности при наличии оснований привлекается руководитель юридического лица, главный бухгалтер, иные должностные лица и другие работники юридического лица.

В последнее время юристы сталкиваются с тем, что недобросовестные участники хозяйственного оборота для целей получения максимальной выгоды и прибыли все чаще используют такие методы, как злоупотребление своим правом, в то же время избегая прямого нарушения законодательства. Это позволяет, к сожалению, уйти от заслуженного наказания. Если за правонарушение законодательством Республики Беларусь установлена ответственность, то злоупотребление правом формально может настолько соответствовать закону, что о привлечении к ответственности не может идти и речи. Разграничить злоупотребление правом собственно с действиями по его защите представляется непростой задачей.

Особенно сложной оказывается такая задача в сфере хозяйственных (предпринимательских) правоотношений, где их многообразие может оказаться как "добросовестной игрой", так и недобросовестной конкуренцией.

Правоотношения в области противодействия недобросовестной конкуренции и антимонопольного регулирования определяются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), Закона Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее - Закон).

В последние годы законодательство об уголовной ответственности претерпевает значительные изменения. Наблюдается тенденция его либерализации за преступления против собственности; порядка осуществления экономической деятельности, управления; интересов службы, за другие преступления, не сопряженные с посягательством на жизнь и здоровье человека. Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. N 672 утверждена Концепция совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения (далее - Концепция).

Между тем уголовно-правовые риски при осуществлении предпринимательской деятельности сегодня существуют и будут существовать в дальнейшем, что обусловлено прежде всего сущностью предпринимательской деятельности, которая направлена на получение дохода. В связи с этим государство устанавливает ограничения и запреты, в том числе уголовно-правовые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 Понятие и виды преступлений против добросовестной конкуренции

 

Как преступление нарушение антимонопольного законодательства представляет собой уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (нарушение антимонопольного законодательства), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Совершение вышеуказанных деяний наказуемо по ст. 244 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК).

Принимая во внимание необходимость поддержки конкуренции для обеспечения эффективного развития экономики, стимулирования инновационных процессов и производства качественной продукции, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 9 декабря 2010 г. заключили Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (далее - Соглашение).

В соответствии с Соглашением конкуренция представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Товарный рынок - это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного возмездного введения в оборот.

Основным отечественным нормативным актом, регламентирующим организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей, является Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".

Соглашение запрещает следующие действия:

1) установление, поддержание монопольно  высокой или монопольно низкой  цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту экономически  или технологически не обоснованных  условий договора, невыгодных для  него или не относящихся к  предмету договора;

4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено соглашением Сторон;

5) экономически или технологически  не обоснованные отказ либо  уклонение от заключения договора  с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности  производства или поставок соответствующего  товара с учетом особенностей, предусмотренных иными соглашениями Сторон;

6) экономически, технологически или  иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, создание  дискриминационных условий с  учетом особенностей, предусмотренных  иными соглашениями Сторон;

7) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается в соответствии с Методикой оценки состояния конкуренции, утверждаемой решением Комиссии Таможенного союза, исходя из анализа следующих обстоятельств:

1) доли хозяйствующего субъекта  и ее соотношения с долями  конкурентов и покупателей;

2) возможности хозяйствующего субъекта  в одностороннем порядке определять  уровень цены товара и оказывать  решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;

3) наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений  для доступа на товарный рынок;

4) периода существования возможности  хозяйствующего субъекта оказывать  решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Помимо этого, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными вступление в объединения или их создание (существование), заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):

- раздел товарного рынка по  территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

- исключение или ограничение  доступа на товарный рынок  других хозяйствующих субъектов;

- необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

- необоснованное ограничение производства  товаров, а также подконтрольность  реализации товаров на товарном  рынке;

- осуществление операций с ценными  бумагами, кредитными ресурсами, в  том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

- отказ от заключения договоров  с определенными продавцами или  покупателями (заказчиками);

- иные последствия, которые устраняют  или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).

Также запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

Законодательством предусматривается и запрет на любую монополизацию производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, в том числе создание (существование) холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции. Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления государственной и иной правомерной монополии, устанавливаемой в Республике Беларусь в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее - Закон) недобросовестная конкуренция - это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Антимонопольное законодательство сформировалось в Республике Беларусь с переходом к рыночной экономике. Одновременно были учреждены антимонопольные органы, призванные обеспечивать исполнение данного законодательства.

Анализируя Закон, следует отметить его прогрессивное значение в момент принятия и демократичный принцип, на котором основаны его нормы. Несмотря на то что сфера действия Закона определена достаточно широко, при рассмотрении конкретных норм становится ясно, что его конструкция строится в основном на регулятивных нормах, которые носят управомочивающий и обязывающий характер, в то время как запрещающие нормы установлены исключительно для действий, посягающих на нарушение пределов осуществления гражданских прав, определенных гражданским законодательством. Правоохранительные нормы содержатся в части, определяющей компетенцию и полномочия антимонопольного органа.

Пределы осуществления гражданских прав определены пунктом 1 статьи 9 ГК, а именно:

- не допускаются действия граждан  и юридических лиц, осуществляемые  исключительно с намерением причинить  вред другому лицу, а также  злоупотребление правом в иных  формах;

- не допускается использование  гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление своим доминирующим положением на рынке.

Правовая сущность недобросовестной конкуренции заключается в том, что, будучи объектом правового запрета, она представляет собой действия, от которых обязаны воздерживаться все участники конкурентных отношений при осуществлении деятельности на товарном рынке. В основу разграничения недобросовестной и добросовестной конкуренции положен критерий отличия правомерного осуществления своих прав от злоупотребления правом. В связи с этим недобросовестная конкуренция характеризуется как разновидность злоупотребления правом свободной конкуренции и не соответствует социально-хозяйственному назначению и цели конкурентного соперничества.

Информация о работе Общая характеристика преступлений против добросовестной конкуренции. СТ 244-250 УК