Основные направления развития прокуратуры на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением главенства права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, во-вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры, в-третьих, дебаты о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку современный период отмечен серьезными недостатками в сфере применения и исполнения законов. Развитие российской правовой системы, постоянный процесс обновления законодательства, имеющего отношение к осуществлению правоохранительной функции государства.

Содержание работы

Введение 4 1.Основные принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 5
1.1Структура прокуратуры на современном этапе 5
1.2Полномочия прокурора 14
1.3Статус прокурора 17
2. Основные направления развития прокуратуры на современном этапе 20
2.1 Нормативно-правовые тенденции развития полномочий прокуратуры 20
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

исправленная курсовая (5).doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                              4                                                                                             1.Основные принципы организации и деятельности прокуратуры Российской         Федерации                                                                                                                          5                                                                                        

1.1Структура прокуратуры на современном этапе                                                         5

1.2Полномочия прокурора                                                                                               14

1.3Статус прокурора                                                                                                        17

2. Основные направления  развития прокуратуры на современном  этапе                 20

 2.1 Нормативно-правовые тенденции развития полномочий прокуратуры             20

  Заключение                                                                                                                    28               

  Список литературы                                                                                                        29               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением главенства права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, во-вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры, в-третьих, дебаты о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку современный период отмечен серьезными недостатками в сфере применения и исполнения законов. Развитие российской правовой системы, постоянный процесс обновления законодательства, имеющего отношение к осуществлению правоохранительной функции государства. Организация и функционирование правоохранительных органов, уже сейчас регламентируемые более чем пятьюдесятью правовыми актами различного уровня, начиная с общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ и заканчивая подзаконными актами (приказами, положениями, инструкциями) соответствующих министерств и ведомств, очевидно, далеки от завершения. Слишком часто требования закона игнорируются сегодня как гражданами, так и чиновниками. Неэффективность работы прокуратуры существенно снижает ее авторитет в обществе, порождает мнение об ее политической ангажированности и некомпетентности. Вышесказанное актуализирует тему данной курсовой работы.

 Целью работы является  исследование развития прокуратуры  в Российской Федерации. Следует изучить статус и основные принципы организации и деятельности российской прокуратуры, ее систему и структуру, место в системе государственных органов и основные концепции развития.

 

 

 

 

1. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1.1. Структура  прокуратуры на современном этапе

 

При выполнении каких-либо легальных задач во всем мире исполнители руководствуются определенными началами. По общему правилу такие основополагающие начала принято называть принципами.

Принципы организации  и деятельности прокуратуры - это  наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней. Под этим понимаются обязательные для любого прокурора и прокурорского работника такие принципы, которые реализуются в процессе организации и осуществления главной функции прокуратуры - прокурорского надзора. К ним относятся закрепленные в ст. 129 Конституции РФ и ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» следующие принципы:

Принцип законности, является важнейшим общеправовым началом не только всех юридических дисциплин, но и деятельности всех субъектов правоприменения. Его соблюдение служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Для органов прокуратуры этот принцип выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку она направлена на достижение главной цели прокуратуры - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. К тому же для прокуратуры принцип законности означает обеспечение его требований в деятельности самих органов прокуратуры. Решению этой задачи способствует совокупность норм, составляющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров, касающиеся их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, ряда возрастных цензов для лиц, замещающих должности прокуроров разных уровней, а также порядок назначения на должности, аттестации прокурорских работников.

Принцип единства прокурорского  надзора. Согласно ст. 129 Конституции  РФ прокуратура - единая федеральная  система территориальных, специализированных (военные, транспортные, природоохранные и др.) прокуратур, которые подчиняются единому центру - Генеральной прокуратуре РФ. Принцип единства прокурорского надзора выражается в следующем:

-в единстве целей и общих задач осуществления прокурорского надзора в стране; 

-  в единстве полномочий прокуроров всех уровней по выявлению правонарушений и реагирования на них;

- в единообразии форм организации и деятельности всех прокурорских

органов;

- в едином для всех звеньев прокуратур законодательстве для осуществления прокурорского надзора;

-в едином внутреннем содержании прокурорского надзора - проверке исполнения требований законов и устранения правонарушений;

-в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором;

-в единоначалии прокуроров, которое предполагает жесткую вертикаль власти (Ген. прокуратур - районный прокурор);

-централизация системы; в единой системе прокуратуры (не допускается создание и деятельность на территории страны прокуратур, которые не входят в единую систему) 1.

Принцип независимости. Согласно ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов  государственной власти субъектов  РФ, местного самоуправления, иных органов  и общественных организаций и объединений - это положение закона имеет принципиальное значение. Названным законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность каких бы то ни было федеральных или местных органов. Сущность этого принципа заключается в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Следовательно, по замыслу законодателя прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуратуры реализуют свои полномочия независимо от местных и других органов государственного управления ст.5 ФЗ «О прокуратуре РФ», не исключая, однако, при этом взаимодействие с ними. Особо следует подчеркнуть политическую независимость прокурора - запрет на членство прокуроров в общественных организациях и политических партиях, а также создание их в органах прокуратуры. 2

Принцип гласности. Согласно ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры действуют согласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Нормативное ограничение принципа гласности определяется нормами Конституции РФ, а также нормами федерального законодательства (ч. 1 ст.23 Конституции РФ - личная тайна; Закон РФ «О государственной тайне - ст.5; ГК РФ - ст.857 - банковская; ст.946 -страхование; п.2 ст.4 ФЗ «О прокуратуре РФ» специально охраняемые законами тайны - следственная, врачебная, совещательной комнаты в суде, нотариальная и т. д.). Разглашение этих сведений, составляющих охраняемую законом тайну, влечет установленную законом материальную (в судебном порядке), дисциплинарную или уголовную ответственность (ст. 183 УК - коммерческая или банковская тайна; ст.283 УК - государственная тайна; ст.310 УК - предварительное следствие).

Принцип гласности состоит  в обязанности Генерального прокурора  ежегодно представлять в Федеральное собрание доклад о состоянии законности и правопорядка и собственный отчет о проделанной работе по их укреплению. Реализуется этот принцип созданием самостоятельных структурных подразделений по информации населения. Для Генеральной прокуратуры - это Центр информации и общественных связей. Все это способствует информированности органов государственной власти и местного самоуправления, общества о состоянии законности и правопорядка в стране и на местах, повышению уровня правосознания

населения и, в конечном счете, укреплению законности и недопущению  нарушений законности в работе самой  прокуратуры.

Существование и несомненно успешная деятельность прокуратуры  РФ как специфического самостоятельного государственного органа возможны, если в свою очередь ее органы составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а также Генеральному прокурору. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законов, независимо от каких бы то ни было других государственных органов и должностных лиц. Система органов прокуратуры и учреждений, ее организационная структура строятся и развиваются с учетом интересов оптимального осуществления ее функций. Особенность российской прокуратуры как единой федеральной централизованной системы проявляется в требовании закона о том, что образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О прокуратуре РФ" в систему прокуратуры РФ входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

К числу иных специализированных прокуратур в настоящее время относятся транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). В целях создания необходимых условий для подготовки и повышения квалификации прокурорских и научных кадров, обеспечения ими органов и учреждений прокуратуры приказом3 Генеральной прокуратуры РФ было создано Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации", основными задачами которого являются подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, научных и научно-педагогических работников; повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка прокурорских работников, государственных гражданских служащих на базе среднего и высшего профессионального образования; организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по основным направлениям деятельности органов и учреждений прокуратуры; участие в выработке научных рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности органов и учреждений прокуратуры, проектов законодательных и иных нормативных актов, приказов Генерального прокурора РФ; оказание консультативной помощи органам и учреждениям прокуратуры, а также подготовка заключений, отзывов на законопроекты и иные документы по запросам, поступающим из иных органов государственной власти; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры  РФ, не допускаются.

Система территориальных  органов прокуратуры состоит из трех звеньев. Высшим звеном системы выступает Генеральная прокуратура РФ, которая является своего рода координационным центром, осуществляющим прокурорский надзор за исполнением законов, руководство деятельностью органов прокуратуры, контроль над их работой. Генеральным прокурором РФ издаются обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры организационно-распорядительные документы, определяются должностные обязанности прокурорских работников, устанавливается компетенция структурных подразделений, научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ, утверждаются официальные символы Генеральной прокуратуры РФ и их описание.

Структуру Генеральной  прокуратуры РФ составляют главные  управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). В структуру Генеральной прокуратуры РФ на правах одного из подразделений входит Главная военная прокуратура, которую возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор. Самостоятельными структурными подразделениями являются управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, которые дислоцируются непосредственно в центрах соответствующих федеральных округов. Управления, не подменяя другие подразделения Генеральной прокуратуры РФ, и прокуратуры субъектов РФ, обеспечивают организацию деятельности прокуратур субъектов РФ в округе и контроль в рамках предоставленной им компетенции и предметов ведения.

Второе звено прокуратура  в системе государственных органов - прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры. Организация территориальных прокуратур соответствует федеративному устройству России. В каждой республике, крае, области, городах федерального значения, автономной области, автономных округах РФ имеются соответствующие прокуратуры. На правах прокуратур субъектов РФ действуют военные прокуратуры: прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения,

Третье звено системы  прокуратуры, являющееся основным рабочим  звеном, представляют прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры: природоохранные прокуратуры, прокуратуры, осуществляющие прокурорский надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах, прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры. Все эти прокуратуры непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, военным прокурорам округов, флотов и родов войск.

Информация о работе Основные направления развития прокуратуры на современном этапе