Ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть незаконную порубку деревьев и кустарников, как основную из экологических преступлений. Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи:
-определить объект и предмет, объективную и субъективную сторону, состав рассматриваемого преступления
-рассмотреть методику и тактику расследования преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ;
-определить роль и место органов внутренних дел в охране лесонасаждений от незаконных порубок деревьев и кустарников;
-предложить профилактические мероприятия, регламентирующие обеспечение надзора за охраной природных объектов и рационального использования лесов и древесно-кустарниковой растительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ ПОРУБКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ 6
1.1. Предмет и объект преступления ст.260 УК РФ 6
1.2. Объективная и субъективная стороны преступления 10
1.3. Квалифицирующие признаки незаконной порубки деревьев и кустарников 12
2. АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЛЕСНОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ИЛИМСКОГО РАЙОНА 14
2.1. Структура лесного фонда Усть-Илимского фонда 14
2.2. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

Порубка деревьев и кустарников_Курсовая_.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Уничтожение   леса путем   его незаконных   порубок, нарушение  правил    противопожарной    безопасности   при нахождении   в лесу   и повышенное     потребление    леса   и лесной   продукции, превышающее    воспроизводительные    силы    природы, наносят  огромный ущерб   лесному хозяйству,    влекут    невосполнимую потерю    лесов, гибель  диких    животных    и птиц.

        Видовым объектом  рассматриваемого  преступления  являются отношения   в сфере  экологии, а не отношения   экономического характера.  Экономическая   составляющая   превалирует   в ней  над экологической.

С переходом к рыночным отношениям и изменениям форм собственности  значительно увеличилось количество лесопользователей, и возрос ущерб, причиняемый нарушителями лесного законодательства. Все чаще стали выходить на первый план проблемы рационального использования и охраны природных ресурсов. Несмотря на, казалось бы, невысокие показатели в общей массе регистрируемой преступности, преступления экологической направленности, к каким  относится   незаконная порубка   деревьев и кустарников,  являются одним из наиболее общественно опасных и распространённых видов противоправных деяний.

В виду  чрезвычайной распространённости    преступного  уничтожения   лесных богатств  России  и очевидной    необходимости   усиления  уголовно-правовой  борьбы  с этими преступлениями, особенно важным   представляется   вопрос,  касающийся  содержания такого  признака  незаконной порубки   деревьев  и кустарников, как  значительный ущерб  порубки.

В частности всё больший размах приобретает нелегальный оборот древесины, негативно отражающийся на состоянии экономики  страны. Рост интереса к лесному бизнесу зафиксирован как со стороны предпринимателей, так и участников преступных сообществ, что так же увеличивает криминогенность ситуации, складывающейся в лесной отрасли   Восточно-Сибирского  региона. Возрос  объём незаконных  рубок леса  в приграничных  районах России. Массовое распространение  незаконных  рубок   в России  связано не  столько  с мягкостью  наказания,  сколько  с  малой вероятностью   того, что незаконный  лесозаготовитель   будет пойман   и привлечён    к установленной   законом ответственности.

Целью  курсовой  работы является рассмотреть   незаконную  порубку  деревьев и кустарников, как основную  из экологических преступлений.  Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи:

-определить  объект и  предмет,  объективную  и  субъективную  сторону, состав  рассматриваемого преступления

-рассмотреть  методику  и тактику  расследования преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ;

-определить  роль и  место органов внутренних дел   в охране лесонасаждений   от незаконных  порубок  деревьев и кустарников;

-предложить профилактические  мероприятия, регламентирующие   обеспечение  надзора   за охраной  природных объектов   и рационального  использования  лесов  и древесно-кустарниковой   растительности. 

Объектом    исследования  выступает   незаконная порубка  деревьев  и кустарников. Предметом исследования являются  теоретические   и практические   аспекты   правовой защиты  древесно-кустарниковой   растительности. 

В качестве  информационно-правовой  базы  были использованы  законодательные  и нормативные  акты, постановления  Правительства  РФ, статистическая  информация   и материалы, полученные   в результате   изучения  состояния лесонарушений.

Первая глава  носит  общетеоретический характер, в ней  на основе  изучения   источников  излагается  социальная сущность исследуемой проблемы, даётся  их оценка. Во  второй  главе анализируются     правонарушения   в лесной  сфере    на примере   Усть-Илимского    района. В заключении  изложены  выводы  и предложения   по результатам   проведённого  исследования.

Профессор Жевлаков Э.  много лет посвятил  исследованиям  в области  уголовной   ответственности   за экологические  преступления. Он как  один из крупных  исследователей   проблем  «на стыке»   природоохранного  и уголовного   законодательства, пишет: «В ст.260 УК РФ  речь идёт  о размере   порубки   либо повреждения  растительности, а не размере   вреда, причинённого   преступлением животному миру  и лесному хозяйству, т.к.  учитывается  лишь первичный, прямой, действительный ущерб»1.

Лебедев   О. комментировал  гл. 26 Особенной части   УК РФ.2 Важнейшим   из подзаконных   нормативно-правовых  актов являлась   Концепция   развития  лесного хозяйства  Российской Федерации  на 2003-2010 гг., в которой подчёркивается   экологическое значение  лесов   и необходимость   сохранения   биоразнообразия 3.  Без учёта   экологических проблем, структуры и динамики   изменения   состава лесов, а также   анализа   природных и антропогенных процессов, происходящих   в лесах, невозможны   реальные  прогнозы  изменения  природной среды.

Задачей государственного  контроля   за состоянием, использованием, охраной,  защитой  лесного фонда и воспроизводством  лесов  является обеспечение  соблюдением всеми   гражданами  и юридическими лицами    правил  отпуска древесины на корню,  рубок  главного  пользования,  рубок промежуточного   пользования,  а также иных   требований, установленных  законодательством  РФ.

 Пока же   не столько  несовершенство  самой ст.260 УК РФ, сколько   подзаконных   нормативных  правовых  актов, к которым   он отсылает, препятствует  эффективной борьбе   с преступными  нарушениями   лесного законодательства.

 

 

 

 

 

1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НЕЗАКОННОЙ ПОРУБКИ  ДЕРЕВЬЕВ И  КУСТАРНИКОВ

1.1.    Предмет и объект  преступления ст.260 УК РФ

 

В соответствии  со ст.42  Конституцией РФ каждый  имеет право  на благоприятную  окружающую среду, каждый обязан  сохранять  природу и окружающую  среду, бережно относиться к природным  богатствам, которые   являются  основой   устойчивого  развития    жизни и деятельности народов, проживающих на территории  России4. Граждане обязаны соблюдать правила   пожарной   безопасности  в лесах, не  допускать   поломок   и порубок   деревьев  и кустарников, повреждений  лесных культур, засорения    лесов, разорения  муравейников, гнездовий птиц  и т.п.

Низкая правовая урегулированность  сферы использования природных  ресурсов является основной причиной высокой степени ее криминализации (эксплуатация лесных ресурсов – в том числе). В основном преступления, совершаемые в сфере лесопользования, носят корыстную мотивацию. Правовой основой природоохранительной деятельности является Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., отраслевое законодательство, другие нормативные акты, принимаемые Российской Федерацией и ее субъектами.

  Вопрос     государственного     контроля     оборота    древесины   прорабатывается   на уровне  Правительства  РФ.   Возможно, что    уже с 2012 г.   в систему    лесозаготовки    будет введен     обязательный     сопроводительный     документ, который  будет     содержать      информацию   о заготовителях  и о месте    заготовки     древесины    и подтверждать     легальность    ее происхождения.   С 2013 г.    процесс     информатизации    лесной отрасли      вступит   в полную силу.  Процесс   информатизации    связан   и с ужесточением     норм    международного    законодательства    в лесной сфере.  С марта   2013 г. в странах  ЕС   вступает      в силу новый регламент, запрещающий    импорт  в ЕС    древесины    нелегального    и сомнительного     происхождения.    Все   импортеры     древесины    на европейский рынок     должны продемонстрировать   систему      тщательной    проверки    легальности    закупаемых    лесоматериалов. Они также     будут    обязаны   требовать    от своих    поставщиков    документальных    подтверждений  того,   что    покупаемая   ими продукция    не содержит     древесины, заготовленной с нарушениями   законов   страны, из которой  она    вывозится.

Таким образом,    система    информатизации    лесной отрасли, которую сейчас внедряет     Рослесхоз, с одной стороны, упростит    работу      предприятиям    лесной    промышленности, с другой, - станет     существенным механизмом    борьбы  с   незаконными   заготовками    леса.

На сегодняшний  день  Россия входит   в число стран-лидеров   по незаконной    порубке  леса   наряду  с Бразилией, Камеруном, Габоном, Индонезией    и  Малайзией.    Нелегальные  вырубки   составляют   более   80%   всех нарушений    лесного    законодательства    РФ.

Официальная статистика      свидетельствует о том, что  каждое пятое   изделие   из древесины   российского   производства   имеет     сомнительное происхождение, т.е. изготовлено      и переработано   из незаконного  заготовленной древесины.

  Кроме того, при  рубках   почти не обращается  внимание    на редкие    виды   животных    и растений в лесу5.  Основные требования   к заготовителям  леса-законность     происхождения лесопродукции,  недопустимость     закупки     древесины,   заготовленной в лесах      высокой    природоохранной  ценности:   заповедниках,   заказниках,     на глухариных   токах,   в поймах рек, где происходит       нерест    ценных    пород рыб,    в местах      произрастания    редких   растений. Обитания    птиц     и животных, занесенных   в Красную     Книгу6.

Ст. 260 «Незаконная порубка  деревьев   и кустарников»  помещена в главу 26  «Экологические  преступления» УК РФ7.  Общественная опасность этого преступления  заключается в том, что  вред причиняется  в первую очередь  лесам, имеющим большое  народохозяйственное  значение,  играющим  важную роль   во внешнеторговой  деятельности,  предохраняющим   от разрушения  плодородные  почвы, способствующим   улучшения климата и водного режима. Это преступление  характеризуется  достаточно высокой   латентностью.

В УК РФ содержание главы  «Экологические преступления», как  и других, приводится в соответствии с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической преступности. УК РФ ориентирован на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

В УК РФ дифференцирована ответственность в зависимости  от характера и степени опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Предусмотрено и наказание материального характера.

Со времени вступления в силу УК РФ, в ст. 260, устанавливающую  ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников уже дважды вносились изменения и дополнения, касающиеся уголовной ответственности за совершение незаконной порубки деревьев группой лиц, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой, а так же появилась ответственность за совершение незаконной порубки деревьев в особо крупном размере. Кроме того, были внесены изменения, касающиеся суммы ущерба, который признается значительным, крупным, и особо крупным, а так же как квалифицирующий признак была исключена неоднократность совершения преступления.

Объект  преступления - общественные отношения   по охране  и рациональному  использованию  лесов  и древесно-кустарниковой   растительности, не входящей   в лесной фонд.

Предметом преступления  являются деревья, кустарники  и  лианы, произрастающие  на землях   лесного фонда, в лесах, не входящих  в лесной фонд, на землях  транспорта, населённых  пунктах (поселений), на землях  водного фонда  и землях  иных категорий .

Не являются предметом   рассматриваемого   преступления  деревья  и кустарники, произрастающие  на землях  сельскохозяйственного назначения, за исключением  лесозащитных  насаждений, на приусадебных. Дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные  деревья и т.п., если иное  не предусмотрено специальными   правовыми актами.

Завладение  деревьями, срубленными  и  приготовленными   к складированию, сбыту  или вывозу  другими лицами, следует  квалифицировать не по ст. 260 УК РФ, а как  хищение   чужого имущества.

Лес является федеральной  собственностью.  Лес-это совокупность   плотнорастущих  деревьев и древесно-кустарниковой  растительности   на определённой площади.  Все леса  и  земли  лесного фонда, не покрытые    лесной растительностью  (лесные земли,  нелесные  земли), образуют   лесной фонд.   Ближе   к  истинете,  по мнению Н. А. Духно,  кто  лес рассматривает   как сложный  природный  комплекс, занимающий   определённую  территорию  и состоящий    не только   из деревьев, но и других компонентов  растительного, животного  и другого   происхождения, биологически   связанных   со средой   и взаимным  влиянием  друг с другом 8.

Истощённость  лесных ресурсов   вынуждает  лесозаготовителей   проводить  рубки  в тех лесах, которые  имеют  особое   значение  для наслеения  или сохранения  окружающей  природной среды, в том числе и тех,  которые   имеют  или имели   раньше  тот  или  иной   охранный статус.

Информация о работе Ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников