Организация органов прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - дать четкое представление о том, как строятся и какие выполняют функции органы прокуратуры, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и негосударственными организациями, каково их социальное предназначение.
Для этого необходимо рассмотреть и решить задачи о правовом регулировании органов прокуратуры, рассмотреть их систему и структуру, а также раскрыть понятие прокуратуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………….2
1.Система органов прокуратуры……………………………………………...3
1.1)Генеральная прокуратура РФ………………………………………..…4-5
1.2)Структура прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур……………………………………….5-6
1.3)Структура прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур…………………………………………………………………………6
2.Организация органов прокуратуры……………………………………..7-12
2.1)Специализированные прокуратуры………………………………....12-13
2.2)Военная прокуратура…………………………………………………13-14
2.3) Главная военная прокуратура……………………………………….14-15
2.4)Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях………………………………………………………………….15-17
2.5) Природоохранные прокуратуры……………………………………17-18
2.6) Транспортная прокуратура………………………………..………...18-19
Заключение……………………………………………….……………………..19
Список литературы…………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

прокурорский надзор готовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 Организация прокуратуры  РФ предполагает не только порядок назначения соответствующих требований лиц на должности в органах прокуратуры, но и создание или ликвидацию самих органов прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.10 При этом принимаемые решения всегда определяются социальными, экономическими или политическими процессами, происходящими в стране, задачами, которые ставятся перед прокуратурой РФ государством в лице высших органов законодательной и исполнительной власти. Такие задачи могут определяться государственной необходимостью укрепления законности в отдельных регионах (Кавказ), сферах общественных отношений (экологическая безопасность), расширением сферы определенных правонарушений (таможенный контроль), изменениями административно-территориального деления и т.д. Этими же причинами может быть обусловлено принятие решений о реорганизации или ликвидации органов и учреждений прокуратуры.   

 Особо следует подчеркнуть, что при осуществлении такого рода организационных мероприятий недопустимо создание или осуществление деятельности на территории Российской Федерации органов прокуратур, не входящих в единую систему прокуратуры РФ.  

 Организация органов  прокуратуры РФ осуществляется через издаваемые Генеральным прокурором РФ соответствующие приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, с помощью которых Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ и нижестоящих прокуратур, определяет полномочия структурных подразделений, решает иные организационные вопросы (строительства необходимых помещений, материально-технического снабжения и т.п.).

 
  2.1 Специализированные прокуратуры.

К числу специализированных прокуратур относятся: военная прокуратура, транспортные прокуратуры, прокуратуры  по надзору за исполнением законов  в исправительных учреждениях, природоохранные  прокуратуры и прокуратуры Второго  управления Генеральной прокуратуры РФ. Генеральному прокурору РФ предоставлено Законом право создавать специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей и районов. В этих целях Генеральный прокурор использует имеющийся в его распоряжении резерв штатной численности и средств материального и технического обеспечения.  

 Специализированные  прокуратуры строятся по общим  для органов прокуратуры принципам:  они руководствуются теми же  законами, что и территориальные  прокуратуры; перед ними стоят  общие для всех органов прокуратуры задачи; они используют те же средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Однако в их системно-структурном построении, а также в объектах и предмете надзора за исполнением законов есть некоторые особенности, о которых пойдет речь дальше. 
   Создаваемые в различное время специализированные прокуратуры, в особенности природоохранные и прокуратуры, осуществляющие надзор в исправительных учреждениях, не всегда четко отграничивали свои полномочия от полномочий территориальных прокуратур. Это приводило в ряде случаев к параллелизму в их деятельности и к тому, что некоторые участки деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов оставались "бесхозными", где ни специализированная, ни территориальная прокуратура надзора не осуществляли.   

  
   2.2 Военная прокуратура.

Согласно Закону о  прокуратуре систему органов  военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные  прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического  назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

 В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам  городов и районов, по решению  Главного военного прокурора  могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные  участки. 
   В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.  

 Образование, реорганизация  и ликвидация органов военной  прокуратуры, определение их статуса,  компетенции, структуры и штатов  осуществляется Генеральным прокурором, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.  

 Органы военной  прокуратуры возглавляет заместитель  Генерального прокурора РФ - Главный  военный прокурор, который руководит  деятельностью органов военной  прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и свидетелей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.   

 

 

   2.3 Главная военная прокуратура.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и  заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.  

 Структуру Главной  военной прокуратуры составляют  управления, отделы (самостоятельные  и в составе управлений), канцелярия  и приемная. Начальники управлений  и самостоятельных отделов являются  старшими помощниками, а их  заместители, начальники отделов  в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.  

    В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора. 
   Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям ст. 40 Закона о прокуратуре.   

 По решению Генерального  прокурора РФ или с его согласия  на должности военных прокуроров  и следователей могут быть  назначены гражданские лица. 
   Заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ. 
   Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. 
   Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.   

 Иные прокуроры  и следователи Главной военной  прокуратуры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Главным военным прокурором. 
   Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров и следователей в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах. 
   Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, Федеральной пограничной службе РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и обладают правами и льготами, установленными федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О прокуратуре Российской Федерации". 
    Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение в запас (отставку) производятся по представлению Генерального прокурора РФ или Главного военного прокурора. 
   Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ. 
    Финансирование органов военной прокуратуры осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований за счет выделяемых им для этих целей средств федерального бюджета.  

 Материально-техническое  обеспечение органов военной  прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов обеспечения и довольствия производится Министерством обороны РФ, командованием Федеральной пограничной службы РФ, других войск и воинских формирований по установленным нормам.  

   

 2.4 Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

В целях усиления влияния  на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения  свободы и иных мер принудительного  характера, назначаемых судом, Генеральный прокурор СССР в 1983 г. образовал прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), действовавшие на правах межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих союзных республик (без областного деления), автономных республик, краев, областей. В штате созданных прокуратур имеются прокурор, его заместитель, помощники прокурора и следователи. На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в исправительных и воспитательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории регионов, где такие прокуратуры созданы.

Надзор за соблюдением  законов в местах содержания задержанных  и заключенных под стражу при  исполнении наказания в виде исправительных работ, а также в специальных комендатурах обеспечивают территориальные прокуроры. 
   Следователи прокуратур ИУ производят предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов прокуратуры, совершенных осужденными в местах лишения свободы, а также сотрудниками этих учреждений, за исключением военнослужащих конвойных и внутренних войск, предварительное следствие в отношении которых осуществляют органы военной прокуратуры. 
   Прокурор возбуждает уголовное дело, санкционирует задержание и арест подозреваемых и обвиняемых, утверждает обвинительное заключение и направляет уголовные дела в суд для рассмотрения по существу. Работники прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов в исправительных учреждениях, предъявляют к виновным иски о возмещении причиненного материального ущерба. На эти прокуратуры возложен также надзор за законностью актов судов по уголовным и гражданским делам. Они поддерживают обвинение в судах по уголовным делам, дают заключения по гражданским делам. В случае постановления судом незаконного или необоснованного приговора прокурор приносит кассационный протест для его отмены или изменения.  

 Это право принадлежит  прокурору специализированной прокуратуры  только в тех случаях, когда  он принимал участие в судебном рассмотрении уголовного дела. В остальных случаях кассационные протесты приносят территориальные прокуроры. При необходимости принести по делу протест в порядке надзора на вступивший в законную силу приговор прокурор специализированной прокуратуры входит с представлением к прокурору республики, края или области, полномочных в силу закона принести такой протест.11 В аналогичном порядке решаются и вопросы, связанные с принесением кассационных и надзорных протестов по гражданским делам. 
   Прокуроры дают заключения в судах по делам об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и замене наказания более мягким, а также о досрочном освобождении осужденных по болезни. 
   Прокуроры прокуратур по надзору за исполнением законов в ИУ в координации с территориальными прокурорами осуществляют надзор за соблюдением законов о трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и учреждении административного надзора за лицами, представляющими повышенную опасность. Руководство и контроль за деятельностью прокуратур в ИУ возложены на соответствующие прокуратуры субъектов РФ.  

2.5 Природоохранные прокуратуры.

В связи с ухудшением в стране экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского  надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды в системе органов прокуратуры учреждены природоохранные прокуратуры. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с соответствующей штатной численностью: прокурор, его заместитель, помощники прокурора, следователи. Контроль и руководство деятельностью этих прокуратур осуществляют прокуроры республик, краев и областей по месту их нахождения. Прокуратура наделена всеми присущими этому органу полномочиями. Пределы надзора ограничены надзором за соблюдением законов об охране природы и окружающей среды. 
   Перед природоохранными прокуратурами стоят ответственные в современной обстановке задачи: добиваться ликвидации источников загрязнения, квалифицированно расследовать уголовные дела этой категории; осуществлять надзор за законностью рассмотрения этих дел в судах; решительно реагировать на факты бесхозяйственного отношения к природным богатствам, загрязнения атмосферы, воздуха, земель и водных источников. Свою деятельность по охране природы прокуроры должны осуществлять во взаимодействии с органами Госкомитета РФ по охране окружающей среды и другими заинтересованными организациями.   

 В предмет надзора,  осуществляемого природоохранными  прокуратурами, включено исполнение  законов, направленных на защиту  окружающей среды, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, перечень которых определяется прокурором республики, края, области, автономного округа. Над природоохранными органами, расположенными в акватории Волги, надзор осуществляет Волжский природоохранный прокурор, возглавляющий Волжскую природоохранную прокуратуру на правах прокуратуры субъекта РФ, по согласованию с прокурорами республик и областей.  

 Природоохранные прокуратуры  осуществляют расследование экологических преступлений. Прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей при рассмотрении судами уголовных дел, надзор за расследованием которых они осуществляли, в остальных случаях государственное обвинение поддерживают территориальные прокуроры. 
   В гражданском судопроизводстве эти прокуроры участвуют лишь в случаях рассмотрения заявленных этими прокурорами гражданских исков. Принести кассационный протест на незаконный приговор или решение эти прокуроры могут лишь по делам, в рассмотрении которых они принимали участие. Право принесения протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу приговоры или решения судов предоставлено соответствующему территориальному прокурору как субъекту надзорного опротестования.12

Информация о работе Организация органов прокуратуры