Основные направления развития прокуратуры на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением главенства права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, во-вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры, в-третьих, дебаты о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку современный период отмечен серьезными недостатками в сфере применения и исполнения законов. Развитие российской правовой системы, постоянный процесс обновления законодательства, имеющего отношение к осуществлению правоохранительной функции государства.

Содержание работы

Введение 4 1.Основные принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 5
1.1Структура прокуратуры на современном этапе 5
1.2Полномочия прокурора 14
1.3Статус прокурора 17
2. Основные направления развития прокуратуры на современном этапе 20
2.1 Нормативно-правовые тенденции развития полномочий прокуратуры 20
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

исправленная курсовая (5).doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Прокурорский работник имеет право на:

     а) ознакомление  с документами, определяющими его права, обязанности и функции по занимаемой должности;

     б) рабочее  место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, получение полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

     в) своевременную  в полном объеме выплату денежного  содержания;

     г) ознакомление  с материалами, находящимися в  его личном деле, приобще¬ние  к нему своих объяснений в  письменной форме; 

     д) обеспечение  защиты своих персональных данных, хранящихся у Представителя работодателя;

     е) защиту  своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

     Прокурорский  работник пользуется иными правами,  мерами правовой защиты и социальной поддержки, установленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

     Прокурорский  работник обязан:

     а) добросовестно  исполнять свои служебные обязанности;

     б) соблюдать  Конституцию Российской Федерации,  федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О прокуратуре  Российской Федерации», другие федеральные  законы и иные нормативные  правовые акты;

     в) выполнять приказы, указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

     г) соблюдать  Присягу прокурора, не совершать  проступков, порочащих честь прокурорского  работника; 

     д) соблюдать ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы;

     е) соблюдать  требования Кодекса этики прокурорского  работника Российской Федерации; 

     ж) представлять  в установленном порядке сведения  о своих доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении членов семьи – супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

     з) соблюдать  Правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, установленный режим рабочего времени, порядок работы со служебной информацией и сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну;

     и) проходить  аттестацию на соответствие занимаемой  должности; 

     к) соблюдать  требования по охране труда  и обеспечению безопасности труда;

     л) бережно  относиться к имуществу органа прокуратуры, экономно расходовать материальные ресурсы, соблюдать установленный порядок хранения документов и материальных ценностей.

     Прокурорский  работник исполняет иные обязанности,  установленные Законом о прокуратуре,  Трудовым кодексом РФ, законодательством  о прохождении государственной  службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные направления развития прокуратуры РФ

2.1 Нормативно-правовые тенденции развития полномочий прокуратуры

 

Как и другие государственно-правовые структуры, прокуратура подвержена изменениям, которые должны соответствовать  направлениям развития общества и государства  на переходном этапе.

По какому пути пойдет в будущем развитие Российской прокуратуры зависит от многих факторов и в первую очередь от таких:

• какая модель развития капитализма будет взята за основу в России, т.е. будет ли преобладать  модель частного капитализма или  будет избрана модель так называемого народного капитализма с ориентацией на усиление социальной защиты основной массы россиян;

• будет ли в России проводиться политика, отвечающая национальным интересам, преобладать национальная идея, направленная на всяческое усиление государства, его целостности, экономической, интеллектуальной и военной мощи и в конечном итоге на спасение россиян. С учетом сложившихся неблагополучных реалий именно спасение россиян становится основной, преобладающей национальной идеей;

• как в будущем  пойдет процесс становления новой российской государственности, развития федеративных отношений и, в частности, какой объем прав получат субъекты Федерации и какие полномочия останутся за центром, и как это скажется на структуре законодательства;

• по каким направлениям будет идти судебная реформа и к каким позитивным результатам она может привести в плане защиты прав и свобод граждан, как будут перераспределятся правозащитные полномочия между судами, прокуратурой и другими правоохранительными и иными органами;

• будет ли учитываться позитивный опыт организации и деятельности Российской прокуратуры, накопленный ею за многие десятилетия своего существования.

Национальным интересам  России, интересам законопослушной  части граждан соответствует, чтобы  прокуратура РФ оставалась федеральным, централизованным надзорным органом и органом уголовного преследования с оставлением за нею всех функций, определенных Конституцией и Законом о прокуратуре, и чтобы она в дальнейшем развивалась в первую очередь как орган надзорного типа. Следует заметить, что функция надзора за исполнением законов присуща всем государствам, и она вызвана объективными потребностями добиться надлежащего исполнения законов, без чего невозможно нормальное функционирование государств. Но в разных странах функция надзора за исполнением законов возложена на различные по своей структуре и назначению органы. Исторически так сложилось, что в России функция надзора за исполнением законов возлагалась на органы прокуратуры. Такая практика себя вполне оправдала, и никакой необходимости освобождать прокуратуру от надзорной функции не имеется, так как это неизбежно привело бы к негативным последствиям, что не отвечает национальным интересам России. Поэтому в будущем прокуратура может в основном развиваться как надзорный правозащитный орган.

Известно, что реформы  в России проводятся под патронажем западных экспертов. При этом утвердилась некая презумпция неполноценности отечественной правовой культуры и ее носителей. Получается, что западные интеллектуалы лучше россиян знают, что нужно России3. Разумеется, такой подход ничего, кроме вреда, принести не может. Любая прокурорская система, чтобы быть эффективной, должна быть совместима с культурой и историей страны, должна восприниматься обществом.8

В связи с этим уместно  привести слова А.И, Солженицына по поводу поспешного перенимания западных форм жизни в современной России: «...Уклад чужой жизни невозможно скопировать, не перерождаясь болезненно: он должен органически вытекать из традиций страны».9

Тем не менее использование положительного опыта правоохранительной деятельности отдельных зарубежных государств могло бы быть полезным, в частности, опыта по разработке национальных и региональных программ борьбы с преступностью, координации правоохранительной деятельности, сотрудничества с общественными организациями, проведения правовой экспертизы нормативных актов и прочее.

Все более приоритетное значение приобретает международное сотрудничество прокуратуры РФ с органами прокуратуры, иными правоохранительными органами зарубежных стран, международными организациями.

Можно полагать, что в  будущем более полно будет  востребован правозащитный потенциал  российской прокуратуры, задействованы  имеющиеся здесь резервы. Повышению  роли прокуратуры как надзорного правозащитного органа, а, следовательно, повышению эффективности ее многогранной деятельности в наибольшей мере могли бы способствовать повышение правового статуса как самой прокуратуры, так и ее работников, полное проведение в жизнь принципа независимости прокурорского надзора, наделение прокуроров дополнительными полномочиями, т.е. дальнейшее развитие законодательства, регулирующего прокурорский надзор.

В этой связи представляется крайне необходимым в Конституцию  РФ вместо ст. 129, посвященной прокуратуре  и входящей в гл. 7 «Судебная власть», включить самостоятельную главу «Прокуратура Российской Федерации», в которой изложить задачи, структуру, основные направления деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности прокуроров и освобождения  от должностей, отказавшись от института согласования назначения прокуроров субъектов РФ с ее субъектами, наделить Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации правом законодательной инициативы, а также правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, закрепить, что организация и деятельность прокуратуры РФ определяются федеральным конституционным законом.

Этот закон мог бы воспроизвести основные положение  ныне действующего Закона о прокуратуре. В нем следовало бы более обстоятельно изложить структуры прокуратур, полномочия прокуроров всех звеньев, посвятив этому такие самостоятельные главы, как; «Генеральная прокуратура Российской Федерации», «Прокуратуры субъектов Российской Федерации», «Районные прокуратуры» и другие главы, хотя бы в кратком виде закрепить процедурные вопросы деятельности прокуроров по отраслям надзора, их правовое положение при участии в судах, более подробно регламентировать в специальной главе вопросы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Следовало бы восстановить ряд полномочий, которыми ранее были наделены прокуроры. Речь идет о наделении  прокуроров правом выносить постановления  о возбуждении дисциплинарного  производства. В интересах дела следовало  бы также закрепить в Законе, что принесение прокурором протеста на противоречащий закону акт или обращение прокурора с заявлением в суд о признании такого акта недействительным приостанавливает действие этого акта до рассмотрения протеста или заявления. Районным, городским и им равным прокурорам имело бы смысл предоставить право обращения с исковыми заявлениями в арбитражные суды и участия в этих судах.

Реализация этих и  иных законодательных мер несомненно положительно сказалась бы на состоянии  работы органов прокуратуры, что  в свою очередь способствовало бы укреплению законности и правопорядка в стране.

Актуальнейшая проблема единства федерального государства  находится в тесной связи с  борьбой против местничества и сепаратизма (обеспечение вертикали власти). Позитивное ее решение возможно только при условии реального обеспечения единства законности на всей территории страны. В качестве важнейшего института, цементирующего Российское государство, способна выступить прокуратура как своеобразный гарант обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Однако обеспечить реальную независимость прокуроров всех уровней (кроме Генерального прокурора) не так  просто. Принципу централизации в  организации и деятельности органов  прокуратуры препятствует ст. 13 ФЗ «О прокуратуре РФ», где прописана необходимость согласования назначения прокурора субъекта РФ по согласованию с органами государственной власти этих субъектов. На взгляд видных специалистов укреплению независимости прокуроров может послужить законодательное закрепление принципа несменяемости прокуроров (ст. 1 21 Конституции РФ обеспечивает в отношении судей реализацию этого принципа).

Генеральный  прокурор Ю.Чайкин высказал в начале этого  года ряд предложений, касающихся деятельности прокуратуры. Он выступает за возвращение прокурорам права возбуждать уголовные дела, а также за обязательное получение согласия прокурора для избрания такой меры пресечения, как арест. Сейчас суды практически всегда поддерживают следствие при избрании меры пресечения. Мнение прокуроров зачастую остается не услышанным, хотя требуют от них аргументировано и наступательно отстаивать свою позицию в случае несогласия с избранием такой исключительной меры пресечения, как заключение под стражу. В июне 2011года был подписал приказ, обязывающий прокуроров обращать особое внимание на состояние здоровья человека, в отношении которого избирается мера пресечения, его семейное положение, род занятий и так далее.10

Экономическая стабильность государства и рост благосостояния граждан в немалой степени определяются уровнем развития предпринимательства, не имеющего перспектив без гарантий защиты его прав и законных интересов. С учетом реформирования законодательства в Генеральной прокуратуре создана новая система надзора, адаптированная в том числе под выполнение задач превентивного пресечения возможных нарушений прав предпринимателей.

"Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес", - эти слова Президента Российской Федерации11, стали не только ярким афоризмом, но и жестким руководством к действию.

С 1 июля 2009 года в полном объёме вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно данному закону плановая проверка органом государственного контроля (надзора)  или муниципального контроля не может быть проведена чаще чем один раз в три года, а внеплановая проверка только в случаях прямо указанных в законе.

При этом плановая проверка осуществляется на основании ежегодного плана проверок. Ежегодные планы проверок обобщаются Генеральной прокуратурой, формируются в ежегодный сводный план проведения плановых проверок и в срок до 31 декабря года, предшествующего году, на который составляется план проверок, публикуется в сети Интернет.

Генеральный прокурор РФ Ю. Чайкин в своем интервью так же огласил и другие направления в деятельности прокуратуры: В центре внимания находятся вопросы по защите трудовых и социальных прав россиян, охране и поддержке прав детей, сохранности государственных финансовых и материальных ресурсов.

Важным для органов  прокуратуры является обеспечение  законности в жилищно-коммунальной сфере, в том числе при обеспечении  жильем социально незащищенных граждан – сирот, инвалидов и ветеранов. Повышенное внимание прокуроры уделяют вопросам соблюдения законодательства об оказании бесплатной медицинской помощи, обеспечении нуждающихся льготными лекарствами.

Информация о работе Основные направления развития прокуратуры на современном этапе