Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Взяточничество относится к числу опаснейших коррупционных преступлений. Государственная коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ.
Взяточничество являет собой самую опасную форму коррупции, т.к. характеризуется особой дерзостью и цинизмом взяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие взяточничества и коммерческого подкупа………………….….5
1.1. Объект и объективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа…………………………………………………………………………….5
1.2. Субъективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа…….…6
2. Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа…………………………………………………………………………...11
2.1. Отграничение взяточничества и коммерческого подкупа………………..11
2.2. Проблемы квалификации взяточничества и коммерческого подкупа…..12
2.3 Анализ судебной практики по делам взяточничества и коммерческого подкупа. ……………………………………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………….……32
Список использованной литературы…………………………………….……..33

Файлы: 1 файл

курсовая уг пр.docx

— 68.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие взяточничества и коммерческого подкупа………………….….5

1.1. Объект и объективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа…………………………………………………………………………….5

1.2. Субъективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа…….…6

2. Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа…………………………………………………………………………...11

  1. Отграничение взяточничества и коммерческого подкупа………………..11
  2. Проблемы квалификации взяточничества и коммерческого подкупа…..12

2.3 Анализ судебной практики по делам взяточничества и коммерческого подкупа. ……………………………………………………………………….…25

Заключение………………………………………………………………….……32

Список использованной литературы…………………………………….……..33

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Взяточничество относится к числу опаснейших коррупционных преступлений. Государственная коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ.

Взяточничество являет собой самую опасную форму коррупции, т.к. характеризуется особой дерзостью и цинизмом взяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли. Используя властные полномочия вопреки интересам общества и государства, полномочия эти предоставивших, он, кроме того, и «продает» их посторонним лицам. Взяточничеству как проявлению коррупции свойственны все ее основные черты: извлечение выгод из должностного положения, изменнический характер, поражение аппарата публичной власти.

Непосредственным объектом взяточничества выступает правильное, в интересах общества и государства (а посредством общественного служения – и в интересах отдельных членов общества), функционирование государственного аппарата. Указанный объект характерен для всех правонарушений, составляющих коррупцию. При этом, специфика взяточничества как одного из проявлений коррупции, заключается не в специальном непосредственном объекте его, а в особой опасности, связанной с дерзостью и цинизмом, характерными для такого посягательства.

Цель данной работы заключается в комплексном исследовании нормативно – правовых вопросов, относящихся к взяточничеству, квалификация преступлений в форме получения и дачи взятки, а также отграничение взятки от коммерческого подкупа по действующему УК РФ.

Задачи исследования:

- определение понятия  взяточничества и коммерческого  подкупа;

- исследование объекта  и объективной стороны взяточничества  и коммерческого подкупа;

- раскрытие субъективной стороныа взяточничества и коммерческого подкупа;

- анализ особенностей  квалификации взяточничества и  коммерческого подкупа.

- отграничение взяточничества  и коммерческого подкупа;

- раскрытие проблем квалификации  взяточничества и коммерческого  подкупа;

- анализ судебной практики  по делам взяточничества и  коммерческого подкупа.

Объект исследования: нормы права, регулирующие отношения по поводу квалификации преступлений в форме получения и дачи взятки, назначения наказаний за их совершение.

Предмет исследования: общественные отношения, возникающие в процессе посягательства на право государственной власти, интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Методологическую основу данного исследования составили такие общенаучные методы, как объективизм, анализ, синтез, индукция, дедукция. Применялись также структурно-функциональный, сравнительно-правовой, исторический, формально-логический, диалектический, метод системного подхода, формально-юридический  и другие методы.

Общую теоретическую основу исследования составили труды советских и современных представителей отечественной юридической науки: В.Н. Борков, А.В. Бриллиантов, О.М. Грудзур, Б.Д. Завидов, Б.В. Здравомыслов, В.М. Лебедев, Э.В. Талапина, М.А. Трухин и других авторов.

Нормативной базой исследования являются положения Уголовного кодекса РФ, действующие федеральные законы и иные нормативные акты РФ, а также материалы судебной практики. 
1. Понятие взяточничества и коммерческого подкупа

1.1. Объект и объективная  сторона взяточничества и коммерческого подкупа

 

Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный порядок организации и проведения профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов. Предмет подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество и услуги имущественного характера и в целом совпадает с понятием взятки в ст. 290 УК.

С точки зрения объективной стороны ст. 184 УК предусматривает два состава преступления.

Первый из них (ч. 1) характеризуется действием в виде подкупа, т.е. незаконного предоставления спортсменам, спортивным судьям, тренерам, руководителям команд и другим участникам или организаторам профессиональных спортивных соревнований, организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов предмета подкупа. Момент передачи предмета подкупа (до или после соревнования (конкурса)) не имеет значения, однако при последующей передаче предмета подкупа требуется доказать предварительно состоявшуюся договоренность о подкупе.

Адресатами подкупа могут являться лишь лица, вовлеченные в сферу профессионального спорта либо зрелищных коммерческих конкурсов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей; к спортсменам-профессионалам относятся лица, для которых занятия спортом являются основным видом деятельности и которые получают в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. К зрелищным коммерческим конкурсам следует относить проводимые в рамках предпринимательской деятельности состязания, представляющие интерес для неограниченного числа зрителе[20, c. 75].

Квалифицированный состав (ч. 2) предполагает ответственность за совершение преступления организованной группой.

Второй состав преступления характеризуется действием в виде незаконного получения предмета подкупа спортсменами (ч. 3) либо спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов (ч. 4).

Состав преступления в обоих случаях признается оконченным с момента принятия адресатом хотя бы части передаваемых ценностей.

 

1.2. Субъективная сторона  взяточничества и коммерческого подкупа

 

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6)[26, c. 153].

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии к тому оснований, и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. В приговоре следует указывать, в чем конкретно выразились такие действия (бездействие).

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям[24, c. 173].

Ч. 2 ст. 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления - получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Ч. 3 ст. 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:

- пункт «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

- пункт «в»: с вымогательством взятки. Вымогательство взятки - это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы;

- пункт «г»: в крупном размере (согласно примечанию к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая сто пятьдесят тысяч рублей).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает должностному лицу взятку за совершение им определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого[24 c. 179].

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Ч. 2 ст. 291 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления - дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается, и ответственность наступает по ч. 1 ст. 291 УК РФ.

В примечании к ст. 291 УК РФ содержится условие об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в связи с ее вымогательством должностным лицом, а также добровольно сообщившего о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют.

Субъективная сторона незаконной передачи предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла: лицо осознает, что передает незаконное вознаграждение за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым управляющим служебным положением, и желает совершить передачу.

Субъект передачи подкупа общий - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Ч. 2 ст. 204 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК РФ, но совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Согласно примечанию к ст. 204 УК РФ лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Часть 3 ст. 204 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Информация о работе Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа