Ограничение свободы как вид уголовного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:11, диссертация

Описание работы

Целью диссертационного исследования является создание теоретической модели наказания в виде ограничения свободы, отражающей современные потребности наук уголовного и уголовно-исполнительного права, правотворческой и правоприменительной практики.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
установить предпосылки введения наказания в виде ограничения свободы в УК РФ 1996 года;
изучить историю развития наказания в виде ограничения свободы после принятия УК РФ 1996 года;
на основе сравнительно-правового анализа ограничения свободы по уголовному законодательству России и зарубежных государств внести предложения по использованию положительного зарубежного опыта;
оценить полноту и адекватность правовой регламентации наказания в виде ограничения свободы на современном этапе с учетом его социальной и криминологической обусловленности и с позиций её системной непротиворечивости, беспробельности, формальной определенности, научной обоснованности;
дать оценку эффективности наказания в виде ограничения свободы;
выявить проблемы практики назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы;
обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию положений российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, подзаконных нормативных правовых актов о наказании в виде ограничения свободы;
разработать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию практики назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы.

Файлы: 1 файл

Автореферат+Соколов+И.В.-Ограничение+свободы+как+вид+уголовного+наказания.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Длительная (более 13 лет) отсрочка введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании  в виде ограничения свободы и последующее кардинальное изменение его содержания Федеральным законом от 27 декабря 2009г. №377-ФЗ объясняется: 1) причинами экономического характера, в частности, отсутствием достаточного количества свободных бюджетных средств для строительства и обслуживания исправительных центров, содержания штата сотрудников, а также содержания осужденных в исправительных центрах; 2) наметившейся в России в начале XXI века тенденции к гуманизации уголовного законодательства; 3) неспособностью ограничения свободы выступить в качестве альтернативного вида наказания по отношению к лишению свободы; 4) недостатками в регламентации наказания в виде ограничения свободы в первоначальной редакции УК РФ.

3. Разработана авторская  дефиниция понятия наказания  в виде ограничения свободы:  «Ограничение свободы заключается  в установлении судом осужденному  запретов и обязанностей, которые  должны соблюдаться и исполняться  осужденным в течение установленного судом срока под надзором уголовно-исполнительной инспекции и под угрозой наступления указанных в уголовном законе неблагоприятных последствий в случае несоблюдения запретов или неисполнении обязанностей».

4. Разработана авторская дефиниция понятия надзора за осужденными к ограничению свободы: «Надзор за осужденными к ограничению свободы представляет собой осуществляемую в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, деятельность уголовно-исполнительных инспекций по наблюдению в течение установленного судом срока за поведением осужденных к ограничению свободы, соблюдением ими установленных запретов, выполнением возложенных на них обязанностей и принятию в случае необходимости установленных законом мер воздействия».

5. К недостаткам законодательной  регламентации наказания в виде  ограничения свободы, снижающим  его эффективность, относятся: 1) отсутствие конкретизации содержания отдельных ограничений, предусмотренных ч.1 ст.53 УК РФ; 2) несоответствие содержания наказания в виде ограничения свободы его месту в системе наказаний; 3) низкий карательный потенциал наказания в виде ограничения свободы, обусловленный недостаточностью объема и характера его правоограничений для достижения целей наказания; 4) сближение ограничения свободы с некарательными мерами уголовно-правового характера - условным осуждением и принудительной мерой воспитательного воздействия в виде ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего; 5) сближение ограничения свободы с институтом административного права – административным надзором.

6. Выявленные недостатки  законодательной регламентации наказания в виде ограничения свободы, а также ненадлежащее исполнение отдельными судьями требований уголовного закона приводят к ошибкам при назначении наказания в виде ограничения свободы, наиболее существенными  из которых являются: 1) установление осужденным ограничений и обязанностей, не предусмотренных ст.53 УК РФ; 2) не установление ограничений, которые в силу ч.1 ст.53 УК РФ должны быть установлены осужденным к ограничению свободы в обязательном порядке; 3) не установление обязанности явки на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию; 4) неверное употребление терминов «ограничения» и «обязанности»; 5) неверное установление фактического места жительства подсудимого; 6) невыполнение судом требования об учёте личности виновного, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, предусмотренного ч.3 ст.60 УК РФ.

7. При введении в  действие положений УК РФ и  УИК РФ о наказании в виде  ограничения свободы, не был  в должной мере использован  зарубежный опыт применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. К основным преимуществам зарубежного законодательства, которые в настоящий момент можно использовать при совершенствовании нормативных предписаний российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства о наказании в виде ограничения свободы, относятся следующие: 1) большое разнообразие правоограничений, устанавливаемых осужденным; 2) деление правоограничений на обязанности и запреты; 3) выделение самостоятельного вида надзора, целью которого является ресоциализация осужденного; 4) установление обязанностей органов, исполняющих наказание, по контролю за средствами существования осужденного, а также обязанностей осужденного содействовать осуществлению такого контроля; 5) установление запрета на применение ограничения свободы в отношении лиц, имеющих судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.

8. Существует острая потребность в совершенствовании положений УК РФ о наказании в виде ограничения свободы в целях повышения его эффективности, в связи с чем в ст.53 УК РФ необходимо внести следующие изменения и дополнения:

а) часть 1 ст.53 УК РФ изложить в следующей редакции: «1. Ограничение  свободы заключается в установлении судом осужденному запретов и  обязанностей, которые должны соблюдаться и исполняться осужденным в течение установленного судом срока под надзором специализированного государственного органа.

Осужденному к ограничению  свободы в обязательном порядке  устанавливаются следующие запреты: 1) не покидать пределы территории муниципального образования, в котором расположено место жительства осужденного; 2) не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы.

Осужденному к ограничению  свободы могут быть установлены  следующие запреты: 1) не уходить  из дома, квартиры либо иного жилища, являющегося для осужденного  местом жительства, в определенное время суток (за исключением случаев  ухода из дома, квартиры либо иного жилища на работу или учёбу); 2) не посещать определенные места в пределах территории муниципального образования, в котором расположено место жительства осужденного; 3) не участвовать в массовых и иных мероприятиях; 4) не изменять место работы и (или) учёбы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы; 5) не общаться с определенными лицами или группами лиц; 6) не владеть и не пользоваться определенным имуществом; 7) не употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные и токсические вещества или иные одурманивающие вещества.

На осужденного к  ограничению свободы в обязательном порядке возлагается исполнение следующих обязанностей: 1) являться в специализированный государственный орган, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации; 2) принимать посещения должностного лица указанного специализированного государственного органа и предоставлять ему сведения или документы, необходимые для осуществления надзора за осужденным, соблюдением им установленных запретов и выполнением обязанностей, а также за средствами существования осужденного.

На осужденного к  ограничению свободы может быть возложено исполнение следующих обязанностей: 1) пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; 2) возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненный преступлением (в том числе, при отсутствии решения по гражданскому иску); 3) осуществлять материальную поддержку семьи и (или) исполнять алиментные обязательства; 4) трудиться (трудоустроиться) либо пройти обучение в образовательном учреждении.

Из заработной платы  или иного дохода осужденного производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов»;

б) часть 2 ст.53 УК РФ изложить в следующей редакции: «2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до пяти лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса. Ограничение свободы не может быть назначено в качестве дополнительного вида наказания при условном осуждении»;

в) часть 3 ст.53 УК РФ изложить в следующей  редакции: «3. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может изменить, отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному запреты и обязанности»;

г) часть 6 ст.53 УК РФ изложить в следующей  редакции: «6. Ограничение свободы  не назначается военнослужащим, иностранным  гражданам, лицам без гражданства, лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации, лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также условно осужденным в период испытательного срока».

9.  Для совершенствования положений  об ограничении свободы, закрепленных  в уголовно-исполнительном праве,  предлагается следующее:

а) ст.50 УИК РФ дополнить частью четвертой следующего содержания: «Уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешать осужденному к наказанию в виде ограничения свободы покидать пределы муниципального образования, в котором расположено место жительства осужденного, на срок до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье, и другие исключительные личные обстоятельства)»;

б) ч.2 ст.50 УИК РФ дополнить обязанностью осужденного проходить по требованию сотрудника уголовно-исполнительной инспекции освидетельствование для установления состояния алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

в) в ч.1 ст.54 УИК РФ закрепить обязанность уголовно-исполнительной инспекции по контролю за средствами существования осужденного;

г) п.«д» ч.1 ст.58 УИК РФ изложить в следующей редакции: «д) совершение осужденным административного правонарушения, за которое ему было назначено административное наказание»;

д) п.«е» ч.1 ст.58 УИК РФ изложить в следующей редакции: «е) невыполнение осужденным требования, указанного в части третьей статьи 50 настоящего Кодекса, без уважительных причин»;

е) в ч.2 ст.58 УИК РФ формулировку «официальное предостережение о недопустимости нарушения установленных судом ограничений» заменить на «официальное предостережение о недопустимости нарушения порядка и условий отбывания наказания»;

ж) п. «б» ч.4 ст.58 УИК РФ изложить в следующей редакции: «б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении него технических средств надзора и контроля, либо совершивший действия, направленные на повреждение, модификацию или несанкционированный съем технического средства надзора и контроля»;

з) абзац 4 п.27 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы3 изложить в следующей редакции: «в отношении осужденного, имеющего ограничение на уход из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, в любое время суток посещает его жилище»;

и) абзац 6 п.27 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы изложить в следующей редакции: «в отношении осужденного, имеющего ограничение на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования или ограничений на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, не реже одного раза в неделю проводит проверки в соответствующих местах».

10. Для устранения ошибок  при назначении наказания в  виде ограничения свободы представляется  целесообразным разъяснение порядка  его назначения Пленумом Верховного  Суда РФ в постановлении, специально  посвященном практике назначения  судами наказания в виде ограничения свободы, либо в действующих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. №2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» или от 29 октября 2009 г. №20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» с внесением в них соответствующих дополнений. Вышеназванное постановление (или постановления) Пленума Верховного Суда РФ, должны содержать следующие рекомендации судам: 1) устанавливать запреты, которые в силу ч.1 ст.53 УК РФ должны быть установлены в обязательном порядке; 2) не устанавливать запреты и не возлагать обязанности, не предусмотренные ч.1 ст.53 УК РФ; 3) не назначать ограничение свободы в качестве дополнительного вида наказания при условном осуждении; 4) достоверно определять место жительства подсудимого, руководствуясь при этом объективными данными, полученными из справок органов внутренних дел либо обслуживающих организаций по месту жительства подсудимого и показаний свидетелей; 5) не назначать ограничение свободы подсудимому со стойкой криминальной направленностью личности (ранее неоднократно судимому либо имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления); 6) не назначать подсудимому ограничение свободы в случае, если его работа связана с постоянными или периодическими выездами за пределы соответствующего муниципального образования; 7) не назначать подсудимому ограничение свободы в случае, если исполнение этого наказания может негативно отразиться на условиях жизни лиц, проживающих вместе с ним; 8) чётко разграничивать в резолютивной части приговора запреты и обязанности, используя при этом термины «запреты» и «обязанности» в том значении и в той последовательности, как это предусмотрено ст.53 УК РФ; 9) при установлении запрета на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, указывать в приговоре перечень или типы таких мест. К ним могут относиться, в частности, детские, образовательные и медицинские организации, организации культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, места, где разрешена розничная продажа алкогольной продукции, места, нахождение в которых может причинить вред здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетнего, места проведения массовых и иных мероприятий; 10) особенно внимательно рассматривать вопрос об установлении запрета на общение осужденного с определенными лицами или группами лиц при назначении наказания за совершение преступлений, предусмотренных п.«а» ч.3 ст.131, п.«б» ч.4 ст.131, п.«а» ч.3 ст.132, п.«б» ч.4 ст.132, ст.ст.150, 151 УК РФ; 11) устанавливать запрет на участие в том массовом или ином мероприятии (общественно-политическом, культурном, развлекательном, физкультурно-спортивном или ином), участие в котором послужило условием, способствовало, либо может способствовать совершению преступления.

Информация о работе Ограничение свободы как вид уголовного наказания