Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:11, диссертация
Целью диссертационного исследования является создание теоретической модели наказания в виде ограничения свободы, отражающей современные потребности наук уголовного и уголовно-исполнительного права, правотворческой и правоприменительной практики.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
установить предпосылки введения наказания в виде ограничения свободы в УК РФ 1996 года;
изучить историю развития наказания в виде ограничения свободы после принятия УК РФ 1996 года;
на основе сравнительно-правового анализа ограничения свободы по уголовному законодательству России и зарубежных государств внести предложения по использованию положительного зарубежного опыта;
оценить полноту и адекватность правовой регламентации наказания в виде ограничения свободы на современном этапе с учетом его социальной и криминологической обусловленности и с позиций её системной непротиворечивости, беспробельности, формальной определенности, научной обоснованности;
дать оценку эффективности наказания в виде ограничения свободы;
выявить проблемы практики назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы;
обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию положений российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, подзаконных нормативных правовых актов о наказании в виде ограничения свободы;
разработать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию практики назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы.
5. Одним из главных недостатков законодательной регламентации запрета на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является то, что в ч.1 ст.53 УК РФ не поясняется, какое муниципальное образование является «соответствующим», в связи с чем предлагается в рассматриваемом запрете, а также в запрете на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, термин «соответствующее муниципальное образование» заменить на «муниципальное образование, в котором расположено место жительства осужденного».
6. Недостатки законодательной регламентации запретов на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях: 1) отсутствие в уголовном законе хотя бы примерного перечня массовых и иных мероприятий, к которым автором отнесены общественно-политические, культурные, развлекательные, физкультурно-спортивные, иные массовые мероприятия; 2) неопределенность термина «иные мероприятия» под которыми, по мнению автора, следует понимать такие мероприятия, в которых круг участников и зрителей заранее определен и участие третьих лиц в которых ограничено (свадьбы, банкеты, корпоративные мероприятия, проводимые организациями для своих сотрудников, собрания закрытых клубов, сект и другие); 3) выделение в ч.1 ст.53 УК РФ запрета на посещение массовых и иных мероприятий в отдельное правоограничение является излишним, так как он по своему содержанию полностью входит в состав более широкого запрета – на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, в связи с чем запрет на посещение массовых и иных мероприятий предлагается исключить из ст.53 УК.
7. Использование термина «место постоянного проживания» в ч.6 ст.53 УК РФ, закрепляющей круг лиц, которым ограничение свободы не назначается, ограничивает его применение в отношении лиц, имеющих место жительства на территории Российской Федерации, однако не проживающих по месту жительства постоянно. В связи с этим в ч.6 ст.53 УК РФ «место постоянного проживания» предложено заменить на «место жительства».
Во втором параграфе рассматривается нормативная основа и практика исполнения наказания в виде ограничения свободы. Основным направлением деятельности уголовно-исполнительных инспекций по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы является надзор за осужденными. К наиболее эффективному способу наблюдения за поведением осужденных и соблюдением установленных судом запретов и обязанностей диссертант относит использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. Под ними автором понимается совокупность приборов, устройств, оборудования, приспособлений, используемых в процессе надзора за осужденными к ограничению свободы, с помощью которых осуществляется наблюдение за поведением осужденных и соблюдением установленных судом ограничений, а также обнаружение и фиксация фактов нарушения осужденными порядка и условий отбывания наказания.
Анализ нормативных предписаний УИК РФ и Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы позволил выявить следующие недостатки: 1) отсутствие порядка проведения воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы; 2) отсутствие предписаний, позволяющих уголовно-исполнительной инспекции разрешать осужденному выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования в связи с исключительными личными обстоятельствами, что противоречит интересам его семьи и принципу гуманизма; 3) недостатки в законодательных формулировках нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также в формулировках оснований для признания осужденного злостно уклоняющимся от отбывания наказания; 4) серьезные расхождения в терминологии между УК РФ, УИК РФ и Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы. Вышеперечисленные недостатки нормативных предписаний, регламентирующих порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы, затрудняют работу уголовно-исполнительных инспекций, а также судов, в связи с чем автором предложены способы их устранения путем внесения в УИК РФ и Инструкцию по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы изменений и дополнений.
Третий параграф посвящен оценке эффективности наказания в виде ограничения свободы.
Для определения эффективности наказания в виде ограничения свободы, под которой автор понимает степень соответствия фактически достигнутых или прогнозируемых результатов назначения и исполнения наказания его целям, закрепленным в ч.2 ст.43 УК РФ, используются следующие критерии.
1. Достижение цели
восстановления социальной
2. Достижение цели исправления осужденного, которое возможно при соблюдении следующих условий: 1) в период отбывания наказания осужденный не совершил нового преступления вне зависимости от его категории; 2) в период отбывания наказания осужденный не совершал нарушений порядка и условий отбывания наказания, дающих основания для признания его злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы; 3) после отбытия наказания (как в период судимости, так после её снятия или погашения) осужденный больше не совершает преступлений.
3. Достижение цели специальной превенции, которое имеет два критерия: 1) в период отбывания наказания осужденный не совершил нового преступления вне зависимости от его категории и формы вины; 2) после отбытия наказания (как в период судимости, так после её снятия или погашения) осужденный не совершает новых преступлений.
4. Достижение цели общей превенции. В связи с недавним введением в действе наказания в виде ограничения свободы не представляется возможным использовать для оценки его общепредупредительного воздействия такие объективные критерии как частота и динамика применения данного наказания, а также динамика преступности и отдельных видов преступлений. Вместе с тем автор считает целесообразным использовать субъективные критерии эффективности общепредупредительного воздействия наказания, к которым относятся: а) мнение специалистов; б) мнение лиц, осужденных к ограничению свободы; в) общественное мнение в целом.
Эффективность наказания в виде ограничения свободы, по мнению автора, может быть и должна быть повышена путем совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также практики назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы.
В заключении в обобщенном виде излагаются основные выводы, сделанные автором в процессе написания диссертационного исследования, формулируются рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
В приложениях содержатся статистические сведения в табличной форме.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих опубликованных работах автора.
1. Статьи, опубликованные в российских рецензируемых научных журналах
1) Соколов И.В. Новеллы законодательной регламентации наказания в виде ограничения свободы в УК РФ //Правовое государство: теория и практика. 2010. №4 (22). С.67-69;
2) Соколов И.В. Проблемы
назначения уголовного
2. Другие публикации
3) Соколов И.В. История
становления в России
4) Соколов И.В. Место ограничения свободы в системе наказаний УК РФ //Государственная антикриминальная политика на евразийском пространстве: матер. междунар. науч.-практ. конф. в рамках Евразийского научного форума в Межрегиональном институте экономики и права. Санкт-Петербург, 19 мая 2010г. СПб.; МИЭП, 2010. С.210-213;
5) Соколов И.В. Характеристика
новых положений Уголовного
1
Roy Walmsley. World Prison Population List (ninth edition) // Сайт
международного центра изучения тюрем.
URL: http://www.idcr.org.uk/wp-
2 Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2010г., за 6 месяцев 2011г. //Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 30.09.2011).
3 Приказ Министерства юстиции РФ от 11 октября 2010 г. №258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» //Российская газета. 2010. 27 октября.
Информация о работе Ограничение свободы как вид уголовного наказания