Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 08:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть незаконную порубку деревьев и кустарников, как основную из экологических преступлений. Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи:
-определить объект и предмет, объективную и субъективную сторону, состав рассматриваемого преступления
-рассмотреть методику и тактику расследования преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ;
-определить роль и место органов внутренних дел в охране лесонасаждений от незаконных порубок деревьев и кустарников;
-предложить профилактические мероприятия, регламентирующие обеспечение надзора за охраной природных объектов и рационального использования лесов и древесно-кустарниковой растительности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ ПОРУБКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ 6
1.1. Предмет и объект преступления ст.260 УК РФ 6
1.2. Объективная и субъективная стороны преступления 10
1.3. Квалифицирующие признаки незаконной порубки деревьев и кустарников 12
2. АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЛЕСНОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ИЛИМСКОГО РАЙОНА 14
2.1. Структура лесного фонда Усть-Илимского фонда 14
2.2. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список использованных источников 20
К примеру, в 2008 г. из 45 млн. руб., предъявленных к взысканию органами лесоохраны, взыскано лишь 8,8 млн., а задолженность за пользование лесным фондом в федеральный бюджет на 1 января с. г. составила 110,5 млн. руб.13. Поэтому в средствах массовой информации неоднократно высказывалось мнение о том, что пришло время ужесточить уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений и их повреждение.
Разделяя такую позицию, считаем необходимым учитывать характер и степень общественной опасности совершённого деяния, личность виновного и другие обстоятельства, как того требует ст. 60 УК. В то же время есть множество примеров обратного.
Так, жители с. Сергеевка Благовещенского района Амурской области 3. и Т. срубили на дрова 21 дерево белой берёзы, причинив тем самым ущерб на 11 тыс. руб. Осуждены они были на 1 год 6 месяцев лишения свободы условно. Директор же ФГУ "Рощинский лесхоз" Приморского края К. без проведения экологической экспертизы, злоупотребив своим служебным положением, дал разрешение на комплексную рубку леса. В итоге ущерб превысил 12 млн.
На основании изученного материала можно сделать вывод, что незаконная порубка деревьев посягает на общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности. Отношения по поводу использования и охраны лесов регулируются законом РФ «Об охране окружающей природной среды», Лесным Кодексом РФ, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Объект преступления-
Предмет преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ – это деревья, кустарники и лианы, растущие в определенных лесах, а так же насаждениях, не входящие в лесной фонд.
Под лесом понимается совокупность плотно растущих деревьев и древесно–кустарниковой растительности на определенной земельной площади. Лесной фонд состоит из лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства
Незаконной порубкой леса признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня (срубание, спиливание, корчевание) без разрешения. Право на порубку дают лесорубочный билет, лицензия, лесной билет.
Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня, либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере.
Согласно закону необходимо, чтобы деяние было совершено в значительном размере, каковым признаётся ущерб, причинённый лесному фонду и не водящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утверждённым Правительством РФ таксам, превышающий 10 000 рублей.
Квалифицирующими признаками незаконной порубки деревьев и кустарников являются: а) участие группы лиц; б) лиц и использованием своего служебного положения; в) нанесение ущерба в крупном размере.
Для повышения эффективности деятельности ОВД необходимо коренное улучшение материально-технического обеспечения подразделений, которые участвуют в охране окружающей природной среды. Совершенствование правовых и организационных форм экологической деятельности органов внутренних дел позволит наиболее полно удовлетворить экологический интерес общества и сделает её более эффективной и разнообразной, что позволит содействовать реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определение предупреждения и профилактики незаконной порубки деревьев и кустарников необходимо связывать с общей оценкой предупреждения экологических преступлений и понимать как систематически и целенаправленно осуществляемое профилактическое воздействие на лиц, способных в силу своего поведения и характерологических особенностей совершить преступления такого вида. Речь идет о невыгодности совершения указанных деяний, что связано не с наказанием человека, а с недопущением с его стороны преступления. Основная цель - превенция, а не репрессия. Главное не наказание за экологические преступления, а их предупреждение.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ). // Российская газета. - Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 г.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации (принят 24 мая 1996 г.) №63-ФЗ - М.: Юридическая литература, 2011.- 45 с.
3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г.) //Свод кодексов и законов Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003.-с.865
4. ФЗ от 20 декабря 2001 г. « Об охране окружающей среды» // Российская газета.-2002.-12 января.
5. ФЗ РФ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ//СЗ РФ.-2006.-№50.-Ст.5279.
6. Духно Н. А. Экологическое право России/Н. А, Духно, Г. В, Чубуков.-М.: Издательство «Экзамен»,2006.-446 с.
7. Жевлаков Э. Об
исчислении размера ущерба, причиняемого
незаконной порубкой деревьев и кустарников//
Законность.-2009.-№10.-С.45-
8. Зинченко Н. уровень рисков-низкий//Вестник Усть-Илимского ЛПК.-26 августа 2011.-№66.-С.5.
Каплунов В.
Преступления в сфере
лесопользования: криминологическая характеристика//Законность.-
Комментарий к Уголовному Кодекс Российской Федерации / Отв. ред. В. М. Лебедев, М.: Юрайт-Издат, 2003.-760 с.
Костицына Т. Процедурные вопросы в лесу//Вестник Усть-Илимского ЛПК.-9 сентября 2011.-№70.-С.5.
Криминология /Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова.-3-е изд. перераб. и доп. .-М.: Юристъ,2006.-734 с.
Лопашенко Н. Квалификация неоконченной деятельности и соучастия в экологических преступлениях // Законность.-2007.№10.-с.20-24
Одной строгости мало//Лесная газета.- 1 апреля 2008.-№25.-с.1
Правовое регулирование природоохранной деятельности. А. Я. Сухарева, В. Д. Ермакова.- М.: Юрудлитература, 1998.-246 с.
Природные ресурсы Иркутской области и их использование.- Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2009.-678 с.
Российское уголовное право: в 2 т. Т.2. Особенная часть / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комисарова, А. И. Рарога.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2009.-656 с.
Статья 260 УК: приравнен ли «размер» к ущербу// Законность.-2002.-№3.-с.29 Уголовное право . Особенная часть / Под ред. проф. В. Н. Петрашева.-М.: Изд. Приор, 2009.-608 с.
Экологическое право России.- М. : Юрайт.-Издат, 2009.-430 с
Экологическое право / Под ред. В. В. Гучкова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право.-2009.- 415 с.
Чёртова Н. А. Роль органов внутренних дел и перспективы их деятельности в обеспечении экологической безопасности // Государство и право.-2006.-№5.-С. 35-40
1 Статья 260 УК : приравнен ли «размер « к «ущербу» ?// Законность.-2002.-№3.-С.29
2 Комментарий к Уголовному Кодекс Российской Федерации / Отв. ред. В. М. Лебедев, М.: Юрайт-Издат, 2009.-С.19
3 Духно Н. А. Экологическое право России.- М.: Изд-во «Экзамен»,2009.-С.266
4 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года.// Российская газета. - Федеральный выпуск № 4831 от 21 января 2009 г
5 Костицына Т. Процедурные вопросы в лесу//Вестник Усть-Илимского ЛПК.-9 сентября 2011.-№70.-С.5.
6 Зинченко Н. уровень рисков-низкий//Вестник Усть-Илимского ЛПК.-26 августа 2011.-№66.-С.5.
7 Уголовный Кодекс Российской Федерации (принят 24 мая 1996 г.) №63-ФЗ - М.: Юридическая литература, 2011.-С..32
8 Духно Н. А. Экологическое право России.- М.: Изд-во «Экзамен»,2009.-С. 267
9 См. там же, с.268
10 ФЗ РФ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ//СЗ РФ.-2006.-№50.-Ст.5279.
11 Жевлаков Э. Об исчислении размера ущерба, причиняемого незаконной порубкой деревьев и кустарников// Законность.-2002.-№10.-С..45
12 Природные ресурсы Иркутской области и их использование.- Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2009.-С.51.
Информация о работе Ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников