Основные направления развития прокуратуры на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением главенства права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, во-вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры, в-третьих, дебаты о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку современный период отмечен серьезными недостатками в сфере применения и исполнения законов. Развитие российской правовой системы, постоянный процесс обновления законодательства, имеющего отношение к осуществлению правоохранительной функции государства.

Содержание работы

Введение 4 1.Основные принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 5
1.1Структура прокуратуры на современном этапе 5
1.2Полномочия прокурора 14
1.3Статус прокурора 17
2. Основные направления развития прокуратуры на современном этапе 20
2.1 Нормативно-правовые тенденции развития полномочий прокуратуры 20
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

исправленная курсовая (5).doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

В структуре органов  прокуратуры подразделения и  лиц, занимающих должности и осуществляющих функцию надзора, принято объединять в систему органов прокурорского  надзора. Соответственно, система этих органов является неотъемлемой частью системы органов прокуратуры.

Место прокуратуры в  системе государственно-правовых инсти­тутов  имеет ключевое значение для определения  сущности проку­рорской системы, функций  прокуратуры, ее правового статуса, ор­ганизационного построения, форм и методов деятельности.

В российских условиях - прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов» в механизме разделения власти. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

Одновременно всей своей  деятельностью прокуратура способствует взаимодействию ветвей власти, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

Подчинение прокуратуры  исполнительной либо судебной власти может разрушить сложившуюся в государстве систему (сдержек и противовесов), усилить опасность нарушения законов. И исполнительные органы, и судебная власть так или иначе применяют законы. Нарушения Конституции, федеральных законов судами, органами исполнительной власти чреваты тяжкими последствиями. Если не иметь независимого от судов прокурорского надзора, то практически не будет механизма реагирования на нарушения законов судами, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, получится, что последняя осуществляет надзор за исполнением законов представительными органами и в определенной мере судебной властью.

В настоящее время  Президент РФ, будучи главой государства, принял на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.

В этих условиях усиливается роль прокуратуры как централизованной системы, имеющей своих, подчиненных Генеральному прокурору представителей во всех субъектах Федерации, а также в городах и районах.

Взаимоотношения прокуратуры  с законодательной властью весьма тесные. Они предопределены Конституцией Российской федерации, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ4. Это назначение производится Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет пала­там Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению (ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации»).

Взаимодействие между  прокуратурой и законодательной  властью осуществляется постоянно. Чем совершеннее будет российское законодательство и качество отдельных законов, тем, естественно, прокуратура лучше будет выполнять свое государственно-правовое предназначение -надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов. Укрепляя свои связи с законодательной властью, прокуратура способствует устранению многих возникающих в переходный период проблем, связанных с правотворчеством.

К сожалению, на эффективности этой деятельности отрицательно сказывается отсутствие у Генерального прокурора конституционного права законодательной инициативы. В то же время в конституциях (уставах) ряда субъектов федерации право законодательной инициативы прокуроров предусмотрено. Нелогичность данной ситуации очевидна и требует позитивного законодательного разрешения.

Тем не менее в сложившихся условиях законопроектная деятельность прокуратуры осуществляется достаточно интенсивно. Генеральная прокуратура РФ регулярно направляет в Государственную Думу информацию о недостатках законодательного регулирования отдельных областей общественной жизни. В прокуратуре постоянно ведется серьезная законопроектная работа, проекты отдельных законов направляются субъектам законодательной инициативы (Президенту РФ и Правительству РФ) для последующего их внесения в Государственную Думу. Более перспективным, разумеется, было бы наделение прокуратуры правом законодательной инициативы. Существуют и другие широко используемые формы влияния прокуратуры на законотворческий процесс (экспертиза законопроектов, участие представителей прокуратуры в рабочих группах комитетов Государственной Думы по подготовке ими законопроектов, в парламентских слушаниях и т.д.).

Взаимоотношения прокуратуры и исполнительной власти строятся по двум направлениям: отношения надзора и отношения взаимодействия. В предмет прокурорского надзора входит исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контроля их должностными лицами, а также законность издаваемых ими правовых актов.

Взаимодействие прокуратуры  с органами исполнительной власти проводится в разных формах: участие в правительственных программах, например по борьбе с преступностью; инициирование разработки и издания постановлений Правительства, затрагивающих права граждан; экспертиза документов, подготовленных в аппарате Правительства РФ, и т.д.

Особое место в этом взаимодействии занимает, координация  деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Взаимодействие прокуратуры и суда - это проблема сотрудничества и взаимного профессионального контроля, имеющих целью повышение уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности. Суд осуществляет контроль за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения при предварительном расследовании преступлений. Прокуратура контролирует законность судебных решений путем их опротестования в вышестоящие суды.

Роль прокурора в  судебном разбирательстве уголовных  дел весьма значительна. Он обладает широкими процессуальными правами, поддерживает возложенную на него государством функцию государственного обвинения. Не менее значительны правовые возможности прокурора как участника гражданского судопроизводства, если этого требует защита интересов государства и граждан. Прокурор в данном случае не подменяет собой истца, он предъявляет иск в защиту заинтересованных лиц.

При вынесении судом  незаконных и необоснованных решений  органы прокуратуры могут сыграть  важную роль в восстановлении ущемленных прав граждан. Законодательство России наделяет прокуратуру широкими полномочиями в сфере судебного надзора.

Одной из существенных причин, порождающих возникновение острейших социальных ситуаций в стране, является недостаточно эффективный контроль за исполнительской дисциплиной, соблюдением законов, других нормативных актов, а также судебных решений. Установле­ние оптимальных соотношений прокурорского надзора и функций органов, осуществляющих контрольные полномочия, — важное средство решения данной проблемы. При этом прокурорский надзор — основная форма государственного надзора за исполнением всех действующих законов на территории России.

Прокуратура — универсальный орган правозащиты, охранитель законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства. На прокуратуру возложен также надзор за исполнением законов всеми другими правоохранительными и контролирующими органами. Последние же осуществляют не надзор, а функцию контроля за соблюдением и исполнением законов в соответствующих сферах правовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Полномочия  прокурора

 

Надзор за исполнением законов (общий надзор) составляет ведущую отрасль прокурорского надзора. С его помощью реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства Конституции РФ и действующих на ее территории законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.

В Российской Федерации полномочия прокурора определены Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации» и статьёй 129 Конституции  Российской Федерации, а также статьями 37 Уголовного процессуального кодекса РФ, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Перечень полномочий прокурора, его  заместителя, а также других лиц  органов прокуратуры при осуществлении  возложенных на них прав и обязанностей по надзору за исполнением законов содержится в ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Традиционно их принято делить на три группы:

- полномочия по выявлению нарушений  закона, их причин и способствующих  им условий;

- полномочия по устранению нарушений  закона;

- полномочия по предупреждению  нарушений закона.5

Полномочия по выявлению нарушений  закона, их причин и способствующих им условий обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, лицах, ответственных за его совершение, причиненном ими вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения. В зависимости от источника информации, с помощью которой производится выявление правонарушений, различаются полномочия, ориентированные на получение требуемых сведений: путем непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий (бездействия), путем истребования и изучения необходимых документов, путем получения информации от физических лиц, а также путем использования помощи специалистов.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой  систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий.

Одним из основных, наиболее последовательно  отражающих специфику прокурорского  надзора полномочий по устранению нарушений  закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. По своему правовому содержанию протест прокурора означает требование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противоречащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законодательством, либо его отмене.

Эффективными средствами устранения нарушений закона является возбуждение уголовного дела и производства об административном правонарушении.

Полномочием прокурора, обеспечивающим решение как задач  устранения нарушений закона, так  и задач предупреждения правонарушений, служит право внесения представления6 об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

Для успешного осуществления  прокурорского надзора за исполнением  законов прокуроры наделены определенными  полномочиями. Таким образом, прокурор вправе и обязан:

- по предъявлению служебного  удостоверения беспрепятственно  входить на территории и в помещения органов;

- иметь доступ к  документам и материалам, проверять  исполнение законов в связи  с поступившей в органы прокуратуры  информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей  и других должностных лиц указанных  органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

- выделять специалистов  для выяснения возникших вопросов;

- проводить проверки  по поступившим в органы прокуратуры  материалам и обращениям, ревизии  деятельности подконтрольных или  подведомственных организаций;

- вызывать должностных  лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона;

- возбуждать уголовное  дело или производство об административном  правонарушении;

- вносить представление  об устранении нарушений закона;

-приносить протест на противоречащий закону правовой акт;

- освобождать своим  постановлением лиц, незаконно  подвергнутых административному  задержанию на основании решений  несудебных органов;

-предостерегать о  недопустимости нарушения закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Статус прокурора.

 

В соответствии с Федеральными законами7  служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы

     Правовой  статус прокуроров представляет  собой совокупность прав, обязанностей, ограничений и запретов, установленных законодательством и гарантированных государством. Согласно ст. 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» понятие «прокурор» распространяется на Генерального прокурора Российской Федерации, его советника, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.

Информация о работе Основные направления развития прокуратуры на современном этапе