Ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть незаконную порубку деревьев и кустарников, как основную из экологических преступлений. Исходя из цели данной работы, были поставлены следующие задачи:
-определить объект и предмет, объективную и субъективную сторону, состав рассматриваемого преступления
-рассмотреть методику и тактику расследования преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ;
-определить роль и место органов внутренних дел в охране лесонасаждений от незаконных порубок деревьев и кустарников;
-предложить профилактические мероприятия, регламентирующие обеспечение надзора за охраной природных объектов и рационального использования лесов и древесно-кустарниковой растительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОЙ ПОРУБКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ 6
1.1. Предмет и объект преступления ст.260 УК РФ 6
1.2. Объективная и субъективная стороны преступления 10
1.3. Квалифицирующие признаки незаконной порубки деревьев и кустарников 12
2. АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЛЕСНОЙ СФЕРЕ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ИЛИМСКОГО РАЙОНА 14
2.1. Структура лесного фонда Усть-Илимского фонда 14
2.2. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

Порубка деревьев и кустарников_Курсовая_.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

       В  лесах  первой группы   в  зависимости  от категории  защитности повышается: для хвойных насаждений - на 20-40 лет, 3-20, по сравнению с эксплуатационными лесами.

        Крайне   неравномерное распределение лесов по породному составу  является    основной   причиной дифференциации средних запасов древесины   в расчёте   на 1  га   покрытых   земель   в среднем   по району    составляет  212 м (второй показатель  по  области), в   лесах   же   с преобладанием   хвойных   пород  эта цифра  составляет  237  м3.  Общий     средний прирост    древесины составляет   2 м3 га  в год.  При этом   наибольший   средний  прирост   имеют  осина  и сосна, наименьший - лиственница. Низким   приростом   характеризуются    темнохвойные  породы.  Общий    средний   прирост  леса  составляет  6,308  млн. м3   в год, в т.ч.   5, 153   млн. м3     приходится на хвойные.

      Таким  образом,   в распределении   древесных  ресурсов  в пределах   района   наблюдаются различия, обусловленные    в первую очередь   природными   условиями   произрастания   лесов,  поскольку   в благоприятных  условиях   произрастания  для каждой  лесной породы   деревья растут   быстрее, насаждения     имеют  высокую производительность.   

       ОАО «Группа  «Илим»  первой в  России   провела   сертификацию   арендованной   базы  лесов  в Усть-Илимском  и Братском     районах,  а также   в Архангельской области.   Весь   комплекс    лесохозяйственных работ, от заготовки   до восстановления    на вырубленных площадях, Группа  «Илим» производит   в соответствии  с основными   принципами  и критериями    международного    Лесного   Попечительского   фонда.  Суть добровольной      лесной сертификации   заключается  в том, чтобы    максимально снизить     негативное воздействие   от деятельности     лесопромышленной компании   на окружающую   среду, как  природно-экологическую, таки социальную. Сертификация-это выбор   компании, для которой    одним из    важнейших принципов  развития     легальная    и цивилизованная    хозяйственно-производственная    деятельность.  

    Принципы   и критерии    устойчивого,  экологически      и социально   ответственного    лесоводства   и лесопользования     являются     основополагающими    для Группы  «Илим».

     Во-первых,    капания    берет на себя     обязательства по сохранению    и улучшению   средообразующих, природоохранных и социальных функций   лесов, обеспечению    возможности      неуменьшающегося      использования     лесных ресурсов  в будущем.

    Второй  принцип-сохранение    массивов    таежной природы,  до настоящего     времени     в незначительной   степени    нарушенных    хозяйственной  деятельностью   человека    и удаленных    от развитой    транспортной     инфраструктуры. Третий-это свободный доступ    к информации, касающейся   экологических   и социальных    параметров   лесопользования     и характера    использования    лесных ресурсов, объективное     информирование    общественности      о состоянии    лесов. Четвертый   принцип-соблюдение     лесного,  природоохранного, социального    и иного законодательства  РФ, норм   и правил, закрепленных     международными    договорами    и    конвенциями.

  В-пятых,     предусматривается     обеспечение     сохранности     особо    охраняемых    природных    территорий   и особо   ценных   в природном    и историко-культурном    отношении    объектов,    расположенных на    землях лесного    фонда.  Шестой критерий  требует создания     системы платежей     за использование     лесных ресурсов, реально      отражающей      общенациональную    собственность      на леса   России.   По    седьмому      принципу    компания     обязуется    обеспечивать    минимально     возможный    уровень    воздействия   на природные    экосистемы  при  заготовке     леса.

2.2.

     Чрезвычайно   остро   стоит проблема    незаконных  рубок   и вывозки  леса,  но данные   разных  источников   по удельному весу  и ущербу, который    этим    наносится, совершенно не совпадает. Дело в том, что    полноценной   государственной статистки    по этому вопросу     нет.  

      Примечательно,  что даже    нормы  незаконной    добычи леса   определяются   из расчета    площадей, но   без учета   развития    сети лесных дорог,   возможностей   вывоза   лесной   продукции  и ее переработки.  Наметились определенные   меры, направленные     на решение    этой   проблемы:    ряд   крупных   структур     испытывают  технологии,  которые   позволяют    через спутники   отслеживать     перемещение   лесных  грузов.   Более активно    стал    перерабатываться   и вопрос   маркировки    лесопромышленных   товаров, в частности    круглого  леса.

В 2010 г.     в  регионе    был принят  Закон  «Об      организации    деятельности пунктов    приема    и отгрузки    древесины    на территории   Иркутской области», который    пока не   реализуется    в полной мере.  

    Вырубка леса   по «серым схемам»    в Иркутской области      приобрела   угрожающие    масштабы.   Такие выводы     областной прокуратурой     по итогам     проверки    исполнения     лесного   законодательства   были     озвучены на  коллегии    ведомства.

     По мнению  прокуратуры, «государственный лесной  надзор в регионе    значительно ослаблен,  его организация    не отвечает      предъявленным требованиям».  В результате      проверки     возбуждено      несколько уголовных дел   в отношении      четырех директоров    лесхозов,    начальника  лесничества   и фермера, а также    40 дел    об   административных    правонарушениях.   В отношении     чиновников    внесены     82  представления,   12 лиц   привлечены    к дисциплинарной     ответственности.

     Ситуация     в лесной отрасли     региона   не меняется  к лучшему в  том числе   и потому, что    уже долгое  время     министерство   лесного   комплекса   работает    без   министра.    Депутаты     Законодательного     собрания      вынуждены    со своей стороны    принимать меры    для активизации     работы  правительства.   

       Количество  правонарушений    в лесной  сфере    и объемы    незаконно   заготовленной древесины  в Приангарье    возросли    по сравнению с  2010 г.  в 1,8 раза,  а по    некоторым данным    доля   нелегально    реализованной    древесины   в экспортном      потоке   в Китай    достигла  80%.   Примечательно, что по данным    железнодорожной статистики, количество    выделяемых   грузовых   вагонов   под  погрузку   леса   в 2 раза    превышает      объемы   древесины   согласно     выделенным    лесорубочным   билетам.

    Криминологический  анализ     уголовных дел,  возбужденных    по ст.260  УК    и рассмотренных   судами    региона     за последние  пять лет, показал, что     подавляющее   большинство     преступлений     совершается  жителями      поселений,    расположенных вблизи    лесной зоны (96%). Часть преступлений  совершается       жителями    городов (4%),  но нанесенный     ими ущерб    составляет    более 20% , потому что деятельность      таких преступников, как правило, поставлена     на промышленную основу. 

   Характеризуя    личность   преступника, следует   отметить, что    в основном    это лица  мужского   пола  различных    возрастных  групп: 14%-до 30 лет, 48%-от 30-40 лет, 21%-от 40 до 50 лет и   17% старше-50 лет.  

Поскольку     задержание    лиц, совершающих    указанные преступления, производилось, как правило, в процессе    рубки   леса  или его вывоза, то задерживаемые   свою виновность   в незаконной   порубке  леса   обычно  не отрицали, что

свидетельствует о достаточной  правовой осведомлённости населения об ответственности за подобный вид деятельности. Редкие же случаи отрицания вины, по нашему мнению, в большей степени связаны со стремлением противостоять органам следствия в установлении истины по делу или желанием избежать заслуженного наказания.

К примеру, 50-летний предприниматель из Якутии П. с целью строительства туристической базы в пригороде г. Нерюнгри, не имея лесорубочного билета, дал указание на рубку сосны и лиственницы своим работникам. Виновным себя П. так и не признал, сославшись на то, что не знал о необходимости получения разрешения на вырубку деловой древесины3.

Признавая себя виновными  в незаконной рубке леса, 25% осуждённых объясняли,что лес они рубили с целью заготовки дров, поскольку живут в домах с печным отоплением.

Полагаем, что это имеет  большое значение и должно учитываться правоохранительными органами. В частности, необходимо уточнять реальную потребность в дровах на момент порубки или с учётом потребления в отопительный период, наличие заготовленного места для их складирования, объём и качественную характеристику и т. д. К примеру, на вопрос, почему рубили не сухостойные деревья, а относящиеся к категории деловой древесины, нарушители, как правило,ответить не могли.

Большая часть осуждённых (75%) признавали, что вели незаконную порубку леса в коммерческих целях, продавали лес более крупным коммерческим организациям, действующим в сфере лесопользования, а также организациям, осуществляющим вывоз леса за рубеж,либо заключали договоры с организациями на поставку им деловой древесины для строительства или дров для отопления.

Так, глава крестьянского  хозяйства "Севан" Олекминского района Республики Саха (Якутия) заключил договор с Хоринской средней школой на поставку дров, создал бригаду из жителей села и направил её на валку деревьев. Как следует из материалов уголовного дела, рабочие интересовались у руководителя о наличии лесорубочного билета и,будучи введёнными в заблуждение, спилили 379 деревьев лиственницы даурской.

Отметим, что незаконная рубка леса носит в известной  степени латентный характер. Работники лесного хозяйства не всегда могут осуществить достаточно эффективный контроль за лесопользованием с учётом размера закреплённой за ними территории. Это обстоятельство используется лицами,нарушающими порядок лесопользования, в надежде, что они смогут избежать контроля, особенно когда размеры незаконной рубки леса носят относительно небольшие размеры, осуществляются скрытно и за короткое время. Ситуация ещё более усугубляется с учётом нехватки лесничих, низкой заработной платы, социальной и правовой незащищённости, а также слабой технической обеспеченности работника лесного хозяйства. Не редки случаи, когда при выполнении своих обязанностей им приходится рисковать собой, поскольку при задержании нарушители лесопользования настроены весьма агрессивно. Недостаточность материального обеспечения и низкая заработная плата, в свою очередь, дополнительно порождают готовность некоторых должностных лиц за материальное вознаграждение закрыть глаза на происходящее и пойти на сделку с совестью. В частности, были выявлены случаи,когда должностные лица органов местного самоуправления, превышая свои должностные полномочия, издавали распоряжения о незаконной рубке леса, не обладая соответствующими распорядительными функциями по его использованию.

 К примеру, глава  Ивановского сельского совета Михайловского района Приморского края Д. издал распоряжение от 11 декабря 2006 г. об отпуске древесины на корню жителям села в количестве 150 кубометров. В соответствии с его распоряжением,в лесном массиве, находящемся примерно в 6 км от села, т. е. за пределами подведомственной   ему территории, была    отведена    лесосека   и начата    незаконная   рубка   леса. Виновным себя Д. признал полностью. С учётом признания вины,чистосердечного раскаяния, возмещения ущерба, объективной и оперативной потребности жителей в дровах в отопительный сезон он был осуждён по ч. 1 ст. 286 УК к штрафу в размере 10 тыс. руб.

Злоупотребления допускались  работниками лесного хозяйства. К примеру, исполняющий обязанности лесничего Баневурского лесничества федерального государственного учреждения "Учебно-опытный лесхоз "Дальневосточный" Приморской государственной сельскохозяйственной академии Ц. в нарушение Правил отпуска древесины на корню и при отсутствии лесорубочного билета разрешил порубку дуба монгольского. Ущерб превысил 2,5 млн. руб. Примечательно, что Ц. не ограничился только преступлениями, связанными с нарушением порядка лесопользования. Так, встретив двух граждан, собиравших кедровые орехи, он изъял 8 мешков дикоросов и распорядился ими по собственному усмотрению.

Из привлечённых к  уголовной ответственности за незаконную рубку леса более половины были осуждены по ч. 3 ст. 260 УК за преступление, совершённое в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.

При этом к лишению  свободы с реальным отбыванием наказания был приговорён каждый десятый из осуждённых, но основанием для назначения этой меры наказания послужило криминальное прошлое и наличие испытательного срока по предыдущему приговору. Основная масса осуждённых (84%) приговаривалась к лишению свободы условно на срок от одного года до двух. Оштрафован был каждый двадцатый, а исправительные работы применялись в единичных случаях (2%) и в минимальных сроках и размерах.

Условное осуждение  к лишению свободы многими было воспринято как своеобразное "прощение суда" за преступление, совершённое, в том числе, в составе организованной преступной группы. Полагаем, что в данном случае речь идёт о правовом нонсенсе, позволяющем организованным преступным группам безнаказанно расхищать национальное богатство. Только за прошлый год ущерб, нанесённый незаконной рубкой леса, превысил 100 млн. руб.

Безусловно, с каждого  осуждённого было постановлено взыскать причинённый ими ущерб,однако,как уже отмечалось, 57% осуждённых не работают, ценного имущества у них нет, определённая часть из них умышленно уклоняется от возмещения причинённого ущерба. Очевидно, что возмещение ущерба - неразрешимая проблема для правоохранительных органов.

Информация о работе Ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников