Организация органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - дать четкое представление о том, как строятся и какие выполняют функции органы прокуратуры, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и негосударственными организациями, каково их социальное предназначение.
Для этого необходимо рассмотреть и решить задачи о правовом регулировании органов прокуратуры, рассмотреть их систему и структуру, а также раскрыть понятие прокуратуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………….2
1.Система органов прокуратуры……………………………………………...3
1.1)Генеральная прокуратура РФ………………………………………..…4-5
1.2)Структура прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур……………………………………….5-6
1.3)Структура прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур…………………………………………………………………………6
2.Организация органов прокуратуры……………………………………..7-12
2.1)Специализированные прокуратуры………………………………....12-13
2.2)Военная прокуратура…………………………………………………13-14
2.3) Главная военная прокуратура……………………………………….14-15
2.4)Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях………………………………………………………………….15-17
2.5) Природоохранные прокуратуры……………………………………17-18
2.6) Транспортная прокуратура………………………………..………...18-19
Заключение……………………………………………….……………………..19
Список литературы…………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

прокурорский надзор готовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 Структура и численность  состава конкретной прокуратуры  субъекта РФ, города, района или  приравненных к ним прокуратур  зависит от социально-экономической  характеристики региона, на территории которого действует прокуратура, численности населения и других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация органов прокуратуры РФ

 

Под организацией органов прокуратуры РФ понимается установленный Конституцией РФ и Законом о прокуратуре порядок назначения на должность прокурорских работников и порядок создания и ликвидации отдельных органов прокуратуры. Организацию прокуратуры РФ следует отличать от организации прокурорского надзора как основной функции органов прокуратуры, которая будет рассмотрена в последующих разделах, посвященных отдельным направлениям прокурорского надзора.  

 Генеральный прокурор  РФ назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Федерации по представлению  Президента РФ.2

Это положение получило дальнейшее развитие в Законе о прокуратуре. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.3 К сожалению, Закон о прокуратуре не определяет, сколько раз Президент РФ может входить в Совет Федерации с таким предложением, если его кандидатуры будут отклоняться.

Недостаточно полно  урегулирован вопрос и об освобождении Генерального прокурора РФ от должности. В Законе не определено возможное количество представлений Президента РФ об освобождении от должности Генерального прокурора РФ, если Совет Федерации не согласится с представлением Президента РФ, а также сроки внесения таких представлений. События последнего времени показывают, что пробелы законодательства в регулировании порядка назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ имеют существенное социально-политическое значение.

   Не урегулирован законодательством с достаточной полнотой и вопрос о временном отстранении от должности Генерального прокурора РФ в случае возбуждения против него уголовного дела. Законом о прокуратуре данный вопрос не урегулирован. Однако решение этого вопроса отнесено к прерогативе Президента РФ.4  

 Назначенный на должность Советом Федерации Генеральный прокурор РФ обязан принять присягу, причем текст ее отличается от текста присяги, принимаемой согласно ст. 40 названного Закона всеми остальными прокурорами (следователями).5   Текст присяги Генерального прокурора РФ гласит: "Клянусь при осуществлении полномочий Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства". 
   Лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ, приводит к присяге Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.  

 Требования, предъявляемые  при назначении к личности  Генерального прокурора РФ (возраст, стаж работы), в Законе о прокуратуре не определены. 
   Срок полномочий назначенного Генерального прокурора РФ - пять лет. Порядок освобождения Генерального прокурора РФ от должности по истечении пятилетнего срока и назначения этого же лица на должность Генерального прокурора РФ на новый срок, так же как и количество таких пятилетних сроков, Законом не регламентируется.  

 Сообщение о назначении  Генерального прокурора РФ на  должность и об освобождении  его от должности публикуется  в печати. 
   В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей (отпуск, длительная зарубежная командировка, отстранение от должности) его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае его отсутствия или невозможности исполнения им обязанностей обязанности Генерального прокурора РФ исполняет один из заместителей Генерального прокурора РФ. Вопрос об исполнении обязанностей Генерального прокурора РФ при отсутствии или невозможности их исполнения всеми заместителями в Законе о прокуратуре не урегулирован.  

 Первый заместитель  и заместители Генерального прокурора  РФ назначаются на должность  и освобождаются от должности  Советом Федерации по представлению  Генерального прокурора РФ.6 Порядок и сроки представления Генеральным прокурором РФ других кандидатур на замещение указанных должностей в случае отклонения его представления Советом Федерации Законом о прокуратуре не регламентируется. 
   Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности в Генеральной прокуратуре РФ следующих работников: начальников главных управлений, управлений и отделов, их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.  

 Остальных работников  аппарата Генеральной прокуратуры  РФ имеют право назначить заместители  Генерального прокурора РФ. В  компетенцию Генерального прокурора  РФ входит назначение прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур (военные прокуратуры округов, транспортные, природоохранные прокуратуры). Назначение прокуроров субъектов РФ осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.7 Такими органами являются законодательные органы (законодательные собрания и думы) или, по усмотрению самого субъекта - главы администраций субъектов РФ. Важно отметить, что прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от должности без согласования с субъектами РФ.  

 Помимо прокуроров  субъектов РФ и приравненных  к ним прокуроров Генеральный  прокурор назначает на должность  заместителей этих прокуроров, а  также прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур.   

Кроме того, Генеральный прокурор РФ назначает на должность директоров (ректоров) научных и образовательных  учреждений системы прокуратуры  РФ и их заместителей. Остальные  прокурорские работники назначаются на должность прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним прокурорами и директорами (ректорами) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ.  

 Прокурор субъекта  РФ и приравненные к нему  прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников аппарата соответствующих прокуратур, за исключением своих заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. К числу работников аппарата прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур относятся начальники управлений и отделов и их заместители, старшие помощники и помощники прокурора, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники, помощники по особым поручениям (если они имеются). Прокурор субъекта РФ и приравненные к нему прокуроры назначают на должность и иных работников аппарата (хозяйственная служба, вспомогательный состав и т.п.).  

 Важным организационным полномочием прокурора субъекта РФ и приравненных к нему прокуроров является назначение на должность работников прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур.

К ним относятся: начальники отделов (там, где они созданы), старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, следователи по особо важным делам, старшие следователи, следователи и их помощники. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначают на должность остальных работников этих прокуратур, не занимающих прокурорские или следственные должности.   

 Директора (ректоры) научных  и образовательных учреждений  прокуратуры назначают на должность  и освобождают от должности  научных, педагогических и иных  работников указанных учреждений, за исключением своих заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. 
   К лицам, назначаемым на прокурорские и следственные должности, предъявляется ряд требований. Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них служебные обязанности.8  

 На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров  назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором (помощником прокурора, прокурором  отдела) или следователем в органах прокуратуры не менее 3-х лет.  

 На должности прокуроров  субъектов РФ, приравненных к  ним прокуроров назначаются лица  не моложе 30 лет, имеющие стаж  работы прокурором или следователем  в органах прокуратуры не менее  5 лет. Указанное требование вполне объяснимо, так как для руководства коллективом прокурорских и следственных работников городской, районной или приравненной к ним прокуратуры, а тем более прокуратуры субъекта РФ требуются не только профессиональные знания, но и жизненный опыт, необходимый для решения повседневных сложных вопросов социальной, экономической и политической действительности.  

 В исключительных случаях  Генеральный прокурор РФ вправе  назначить на должности прокуроров  субъектов РФ, городов, районов  или приравненных к ним прокуратур лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти, то есть без учета предварительного прокурорско-следственного стажа.  

 На должности помощников  прокуроров и следователей прокуратур  городов, районов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в указанных выше учебных заведениях и окончившие 3-й курс этих учебных заведений.  

 Для лиц, впервые принимаемых  на службу в органы прокуратуры, не имеющих оконченного высшего или среднего профессионального образования, может устанавливаться испытание на срок до 6 месяцев, который при успешном его прохождении засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.  

 Важно подчеркнуть не обязательность, а лишь возможность установления испытания для проверки соответствия принимаемых лиц занимаемой должности. Продолжительность срока испытания конкретного лица определяется руководителем органа прокуратуры, назначающим данное лицо на должность. Срок испытания согласовывается с лицом, принимаемым на службу, и может быть сокращен или продлен в процессе его прохождения в пределах 6 месяцев.  

 В процессе осуществления  служебной деятельности прокуроров  и следователей затрагиваются  права, свободы и интересы граждан, общества и государства. Необходимость обеспечения их неприкосновенности возлагает высокую ответственность на прокуроров и следователей, в связи с чем к ним помимо профессионального образования и возраста предъявляется ряд других требований.

Не может быть принято на службу в органы прокуратуры или находиться на службе лицо, имеющее гражданство иностранного государства;

-признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

-лишенное судом права занимать государственные должности;

-имевшее или имеющее судимость;

-имеющее заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

-состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

-отказывающееся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Так как лица, назначаемые  на перечисленные выше должности  в органах прокуратуры, являются государственными служащими, то на них в полной мере распространяются ограничения, а именно:9

занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

занятие предпринимательской  деятельностью лично или через  доверенных лиц; участие в забастовках и некоторые другие.   

 В целях повышения  ответственности за порученное  дело лица, впервые назначенные  на должность прокурора или  следователя, принимают Присягу  прокурора (следователя) следующего  содержания:   

"Посвящая себя  служению Закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

непримиримо бороться с  любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства;

чутко и внимательно  относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать  объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

 постоянно совершенствовать  свое мастерство, дорожить своей  профессиональной честью, быть образцом  неподкупности, моральной чистоты,  Скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с пребыванием в органах прокуратуры". Порядок принятия Присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором РФ.  

Информация о работе Организация органов прокуратуры