Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и над

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Организация взаимодействия между различными подразделениями имеет объективный характер и обусловлена такими причинами, как:
1) общность основных целей и задач в противодействии преступности;
2) их различная компетенция;
3) необходимость максимального использования имеющихся в их распоряжении сил и средств;
4) функционирование подразделений в сходных условиях и единая направленность их деятельности на одни и те же объекты управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ………………..6
Понятие режима в исправительных учреждениях, формы его выражения и основные функции………………………………………………..6
Требования, предъявляемые к режиму в исправительных учреждениях……………………………………………………………………10
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………13
2.1 Понятие, формы, особенности взаимодействия структурных подразделений и служб исправительных учреждений……………………...13
2.2 Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и надзора………………………………………………………………………..…21
2.3 Организационно-правовые проблемы взаимодействия структурных подразделений и служб исправительного учреждения………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….38

Файлы: 1 файл

Организация охраны в УИС, курсовая работа.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

В заключение хочется  отметить следующее. На охрану пенитенциарных учреждений издревле возлагалась, как  и возлагается в настоящее  время, высокая ответственность за надежность изоляции от общества наиболее опасных преступников. И только при надежной охране объектов УИС, эффективной их защищенности возможно нормальное функционирование учреждений уголовно-исполнительной системы, спокойствие и безопасность граждан России. Внедрение современных инженерно-технических средств, постоянное их совершенствование работы технических служб охраны позволит значительно повысить надежность охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, обеспечить изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также активизировать переход на прогрессивные способы охраны с одновременным снижением служебной нагрузки на личный состав подразделений охраны и безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Организационно-правовые проблемы взаимодействия структурных подразделений и служб исправительного учреждения в обеспечении охраны подведомственных объектов

 

Анализ законодательства, а также практики его реализации показывает, что обеспечение требований режима осуществляется через комплексную систему мер, реализуемых различными структурными  подразделениями ИУ.

В связи с этим остро встает вопрос о деятельности различных служб (отделов) ИУ и их взаимодействии в обеспечении правопорядка и безопасности осужденных. Н. П. Барабанов и С. А. Кутуков7 отмечают: «Взаимодействие не должно быть стихийным, оно требует создания правовых и функционально-организационных основ». Как показывает анализ нормативной правовой базы, правовое регулирование вопросов взаимодействия структурных подразделений ИУ разрешено лишь на уровне установления функциональных обязанностей работников этих служб. В такой ситуации говорить об организационной стороне и правовой регламентации не имеет смысла, поскольку имеет место ряд недостатков, которые заключаются в следующем: в функционировании большинства ИУ заметна тенденция к разобщенности деятельности структурных подразделений. Это обусловлено тем, что в ходе выполнения оперативно-служебных задач руководители обозначают в качестве приоритета не общую цель, стоящую перед ИУ, а отдельные виды деятельности своих структурных подразделений. В связи с этим каждый сотрудник считает свой участок работы наиболее важным, и в результате имеет место скрытое или явное противостояние между службами (отделами) ИУ. Это приводит к профессиональной, моральной и психологической разобщенности, сокрытию недостатков в своей деятельности. Руководитель же не получает объективной информации о состоянии дел в целом по учреждению, а следовательно, и конкретно по каждому осужденному.

Необходимость в качественном взаимодействии, на наш взгляд, обусловлена еще и тем, что большинство осужденных, совершающих в ИУ противоправные деяния, уже имеют представление о характере деятельности администрации ИУ в сфере обеспечения правопорядка и безопасности и в надежде уйти от ответственности за содеянное пытаются в различной форме затруднить соответствующую работу.

Всегда случаи нарушения правопорядка и возникновения  угрозы личной безопасности осужденных в той или иной мере влекут создание чрезвычайных ситуаций, которые мгновенно могут привести к изменению оперативной обстановки, связанной с состоянием правопорядка в учреждении. Поэтому деятельность по обеспечению режимных требований должна иметь комплексный характер.

Таким образом, необходимо отойти от сложившихся стереотипов  по поводу важности или значимости работы того или иного структурного подразделения, так как деятельность любого из них вносит определенный вклад в деятельность другого, а координатором всего должен выступать начальник ИУ. Однако некоторые виды деятельности носят закрытый характер в силу специфики выполняемых функций и форм достижения результата.

Одна из сложных  задач по обеспечению правопорядка в исправительных учреждениях —  выявление осужденных, не отказавшихся от совершения преступлений, склонных к нарушению установленного порядка отбывания наказания, а также каналов и источников поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов и веществ.

Согласно закону такие функции выполняют работники  оперативных и

режимных подразделений, осуществляя комплекс оперативно-розыскных, режимных и индивидуально-профилактических мероприятий по раскрытию, предупреждению и профилактике правонарушений со стороны осужденных. Именно эти подразделения, по мнению Н. П. Барабанова и С. А. Кутукова, должны выступать инициаторами организации внутреннего взаимодействия между всеми службами учреждения.

С этим положением мы не можем в полной мере согласиться, так как в таком случае нарушается баланс в инициативе реализации со стороны иных служб и отделов (воспитательного, медицинского, производственного и других структурных подразделений ИУ) информации о нарушении прав и возникновении угроз личной безопасности осужденных.

Исходя из этой позиции следует выделить основные направления деятельности различных  структурных подразделений ИУ, в  первую очередь в плане обмена информацией для организации  профилактической и предупредительной работы по стабилизации правопорядка и безопасности осужденных. Так, работники воспитательного отдела, используя методы психолого-педагогического воздействия на осужденных, могут выявлять среди них тех, кто предрасположен к созданию угроз личной безопасности других осужденных и тем самым совершению правонарушений.

В целях повышения  эффективности надзора за осужденными  большое внимание должно уделяться  вопросам взаимодействия между оперативным, режимным подразделениями, начальником  отряда, производственным отделом, дежурной службой, а также военнослужащими, осуществляющими охрану осужденных и надзор за ними.

С позиции обеспечения  выполнения осужденными режимных требований важное значение приобретает взаимодействие медицинской службы с работниками иных подразделений, так как медперсонал имеет большие возможности для изучения личности осужденного. Результаты последнего могут быть использованы как начальником отряда, так и другими сотрудниками.

Взаимный обмен  информацией между структурными подразделениями без боязни вскрыть просчеты в своей деятельности позволит выработать более эффективные и оперативные меры воздействия индивидуального и общепрофилактического характера, направленные на стабилизацию обстановки в ИУ.

Большую роль в  процессе взаимодействия между структурными подразделениями ИУ призваны сыграть технические средства надзора и контроля за поведением осужденных, которые выполняют функции защиты осужденных, регистрации событий правонарушений и т. д.

В соответствии со ст. 83 УИК РФ «Технические средства надзора и контроля» администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Однако следует  отметить, что одной из проблем, влияющих на эффективность деятельности УИС, является недостаточное развитие технических  средств контроля и надзора за осужденными.

 Кроме того, следует обратить внимание на такую личностную особенность сотрудников, как требовательность по отношению к осужденным. Хотя это не закреплено в законодательстве, но надо отметить актуальность данного вопроса.

В настоящее  время прослеживается тенденция к снижению требовательности администрации в лице молодых сотрудников, не имеющих опыта работы или по своим морально-деловым качествам неспособных

к требовательному  обращению к осужденным. Однако необходимо помнить, что требовательность не должна переходить в беззаконие и несправедливость. Стоит пересечь эту грань, как требования режима перестают вызывать у осужденного нужную реакцию, наступает чувство безысходности и безразличия ко всему. В таких ситуациях обеспечение своих прав осужденные расценивают не как должное, а как льготу, предоставляемую по усмотрению администрации.

Сложившиеся за многие годы существования мест лишения  свободы авторитарные методы воздействия  на осужденных, в основе которых  зачастую лежат умышленно жесткие санкции, использование властных

полномочий  вразрез с законом, обязывают  осужденных сплачиваться для отпора. Из-за этого углубляются противоречия между администрацией и осужденными, что всегда приводит к возникновению  психологического барьера (неумение сотрудника и нежелание осужденного понять друг друга). Значимость решения данной проблемы в деятельности ИУ делает необходимым существенное повышение профессиональной и психологической компетентности сотрудников.

Представляется, что для эффективного взаимодействия структурных подразделений ИУ в сфере обеспечения правопорядка и безопасности осужденных должны учитываться следующие факторы:

— тенденции  возникновения нарушений правопорядка и угроз безопасности осужденных;

— достоверность  выводов об условиях жизнедеятельности осужденных, организация режимно-профилактических мероприятий и трудового использования;

— объективность  анализа деятельности всех структурных  подразделений и каждого сотрудника по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их профессиональных качеств и способностей, а также их информирование о проблемах деятельности учреждения в целях выработки прогнозных решений по улучшению мер обеспечения правопорядка и безопасности осужденных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под взаимодействием структурных подразделений и служб исправительных учреждений в интересах обеспечения охраны подведомственных объектов следует понимать установленную нормативными правовыми актами совместную и (или) согласованную деятельность по обеспечению достижения целей исполнения наказания, осуществляемую в пределах предоставленной им компетенции, а также с использованием наиболее оптимального сочетания имеющихся в их распоряжении сил, средств и методов.

В данной курсовой работе были изучены основы взаимодействия структурных подразделений  и служб исправительного учреждения; изучено понятие, формы и особенности взаимодействия структурных подразделений и служб исправительных учреждений; выявлены основные организационно-правовые проблемы взаимодействия структурных подразделений.

С целью совершенствования  организации взаимодействия структурных  подразделений по предупреждению нарушений  осужденными установленного порядка  отбывания наказания и совершения преступлений предлагается осуществить комплекс следующих мер:

– разработать  единый нормативно-правовой акт (инструкцию или наставление) по организации взаимодействия структурных подразделений и служб исправительного учреждения;

– разработать  должностные инструкции для всех работников учреждения и четко разграничить их компетенцию;

– внести изменения в ряд ведомственных нормативных актов с целью регулирования некоторых вопросов взаимодействия;

– создать в  исправительном учреждении единую информационную базу с целью непрерывного информационного  взаимодействия всех структурных подразделений;

– ввести в исправительном учреждении для информационного  обмена журнал взаимного обмена информацией;

– разработать  единые научно обоснованные методики обучения и переподготовки руководителей  исправительных учреждений, структурных  подразделений и сотрудников по организации взаимодействия и совместных действий в различных условиях;

– создать в каждом исправительном учреждении единую информационную базу склонных к правонарушениям осужденных с целью непрерывного информационного взаимодействия всех структурных подразделений с возможностью доступа к ней всех отделов и служб;

– разработать единую инструкцию по организации взаимодействия подразделений и служб исправительного учреждения с целью участия всех структурных подразделений учреждений в охране подведомственных объектов.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (действующая редакция)
  2. Закон РФ от 21.07.1993 №5473–1 (ред. от 03.11.2010) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, №33, ст. 1316.
  3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями). Информационно-правовой портал «Гарант»)
  4. Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (Приказ МЮ РФ от 15.02.2006 г. № 21-ДСП);
  5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Н.И. Брезгин, А.А. Зубков, А.И. Зубков и др.; под ред. А.И. Зубкова. 4-е изд., перераб. М.: НОРМА, 2008. – 496 с.
  6. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 06.10.2006 №311 (ред. от 15.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №44, 30.10.2006.
  7. Программа учебно-методических сборов с помощниками начальников караулов - начальниками КПП и часовыми КПП отделов охраны учреждений ФСИН России: Москва 2008 г.
  8. Приказ Минюста РФ от 20 ноября 2006 г. N 333 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
  9. Барабанов Н. П., Кутуков С. А. Организация взаимодействия структурных подразделений исправительного учреждения по обеспечению правопорядка // Человек: преступление и наказание. 2003. No 4. С. 9.
  10. Громов М.А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях: Учебное пособие. Рязань: Ин-т права и экономики Минюста России, 2000. – 154 с.
  11. Казак И.Б. Роль оперативных аппаратов в профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008.
  12. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. – 368 с.
  13. Рябых С.Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» // Российский следователь. – 2010. – 5. – С. 29–31.
  14. Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. Саратов, 1970. С. 229.
  15. Шамис А.В., Детков М.Г., Глазунов И.С., Чепелев А.В., Хребтов А.В. Организация надзора в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России. 1995. – 184 с.
  16. Цаплин И.С. Статья «Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и надзора»[Электронный ресурс] Режим доступа: http://regsystem.my1.ru/publ/2-1-0-9
  17. Понятие побега из исправительных учреждений и его квалификация. Печатный дом образования и науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Pravo/5_101787.doc.htm

Информация о работе Организация охраны объектов уголовно-исполнительной системы в условиях внедрения современных инженерно-технических средств охраны и над