Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Взяточничество относится к числу опаснейших коррупционных преступлений. Государственная коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ.
Взяточничество являет собой самую опасную форму коррупции, т.к. характеризуется особой дерзостью и цинизмом взяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие взяточничества и коммерческого подкупа………………….….5
1.1. Объект и объективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа…………………………………………………………………………….5
1.2. Субъективная сторона взяточничества и коммерческого подкупа…….…6
2. Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа…………………………………………………………………………...11
2.1. Отграничение взяточничества и коммерческого подкупа………………..11
2.2. Проблемы квалификации взяточничества и коммерческого подкупа…..12
2.3 Анализ судебной практики по делам взяточничества и коммерческого подкупа. ……………………………………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………….……32
Список использованной литературы…………………………………….……..33

Файлы: 1 файл

курсовая уг пр.docx

— 68.82 Кб (Скачать файл)

Совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) должны быть связаны с занимаемым им служебным положением и его использованием. Использование служебного положения может выражаться двумя способами: совершением действия либо воздержанием от совершения действия, которое должно входить в круг полномочий виновного.

Квалифицирующим признаком незаконного пользования услугами имущественного характера следует признавать ее безвозмездность.

Ч. 4 ст. 204 УК РФ содержит два квалифицирующих признака получения предмета коммерческого подкупа: а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженное с вымогательством.  
2. Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа

2.1. Отграничение взяточничества и коммерческого подкупа

 

Коммерческий подкуп имеет много общих признаков с получением и дачей взятки, что, несомненно, ставит вопросы о правильном их разграничении. Принципиальное отличие составов рассматриваемых преступлений состоит в особенностях их субъектов, что соответственно определяет и иной объект посягательства.

Субъектом получения взятки является должностное лицо, выполняющее соответствующие функции в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Субъектом же ответственности за получение незаконного имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе является, в соответствии с примечанием 1 к ст.204 УК РФ, лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительныеили административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от форм собственности, а также в некоммерческой организации, не являющимся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Таким образом, новый УК РФ установил ответственность особого круга лиц, ранее не выделявшихся в качестве специального субъекта, не являющихся должностными лицами в смысле примечания к ст.285 УК РФ.

Соответственно, если незаконное имущественное вознаграждение передается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, то содеянное представляет собой дачу взятки. В случае же передачи материальных ценностей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, налицо коммерческий подкуп.

Таким образом, различие в субъектах определяет и различие в объектах взяточничества и коммерческого подкупа. В первом случае вред причиняется общественным отношениям, обеспечивающим нормальное (законное) функционирование государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, а во втором - аппарата коммерческих и иных организаций[26, c. 65].

Необходимо иметь в виду, что получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"// Бюллетень Верховного Суда РФ № 4, 2000 г.

 

2.2. Проблемы квалификации взяточничества и коммерческого подкупа

 

Предметом получения взятки либо коммерческого подкупа могут признаваться: деньги, ценные бумаги либо иное имущество, имеющее материальную ценность и предназначенное для удовлетворения материальных, культурных или духовных потребностей человека, передаваемых собственником либо иным владельцем получателю ценностей незаконно во владение, пользование и распоряжение, а также услуги (ст. 204 УК РФ) или выгоды (ст. 290 УК РФ) имущественного характера.

Чаще всего предмет взятки материален, обладает физическими качествами и свойствами, поддается описанию. В таком случае в обвинении приводятся его наименование, качественные и количественные признаки. При квалификации преступления учитываются и социальные (выражающие способность удовлетворять потребности и интересы человека) и экономические (определяющие ценность    стоимость имущества) признаки предмета.

С правовой точки зрения интерес представляют отношения собственности по поводу передаваемого в качестве предмета взятки имущества. В таком случае передача имущества собственником либо иным владельцем не порождает права взяткополучателя на это имущество, что может служить основанием для правовых решений о восстановлении прав собственности на данное имущество (например, когда решается вопрос о пере квалификации получения взятки на мошенничество) либо при определении судьбы этого имущества как вещественного доказательства.

 Существенное значение  имеет правовой режим оборота  данного имущества, предметов, услуг. Получение и операции с предметами, обо рот которых запрещен либо  ограничен, могут быть дополнительно  квалифицированы по соответствующим  статьям Особенной части УК  РФ. В том числе и в отношении  наркотических средств и психотропных веществ (по ст. 228 УК РФ), оружия и боеприпасов (по ст. 222 УК РФ), драгоценных метал лов, природных драгоценных камней (по ст. 191 УК РФ); в от ношении имущества, полученного в результате преступной деятельности, так как уголовный закон запрещает его при обретение либо сбыт (ст. 175 УК РФ), легализацию (ст. 174, 174.1 УК РФ), а также заранее обещанное приобретение имущества, добытого преступным путем (как пособничество в хищении и других преступлениях)[20, c. 163].

Получение взятки в крупном размере, когда сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера превышает 150 тыс. руб., признается отягчающим обстоятельством и квалифицируется по п.   г ч. 4 ст. 290 УК РФ.

 С практической точки  зрения актуальным остается вопрос  о минимальном размере предмета  взятки, поскольку вполне очевидно, что передаваемый предмет может  иметь символическую стоимость (сигареты, шоколадка, цветы) либо не способен представлять интерес для получателя.

 В теории уголовного  права широко обсуждается проблема отграничения взятки благодарности (заранее не обусловленной передачи ценностей) от положений ст. 575 ГК РФ, предусматривающей возможность получения служащим обычного подарка стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда. В свое время А. Я. Светлов предлагал предусмотреть в уголовном кодексе ответственность за получение взятки в небольших размерах до 50 руб.

 По мнению Б.В. Волженкина, взяткой следует считать вознаграждение вне зависимости от его размера, когда оно получается или дается как подкуп, обусловивший определенные действия должностного лица, либо за его незаконные действия, а также когда имело место вымогательство. Только в том случае, когда имущественное вознаграждение без какой либо предварительной договоренности было передано должностному лицу за его правомерное действие (бездействие) по службе, решающим для разграничения обычного подарка и взятки будет размер этого вознаграждения. В. Н. Борков предлагает определить минимальную сумму взятки вознаграждения в размере одного минимального размера оплаты труда. По мнению Н. Егоровой, КоАП РФ мог бы разрешить проблему   мелкого взяточничества, совершаемого за правомерные действия (бездействие) должностного лица и без признаков вымогательства, путем установления стоимостной границы предмета взятки для соответствующего преступления и проступка[26, c. 59].

 

С учетом характера и со держания признаков взяточничества получение взятки не может считаться подарком, как это предусматривает ст. 572 ГК РФ, поскольку не является безвозмездным даром, а уголовное законодательство не запрещает получение подарков государственными и муниципальными служащими. При рассмотрении конкретных случаев и взятки подкупа, и взятки благодарности необходимо прийти к убеждению, что передаваемое вознаграждение имело способность обеспечить нужное поведение должностного лица либо было достойным вознаграждением за это. При ничтожном размере вознаграждения следует говорить и о ничтожном его воз действии на служебные отношения, и о малозначительности деяния в силу отсутствия общественной опасности.

При этом учитывается не только стоимость, но и социально экономическая ценность предмета. Так, в теории и практике единодушным является мнение о том, что передача букета цветов не образует состава дачи и получения взятки, хотя его стоимость может составлять 1000 руб. и более.

Основным элементом деяния при совершении данного преступления следует признать получение денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, т. е. фактическое принятие пред мета взятки в целом или хотя бы его части[26, c. 94].

 В качестве способа  рассматриваемых преступлений закон  указывает на получение взятки  либо коммерческого подкупа лично  или через по средника.

 Деньги и иные материальные  ценности и услуги могут приниматься  не только самим должностным  лицом, но и его близким при  условии, что это делается с  его ведома.

 Особо опасным способом  взяточничества признается вымогательство  взятки. В таких случаях получение  ценностей, сопровождаемое требованием  должностного лица дать взятку  под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб  законным интересам граждан, либо  созданием для гражданина таких  условий, когда он вынужден дать  взятку с целью предотвращения вредных последствий для его право охраняемых интересов, квалифицируется по п.   в ч. 4 ст. 290 УК РФ9.

 Законодатель запрещает  по лучение вознаграждения (ч. 1 ст. 290 УК РФ и ч. 3 ст. 204 УК РФ), не  называя его механизма, поскольку: во первых, не возможно предусмотреть все приемы, а указание в законе их примерного перечня лишь дезориентирует практиков; во вторых, сам по себе способ получения вознаграждения, а также время, место и обстановка совершения этого действия не имеют существенного уголовно правового значения и могут рассматриваться в качестве факультативных при знаков объективной стороны преступления.

 Получение взятки возможно в открытой и завуалированной формах.

Способ получения вознаграждения, а также время, место и обстановка совершения этого действия не имеют существенного уголовно-правового значения и могут рассматриваться в качестве факультативных признаков объективной стороны преступления дачи (получения) предмета подкупа: под видом законных выплат за работу по совместительству, предоставление займа, возвращение несуществующего долга, обмен явно неравноценных по стоимости вещей, подарков и др.

 Закон справедливо  переносит момент окончания преступления  на момент фактического или  юридического получения ценностей, оставляя обусловленное взяткой  поведение должностного лица  за рамками состава.

 Данное правило распространяется  и на случаи выявления взяточничества  в ходе оперативного эксперимента[17].

 Кассационная инстанция  Верховного Суда РФ по делу  руководителя таможенного органа  А. за получение взятки указала, что закон, предусматривающий уголовную  ответственность за данное преступление, сконструирован законодателем как  формальный состав преступления. То обстоятельство, что получение  взятки происходило под контролем  правоохранительных органов, не  влияет на юридическую оценку  содеянного как оконченного преступления. Требование взятки было осуществлено  еще до обращения взяткодателя в правоохранительные органы. При таких обстоятельствах судебная коллегия не усмотрела оснований для квалификации содеянного как покушения на получение взятки.

 В связи с этим  доводы стороны защиты о том, что взяткополучатель не имел  возможности распорядиться полученными  ценностями и поэтому деяние  должно быть квалифицировано  как покушение на преступление, в судебной практике отвергаются  как не соответствующие закону.

 В то же время, как  указа но в п. 11 постановления  Пленума Верховного Суда РФ  от 10.02.2000 № 6 О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе, не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки либо на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

 С этим следует согласиться в том числе и в тех случаях, когда должностное лицо вымогает взятку, т. е. требует передать определенные ценности под угрозой нарушения законных этого предмета взяткополучатель задерживается. Поскольку действия последнего были направлены на получение взятки, однако реализовать намеченное ему не удалось по не зависящим от него обстоятельствам, деяние может быть квалифицировано как покушение на получение взятки. В другом случае взяткодатель может заблуждаться относительно полномочий лица, принимающего вознаграждение, тогда его действия по передаче денег могут быть квалифицированы как покушение на дачу взятки.

Информация о работе Особенности квалификации взяточничества и коммерческого подкупа