Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Взяточничество относится к числу опаснейших коррупционных преступлений. Государственная коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ.
Взяточничество являет собой самую опасную форму коррупции, т.к. характеризуется особой дерзостью и цинизмом взяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие взяточничества и коммерческого подкупа………………….….5
1.1. Объект и объективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа…………………………………………………………………………….5
1.2. Субъективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа…….…6
2. Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа…………………………………………………………………………...11
2.1. Отграничение взяточничества и коммерческого подкупа………………..11
2.2. Проблемы квалификации взяточничества и коммерческого подкупа…..12
2.3 Анализ судебной практики по делам взяточничества и коммерческого подкупа. ……………………………………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………….……32
Список использованной литературы…………………………………….……..33
Традиционно характеристика полномочий должностного лица рассматривается при анализе субъекта преступления, но в данном случае она важна и при установлении объективных признаков состава преступления.
Поведение, с которым
должностное лицо связывает
1) действия (бездействие) в
пользу взяткодателя или
2) общее покровительство
взятки и других объективных
обстоятельствах или
И дело здесь не только в трудной доказуемости деяния, но и в том, что предложение должностного лица потенциальному взяткодателю пере дать ценности по общим правилам квалификации преступлений следует рассматривать в качестве подстрекательства к даче взятки на стадии приготовления к преступлению (формально по ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 291 УК РФ), что в силу ч. 2 ст. 30 УК РФ как деяние малозначительное не влечет уголовной ответственности.
При этом не исключается
покушение на получение взятки
и при фактической ошибке
Законодатель определил, что получение ценностей обусловлено определенным по ведением должностного лица, которое:
1) совершается в интересах
взяткодателя или
2) вытекает из полномочий должностного лица и его служебного положения.
Именно эти обстоятельства
обуславливают механизм
Для должностного лица, например, это может быть принятие решения о наложении административного взыскания, издание приказа, отказ в оформлении административного, налогового право нарушения, совершение иных юридически значимых действий (бездействия).
При квалификации конкретных деяний содержание полномочий получателя ценностей является важной объективной характеристикой деяния, с учетом которой квалификация деяния может существенно отличаться[26, c. 95].
Наличие указанных полномочий и их взаимосвязь с по лучением ценностей обязательны для квалификации по лучения взятки либо коммерческого подкупа.
Суд второй инстанции признал необоснованными доводы кассационной жалобы о переквалификации действий осужденного с п. в, г ч. 4 ст. 290 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ, поскольку действия, за которые получена взятка, входили в полномочия должностного лица, осужденного по делу.
Если получение ценностей связано с полномочиями, которыми получатель ценностей не наделен, деяние квалифицируется иначе.
В п. 20 названного постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 № 6 указывается: Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), кото рое он не может осуществить из за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ.
Органами предварительного
следствия С. обвинялся в том,
что, являясь главным ревизором
по безопасности движения
По этой причине в п. 19 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 предлагается действия взяткополучателя, совершившего в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, квалифицировать по совокупности преступлений.
В силу этого правила при квалификации получения взятки за незаконные действия по ч. 2 ст. 290 УК РФ действия должностного лица при наличии соответствующих признаков могут быть дополнительно квалифицированы, например по ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий), ст. 292 УК РФ (Служебный подлог), ст. 292.1 УК РФ (Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлек шее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации), ст. 300 УК РФ (Незаконное освобождение от уголовной ответственности), ст. 303 УК РФ (Фальсификация доказательств) и др.
При этом остается вопрос о соответствии данного под хода принципу справедливости, согласно которому никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 6 УК РФ).
Таким образом, поведение должностного лица имеет значение лишь в той мере, в которой указывает на непосредственный характер общественных отношений: т. е. опасность представляют не любые подарки должностному лицу, даже если это очень дорогой подарок (безусловно, любое должностное лицо получает их достаточно от родных, друзей, коллег по работе, представителей иных организаций, с которыми связан по работе, в том числе: в день рождения, на новоселье, при повышении по службе и присвоении очередного звания, классного чина, при уходе на пенсию и в других случаях), а влияние посредством такого вознаграждения на служебные отношения, внесение изменения в их содержание.
По ст. 290 УК РФ ответственность наступает не за указанное поведение, обусловленное взяткой, а наоборот, за факт получения ценностей за определенное поведение.
Значение обусловленности
получения взятки поведением
должностного лица, а также обусловленности
коммерческого подкупа
Во-первых, получение ценностей либо согласие на их по лучение может выступать при чиной соответствующего по ведения должностного лица (по ст. 290 УК РФ) или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (по ч. 3 или 4 ст. 204 УК РФ). В этом случае не имеет существенного значения хронология событий: получение ценностей до или после соответствующего поведения должностного лица либо управленца. Главное, чтобы сговор о преступлении состоялся до совершения определенных действий действия).
Такое деяние вносит
существенные изменения в
Во вторых, в тех
случаях, когда получение ценностей
явилось следствием (благодарностью)
за уже состоявшееся поведение
должностного лица, также не исключается
уголовная ответственность за
получение взятки (но не за
коммерческий подкуп), однако возникает
вопрос о характере
В теории уголовного права обсуждается вопрос: возможна ли взятка благодарность, а не только взятка подкуп? Б. В. Здравомыслов писал: Необходимо лишь, чтобы между дачей взятки и использованием служебного положения была непосредственная связь, т. е. чтобы взятка была получена виновным в связи с действиями, совершенными с использованием служебного положения, и вне зависимости от того, имелась ли об этом предварительная договоренность и были ли действия взяткодателя заранее обусловлены взяткой.
Другого мнения придержи вались А. Я. Светлов, Ш. Г. Папиашвили, А. К. Квициния. Взятка вознаграждение, пишет А. К. Квициния, не обусловливает поведение взяткополучателя и не является побудительной причиной действовать, дается уже после выполнения лицом действий вне зависимости от предполагаемого ее получения, т. е. каких либо правомерных действий по службе, и поэтому не может рассматриваться как преступное посягательство на государственный аппарат.
С точки зрения М. И. Ковалева и Г. В. Шелковкина, опасность взятки в том и заключается, что должностное лицо выполняет свои обязанности за подкуп, за незаконное вознаграждение. В тех же случаях, когда эти лица не договариваются с заинтересованным лицом о воз награждении, они действуют не из корыстных побуждений, а руководствуются иными соображениями[26, c. 96].
Получение взятки без
договоренности об этом
При этом следует
помнить, что степени общественной
опасности взятки подкупа и
взятки благодарности
С учетом представленной выше характеристики объективных признаков преступления, а также при обращении к тексту закона, где (ч. 1 ст. 290 УК РФ) указывается на получение взятки за определенное поведение должностного лица, но не указывается, когда об этом состоялась договоренность между взяткодателем и взяткополучателем, необходимо отметить, что вполне оправ данным будет привлечение к ответственности за получение взятки независимо от момента договоренности об этом.
Правильное и полное
изложение в обвинении
Как показывает практика, при условии полного изложения фактических обстоятельств обвинения квалификация деяния по ст. 290 УК РФ с соблюдением положений ст. 252 УПК РФ, позволяющей в судебном разбирательстве изменение обвинения, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, может быть изменена на ст. 159, 204, 285, 292 УК РФ.
Органами предварительного
следствия В. обвинялся в том,
что он, работая в должности
участкового опер
Действия В. были квалифицированы сначала по п. в ч. 4 ст. 290 УК РФ (Получение взятки путем вымогательства), за тем по ч. 3 ст. 159 УК РФ (Мошенничество с использованием своего служебного положения) и по ч. 1 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями). В судебном заседании в ходе предварительного слушания уголовное дело в отношении В., обвиняемого по ч. 1 ст. 285 УК РФ, прекращено в связи с деятельным раскаянием.
Подводя итог сказанному
ранее, следует отметить, что помимо
обстоятельств, подлежащих установлению
в силу ст. 73 УПК РФ, а также
в их развитие по делам о
рассматриваемых преступлениях
необходимо устанавливать
предмет взятки с указанием на индивидуальные признаки, значимость, стоимость, размер, собственника имущества;
событие фактического принятия ценностей: место, время, способ (лично или через посредника);
договоренность о получении передаче ценностей: заранее либо в момент получения взятки или коммерческого подкупа;
поведение должностного лица, за которое передается взятка или коммерческий подкуп; соответствие поведения получателя ценностей по своему содержанию полномочиям должностного лица: функции представителя власти либо организационно распорядительные, административно хозяйственные функции; законность, значимость (для интересов власти, службы, взяткодателя и представляемых им лиц) и последствия (существенный вред) действий (бездействия) должностного лица, обусловивших получение взятки;
Информация о работе Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа