Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и над

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Организация взаимодействия между различными подразделениями имеет объективный характер и обусловлена такими причинами, как:
1) общность основных целей и задач в противодействии преступности;
2) их различная компетенция;
3) необходимость максимального использования имеющихся в их распоряжении сил и средств;
4) функционирование подразделений в сходных условиях и единая направленность их деятельности на одни и те же объекты управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ………………..6
Понятие режима в исправительных учреждениях, формы его выражения и основные функции………………………………………………..6
Требования, предъявляемые к режиму в исправительных учреждениях……………………………………………………………………10
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………13
2.1 Понятие, формы, особенности взаимодействия структурных подразделений и служб исправительных учреждений……………………...13
2.2 Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и надзора………………………………………………………………………..…21
2.3 Организационно-правовые проблемы взаимодействия структурных подразделений и служб исправительного учреждения………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….38

Файлы: 1 файл

Организация охраны в УИС, курсовая работа.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

 

Организация взаимодействия структурных подразделений исправительных учреждений и его осуществление всегда занимали важное место в управленческой деятельности любого подразделения. Ряд приказов и других нормативных правовых актов Минюста России ориентированы на необходимость обеспечения качественного улучшения взаимодействия всех без исключения служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в исполнении наказаний в виде лишения свободы, профилактики совершения преступлений и других правонарушений осужденными.

Главной целью и основной задачей подобной профилактики является разработка путей и способов планомерного воздействия на причины и условия, способствующие их совершению, а также искоренение этих причин и условий. Отсюда определяется основная задача непосредственно самого взаимодействия, а именно взаимодополнение тех сторон деятельности различных отделов и служб, которые ограничивают свое воздействие спецификой своего назначения. Решение этой задачи позволит создавать последовательное осуществление профилактической деятельности по «цепочке воздействий», в сумме составляющих комплекс4.

Кроме того, следует  констатировать, что взаимодействие - есть деятельность на основе объединения сил, средств и методов работы не подчиненных друг другу различных отделов и служб, направленная на эффективное и рациональное разрешение в соответствии с действующими нормативными актами комплексных проблем по профилактике и пресечению преступлений и других правонарушений со стороны лиц, отбывающих наказание.

Из определения взаимодействия видно, что работа по профилактике преступлений и различных правонарушений может быть эффективной и достичь определенных положительных результатов лишь при тесном контакте между всеми службами подразделения.

Первооснова эффективного взаимодействия - это, с одной стороны, четкое распределение и правовое закрепление за каждой службой зон ответственности, с другой - определение круга проблем, требующих объединения усилий, согласованных и скоординированных действий по их решению. Нарушение баланса между этими составляющими способно привести к снижению опроса за положение дел на том или ином направлении служебной деятельности, перекладыванию ответственности друг на друга. Все это, в конечном счете, приводит к ослаблению служебной активности в решении как частных, так и общих задач, что влечет за собой совершение осужденными различных преступлений и правонарушений, создание групп отрицательной направленности и вовлечение в них других осужденных.

Так как профилактическая работа по предупреждению правонарушений в учреждениях предусматривает объединение усилий оперативно-режимных аппаратов, инженерно-технического персонала, воспитательной, медицинской и других служб, организовывать данную деятельность должен непосредственно сам руководитель подразделения. Эта работа предполагает строго рассчитанную систему мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений осужденными, целесообразность которых обусловлена состоянием, структурой и динамикой преступности, спецификой контингента и конкретными условиями деятельности учреждения.

Руководитель, организующий подобное взаимодействие, должен иметь в виду, что параметры деятельности служб регламентируются нормативными и правовыми актами, следовательно, организация предполагает совместную деятельность при строгом разграничении компетенции, форм и методов работы, установленных для каждой службы соответствующей нормативной базой.

Основными принципами организации взаимодействия являются: систематичность; оперативность при принятии и осуществлении решений; конкретность; комплексное использование сил и средств; оперативная и тактическая целесообразность применения сил и средств, с учетом их предназначения и возможностей, характера и особенностей конкретной обстановки; взаимодействие служб в пределах своей компетенции и их ответственность за выполнение поставленных задач; соблюдение законности.

Многообразие  форм взаимодействия объясняется многогранностью решаемых оперативно-служебных задач, динамикой и множеством конкретных условий, в которых протекает деятельность того или иного подразделения. Поэтому формы взаимодействия условно можно разделить на следующие категории:

1) обмен информацией.  Здесь следует иметь в виду  доведение соответствующей информации до взаимодействующих служб и подразделений. Для активизации совместной деятельности целесообразно каждой службе проявлять инициативу и предоставлять своим коллегам информацию, которая может быть им полезна, не ожидая с их стороны формальных просьб или запросов.

2) совместное  обсуждение имеющейся информации. Оно может проходить на совместных  оперативных совещаниях, в системе  служебной подготовки, на инструктажах  дежурного наряда и т.д. По  результатам обсуждения начальник  подразделения принимает соответствующее решение, которое и является основой дальнейшей деятельности отделов и служб. Здесь необходимо учитывать, что очень важным фактором является адекватность в оценке самой информации. Этот аспект также является заботой руководителя. Кроме того, он должен лично разъяснить начальникам служб наиболее важные положения нормативных правовых документов, дать оценку оперативной обстановки, познакомить с документами, имеющими принципиальное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед подразделением. Затем эти сведения должны быть доведены до сотрудников каждой службы.

3) выполнение  отдельных мероприятий по просьбе иной службы. Эта форма взаимодействия используется в тех случаях, когда необходимо провести специфические для соответствующей службы мероприятия. При этом следует четко и конкретно определить круг задач, которые необходимо ей решить в ходе проведения такого мероприятия, а после его завершения сообщить результаты заинтересованным лицам.

4) совместное  планирование мероприятий. Оно достигается путем составления самостоятельных планов взаимодействующих служб, исходя из конкретной обстановки, и в конечном итоге обобщается единым совместным планом мероприятий, утверждаемым руководителем подразделения.

5) оказание содействия  в выполнении мероприятий другой службой. Такое содействие может осуществляться самыми разнообразными способами. Например, это информационное обеспечение проводимого мероприятия. Кроме того, содействие может оказываться посредством выделения в помощь иной службе сотрудников и средств, которые задействуются для проведения мероприятия, а также создания необходимых условий для его выполнения.

6) совместное  проведение мероприятий. Эта форма применяется при решении задач, стоящих перед всеми взаимодействующими службами. В таких случаях создается временная группа, состоящая из сотрудников взаимодействующих служб. При этом ставится конкретная задача каждому участнику такой группы, совместно вырабатывается тактика проведения мероприятия, уточняются способы обмена информацией и т.д. Рассмотренные выше формы взаимодействия, разделенные на условные категории, в практической деятельности имеют ряд проблем, которые необходимо решать. Обозначим некоторые из них.

В связи со значительным ростом компьютеризации современного общества, в том числе и подразделений УИС, возникла острая необходимость в создании единого банка данных, с помощью которого появляется возможность значительного упорядочения информационного обеспечения УИС.

Важными источниками  для сбора накопительной информации в единый банк данных являются исправительные учреждения, так как здесь фиксируется вся первичная информация, которая затем обобщается. Она дает общую картину о социальных явлениях в масштабе области, края и страны в целом. Исходя из этого, к учетно-регистрационной дисциплине предъявляются высокие требования, ибо любая неточность приводит к искаженному представлению о действительном положении дел, в результате чего могут приниматься необоснованные решения.

Потребителями информации являются и сами исправительные учреждения. Но именно они зачастую не обеспечивают своевременного и квалифицированного пополнения существующего информационного банка данных, что, на наш взгляд, является одной из основных причин низкой эффективности использования автоматизированных информационных систем.

Одним из основных элементов взаимодействия в организации  профилактической деятельности подразделений и служб уголовно-исполнительной системы является ее планирование, которое призвано упорядочить сложный многогранный процесс профилактической деятельности. Планирование мероприятий по предупреждению правонарушений в исправительных учрежденнниях способствует своевременному разрешению наиболее актуальных задач, создает условия для более эффективного использования сил и средств, своевременного маневрирования ими, облегчает изучение и обобщение передового опыта работы ИК по организации взаимодействия служб, а также учета, контроля и проверки исполнения мероприятий, проводимых в процессе такого взаимодействия.

Вся собранная  и проанализированная информация, характеризующая обстановку в исправительном учреждении, является базой для планирования мероприятий по профилактике правонарушений. На основании данной информации составляются годовые, полугодовые или квартальные планы.

Использование той или иной формы внутреннего взаимодействия определяется спецификой каждого подразделения, складывающейся оперативной обстановкой, особенностями служб, участвующих во взаимодействии, имеющимися в наличии силами, средствами, поставленными целями и задачами, на решение которых и направлено осуществляемое взаимодействие.

Необходимым условием организации взаимодействия является недопущение конфликтов между службами, а также их руководителями, причины которых нередко коренятся в незнании проблем деятельности иных служб, трудностей их работы, точек соприкосновения. Поэтому целесообразно на совместных совещаниях регулярно заслушивать тех, кто возглавляет то или иное подразделение, или наиболее опытных специалистов других служб о проблемах решения задач по профилактике преступлений и правонарушений со стороны осужденных, а также проводить совместное обсуждение какой-либо общезначимой проблемы. Полезно, например, участие начальников разных служб в отчетном совещании по результатам оперативно-служебной деятельности. Руководитель подразделения должен всемерно поощрять любые формы изучения стоящих перед учреждением задач, побуждать своих подчиненных к планированию подобных мероприятий. Ознакомление с информацией такого рода расширяет профессиональный кругозор сотрудников, дает возможность понимать сослуживцев и оказывать им осмысленное содействие.

Хотелось бы обратить внимание на особенности взаимодействия службы безопасности с другими отделами и службами исправительных учреждений и органами внутренних дел по профилактике преступлений и других правонарушений, в частности, на:

1) во взаимодействии  со всеми отделами и службами ИУ обеспечивает выполнение осужденными правил поведения и распорядка дня;

2) совместно  с сотрудниками оперативного отдела выявляет и разоблачает организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, подстрекателей и иных лиц, намеревающихся совершить правонарушение, готовит и представляет начальнику ИК материалы о необходимости их изоляции от основной массы осужденных;

3) ставит (снимает)  на профилактический учет осужденных на основании собранных материалов;

4) систематически  проводит внеплановые обыски осужденных, мест их проживания и работы по оперативной информации сотрудников;

5) совместно  с сотрудниками отдела воспитательной работы осуществляет правовую пропаганду, разъясняет осужденным требования уголовно-исполнительного законодательства и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений;

6) обеспечивает  взаимодействие всех отделов  и служб по предупреждению правонарушений со стороны осужденных, склонных к совершению противоправных действий, путем анализа материалов о правонарушениях и результатов служебных расследований; выявляет каналы проникновения к осужденным предметов, запрещенных к использованию в ИК, принимает меры по их перекрытию;

7) совместно  с сотрудниками ОВД осуществляет  патрулирование на территории, прилегающей  к исправительным учреждениям;

8) участвует в розыске осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы;

9) участвует  в ликвидации чрезвычайных происшествий.

Таким образом, взаимодействие структурных подразделений и служб исправительного учреждения в интересах обеспечения охраны подведомственных объектов представляет собой основанную на законах и подзаконных нормативных актах согласованную деятельность криминологического, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного, организационно-управленческого и иного характера с использованием присущих им сил, средств и методов для успешного решения этих задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и надзора

 

В связи с  активизацией государственных мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободы концентрируется наиболее опасная категория осужденных и наблюдается рост криминальной составляющей в среде спецконтингента. В этих условиях задача обеспечения надежной охраны и изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с соблюдением требований законности и правопорядка остается одной из первоочередных задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний. Вследствие этого совершенствование системы охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (УИС), ее форм и методов актуализируется.

Обеспечить  надежную охрану объектов УИС, изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под  стражей, опираясь только на физическую охрану, осуществляемую личным составом учреждений, практически не представляется возможным. Успешное выполнение данных задач реально только при рациональном сочетании «человеческого фактора» с широким спектром современных и эффективных инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН).

Применение  современных ИТСОН позволяет  в значительной степени снизить  вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, постоянный надзор за ними.

Уголовно-исполнительное законодательство наделило администрацию исправительных учреждений правом использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Информация о работе Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и над