Общая характеристика преступлений против добросовестной конкуренции. СТ 244-250 УК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить правовую природу преступлений против добросовестной конкуренции.
Задача курсовой работы – рассмотреть основные составы преступлений против добросовестной конкуренции, предусмотренные уголовным законодательством Республики Беларусь.
Объект исследования – недобросовестная конкуренция, ее правовая природа.
Предмет исследования – правовые формы недобросовестной конкуренции, ее особенности, характеристика, признаки, виды, формы и ответственность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Преступления против экономических интересов государства……………………………………………………………………....5
Глава 2. Понятие и виды преступлений против добросовестной конкуренции……………………………………………………………………11
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений против монополистической деятельности……………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая2.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, согласно действующему национальному законодательству любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, не допускаются. Конкретные формы недобросовестной конкуренции указаны в ст. 14-2 Закона. При этом законодательство Республики Беларусь в области недопущения недобросовестной конкуренции характеризуется тем, что:

а) недобросовестной конкуренцией признаются только действия;

б) для признания недобросовестной конкуренцией действия должны противоречить ГК, Закону, иным актам законодательства о конкуренции либо требованиям добросовестности и разумности;

в) к недобросовестной конкуренции относятся только действия хозяйствующих субъектов, которые могут причинить убытки или нанести ущерб деловой репутации конкурента (или фактически причиняющие данные последствия).

Итак, ограничение конкуренции, о которой идет речь в ст. 247 УК, представляет собой разновидность недобросовестной конкуренции. Согласно ч. 1 ст. 247 УК преступными признаются "заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия".

Исходя из анализа диспозиции ч. 1 ст. 247 УК можно сделать вывод, в соответствии с которым ограничение конкуренции как преступление направлено на минимизацию конкуренции в хозяйственной деятельности. Здесь фактически ограничивается состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия практически сведены к нулю и уже не ограничивают возможность каждого из субъектов односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.

Общественная опасность указанного преступления проявляется в вытеснении с рынка отдельных хозяйствующих субъектов либо ограничении их экономических, организационных и иных возможностей. Рассматриваемые действия могут приводить к устранению мелкого и среднего предпринимательства, потере рабочих мест, нанесению ущерба гражданам за счет повышения цен на товары и т.д. При ограничении конкуренции состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой степени может сохраняться, но ее рамки уже искусственно регулируются действиями виновных лиц [14, с. 26]

Согласно ст. 6 Закона соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции, являются незаконными.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

В отличие от позитивного законодательства УК выделяет следующие действия, которые признаются преступными и направлены на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную с конкурентом деятельность:

а) заключение и исполнение соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов, об иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию;

б) совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность.

Заключение и исполнение соглашений об условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, выражается в достижении договоренности между двумя и более лицами и реализации сторонами достигнутой договоренности о разделе рынков, устранении конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию.

Раздел рынка как способ ограничения конкуренции представляет собой достижение в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), вне зависимости от того, какую совокупную долю на рынке определенного товара они имеют, о разграничении сфер влияния на рынке, о делении рынка на части по территориальному принципу, по объему продажи и покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров, по составу продавцов или покупателей (заказчиков) [9, с. 56]. Раздел рынка может состоять и в разграничении сферы обращения товара (работ, услуг) по территории, по общему объему продаж или закупок, по ассортименту продаваемых товаров, по кругу продавцов или покупателей.

Тем не менее выявление согласованных действий хозяйствующих субъектов при наличии раздела рынка - задача весьма сложная. Если наличие сделки, как правило, документально подтверждено, то согласованные действия, учитывая взаимную заинтересованность их участников в сохранении конфиденциальности соглашения, подтвердить письменными доказательствами не представляется возможным (за редким исключением, когда такие действия предваряются, к примеру, протоколами о намерениях, из которых явно вытекает противоправный характер планируемых мероприятий) [17, с. 34]. К тому же необходимо учитывать, что в борьбе за раздел рынка представители хозяйствующих субъектов зачастую выступают не под собственным именем, поэтому определить реальную долю каждого из участников сговора очень проблематично. Более того, права и законные интересы участников рынка могут быть существенно ущемлены еще в процессе передела рынка, до его окончательного раздела, и это обстоятельство также не должно оставаться вне поля зрения уголовного закона.

Устранение с рынков конкурентов как способ ограничения конкуренции состоит в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований.

Устранение с рынков конкурентов может происходить за счет повышения или снижения цен на торгах, отказа от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями либо навязывания контрагенту таких условий договора, которые ему невыгодны или не относятся к предмету сделки. В договор может включаться пункт об обязательном приобретении контрагентом товара, который ему не нужен, и т.д.

Однако сложно себе представить, чтобы, к примеру, предметом указанных сделок и соглашений являлось устранение конкретного хозяйствующего субъекта с определенного рынка. Общественно опасные последствия этих соглашений и сделок могут быть установлены лишь путем выявления достоверной связи между согласованными действиями хозяйствующих субъектов, присутствующих на рынке, и отрицательными последствиями для "фирмы-неудачницы". Данные последствия в то же время имеют многофакторные причины (включая некомпетентный менеджмент, неэффективную финансовую и маркетинговую политику), с трудом поддающиеся установлению. В связи с этим обоснованное доказательство вины лиц в направленном сговоре требует сочетания методов экономического анализа и оперативных мероприятий в масштабах рассматриваемого рынка товаров [19, c. 32].

Иные условия, существенно ограничивающие конкуренцию, могут быть самыми разнообразными, потому как их перечень, содержащийся в уголовном законе, не является в этой части исчерпывающим, однако они должны существенно ограничивать конкуренцию. В частности, к таковым условиям можно отнести такие, как: исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; навязывание хозяйственным партнерам дополнительных условий сделки, существенно ущемляющих их интересы; создание объединений, имеющих своей целью монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.

Примером иных условий может являться установление членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят к ограничению конкуренции: установление необоснованных критериев членства, являющихся препятствием для участия в платежных и иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги. Такие действия также могут быть связаны с установлением или поддержанием определенных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, которые могут привести к тому, что определенные товаропроизводители будут вынуждены уйти с рынка товаров или услуг [12, с. 43].

Также ограничение конкуренции может происходить путем выдвижения необоснованных требований передачи финансовых средств, имущества, имущественных прав или рабочей силы, предложения о включении в договор таких условий и положений, которые не представляют интереса для контрагента, и т.д.

Первая форма ограничения конкуренции также говорит о том, что субъекты заключают и исполняют соглашения, которые существенно ограничивают конкуренцию, т.е. присутствует договоренность осуществлять координированную деятельность. Здесь, по сути, не имеет значения, являются ли такие действия согласованными или ранее между субъектами было достигнуто подобное соглашение. Отличие между соглашением и согласованными действиями заключается в наличии или отсутствии предварительной договоренности субъектов экономической деятельности между собой, однако антимонопольное законодательство одинаково запрещает и преследует заключение соглашений и осуществление согласованных действий, не делая никаких исключений. Поэтому уголовная ответственность наступает не только за соучастие, основанное на предварительном сговоре, но и за осуществление субъектами противоправных согласованных действий.

Тем не менее при выявлении подобных действий сотрудникам правоохранительных и иных органов следует иметь в виду, что некоторые из них могут иметь самостоятельное значение и квалифицироваться по иным статьям уголовного закона (например, по ст. 250, 254, 255 УК).

Дискредитация деловой репутации конкурента - это распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента. Таким является определение данного преступления, изложенное в диспозиции ст. 249 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК).[16, с. 67]

Основным непосредственным объектом преступления является деловая репутация субъекта хозяйствования. В качестве дополнительного объекта могут выступать честь и достоинство человека.

Деловая репутация предполагает не нуждающееся в специальном доказывании и подтверждении уважительное отношение индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридического лица к своим конкурентам.

Заключенное между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 09.12.2010 г. содержит положения, согласно которым не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в  отношении характера, способа и  места производства, потребительских  свойств, качества и количества  товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом (субъектом рынка) производимых  или реализуемых им товаров  с товарами, производимыми или  реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами (субъектами рынка).

Статья в равной мере защищает деловую репутацию любых субъектов хозяйствования, независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, принадлежности к малому, среднему или крупному бизнесу и т.п. Не имеет также значения, каковой в действительности является репутация конкурента, пользуется он заслуженным уважением или же вовсе не заслуживает уважения из-за низкого качества продукции, задержки платежей, срыва договоров и других подобных обстоятельств.

Конкурентами являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке. К хозяйствующим субъектам относятся физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять.

Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемых исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. К товарам относятся все виды объектов гражданских прав, которые могут быть предметами сделок купли-продажи, мены, а также не запрещенные законодательством работы и услуги, выполняемые, оказываемые, либо которые могут быть выполнены, оказаны или обычно выполняются, оказываются потребителям на возмездной основе.

Товарный рынок является совместным, если на нем одновременно обращаются товары различных субъектов хозяйствования.

Регламентация деятельности субъектов хозяйствования в сфере конкурентного взаимодействия между ними содержится в Законе Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".

Дискредитация деловой репутации конкурента является одной из форм недобросовестной конкуренции. В соответствии с действующим законодательством запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате:

Информация о работе Общая характеристика преступлений против добросовестной конкуренции. СТ 244-250 УК