Понятие и цели наказания в уголовном праве Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:07, дипломная работа

Описание работы

основной целью данного исследования является рассмотрение теоретических и практических аспектов назначения наказания.
Для достижения поставленной цели при выполнении данной работы автором определены следующие задачи: ретроспективный анализ развития института наказания в теории и законодательстве, необходимый для выявления общих закономерностей и тенденций их развития; рассмотрение института наказания в качестве правовой категории и уточнение его законодательного определения, в том числе целей, задач и функций; анализ целей наказания в уголовном праве Российской Федерации; анализ общих начал назначения наказания; рассмотрение смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств; анализ особенностей назначения наказания в случае досудебного соглашения о сотрудничестве, при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии, при рецидиве преступлений, по совокупности преступлений и совокупности приговоров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и цели наказания в уголовном праве Российской Федерации
1.1 История возникновения и развития взглядов на сущность наказания в отечественном уголовном праве…………………………………………………8
1.2 Понятие наказания в современном российском уголовном праве….…..15
1.3 Цели наказания в уголовном праве Российской Федерации ………….....25
Глава 2. Назначение наказания в уголовном праве Российской Федерации
2.1. Общие начала назначения наказания…………………………………..….41
2.2. Смягчающие и отягчающие обстоятельства…………………………...….51
2.3. Особенности назначения наказания ………………………………………60
Заключение……………………………………………………………………….79
Библиографический список………...………………………………….………..85
Приложения……………………………………………………………………...90

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 184.41 Кб (Скачать файл)

Проводившиеся исследования показывают, что в XVIII – начале XX в. рассматривались те же вопросы, что  и в настоящее время: к примеру, проблемы предупреждения преступности, соразмерности преступления и наказания, исправления осужденного, ограничения или отмены применения смертной казни, проявление принципа гуманности в процессе исполнения наказания. Это говорит о преемственности русского уголовного права7.

В отечественном уголовном  законодательстве определение наказания  было впервые сформулировано в Руководящих  началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. В досоветском уголовном  законодательстве определение этого понятия не давалось. В УК РСФСР 1922 г. уже не содержалось определения понятия наказания. Однако в этом УК указывалось на цели применения наказания (ст. 8). Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. также давали определение понятия мер социальной защиты, которое было использовано в этом законодательном акте вместо термина «наказание». В Основных началах указывалось на цели применения мер социальной защиты (ст. 4), как и в УК РСФСР 1926 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и УК РСФСР 1960 г, тоже не дают определения понятия наказания, а лишь содержат указания на некоторые его признаки и цели8. «Наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». 

Начальный период развития института наказания в Советском  социалистическом государстве свидетельствует о том, что наказание носит характер государственного принуждения, которое не ограничивается правом, а создается в процессе правоприменительной практики судом или органами, его заменяющими (например, революционными трибуналами). В этом смысле наказание носит целесообразный характер, подчиненный политическим или иным целям. Здесь же на первое место выступает политическая составляющая уголовного наказания, выражающаяся в стремлении «подавить класс эксплуататоров», т.е. наказание являлось средством удержания и укрепления власти путем жестких массовых репрессий. Вместе с тем происходит формирование другой составляющей института наказания – воспитательной функции, которая предусматривала реализацию принципа гуманизма.

Отказ от наказания и замена его мерами социальной защиты в первых уголовных законодательных актах  РСФСР (1922, 1926) свидетельствовал о замене основных принципов уголовного права  понятиями социальной необходимости, опасного состояния личности, объективного вменения, и в конечном итоге меры социальной защиты превращаются в государственный произвол, где какие-либо естественные и законные права личности отсутствуют.

Противоречивость развития института наказания при формировании его концептуальных основ во многом объяснялась напряженным как  внешне, так и внутриполитическим положением в СССР.

Только лишь с принятием  Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик  в 1958 г. стало возможным создать  условия реализации идей классической школы уголовного права, зародившихся в Европе еще в XVIII в., в советском законодательстве. Хотя некоторые позитивистские позиции в советском законодательстве все же еще сохранялись, например институт особо опасного рецидива, общественная опасность деяния и личности и т.д. Возврат Уголовному кодексу РСФСР в 1960 г. его основных принципов – законности, виновности, оснований ответственности и т.д. обусловил изменение концепции наказания и отказ от мер социальной защиты. Наказание выделялось на фоне других принудительных средств и признавалось важнейшим предупредительным и воспитательным фактором. Основными целями наказания характерными для советской пенитенциарной системы являются: исправление, перевоспитание осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений, а также предупреждение совершения преступлений другими лицами 9.

1960 г. выступает в качестве  декларативного провозглашения  руководящей партии КПСС, имеющего, прежде всего, политическое, нежели юридическое предназначение. Она же является практическим наставлением для правоохранительных и судебных органов СССР 1960–1980-х гг. по применению мер репрессивного воздействия. Карательный элемент является основным в доктрине наказания советских правоведов. Цели наказания, провозглашенные в 1960 г., обосновывали принцип целесообразности в советском уголовном праве и подвергались критике со стороны многих исследователей. В свою очередь, следование этому принципу приводит к абсурдным выводам, не имеющим общего с основными принципами теории наказания10. Можно сделать вывод о том, что во времена существования Советского социалистического государства институт наказания часто менял свое предназначение: являлся и политическим инструментом власти в руках руководящей партии, и мерой социальной защиты, и карательным элементом в борьбе с преступностью. Однако свое реальное предназначение – охрану и защиту прав и интересов личности, правовое наказание выполняло в искаженном варианте. Это было связано со сложившейся обстановкой в государстве и консервацией развития правовой мысли.

Законодательное определение  понятия уголовного наказания было дано в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., не вступивших в силу из-за распада  СССР. В конце ХХ в. отсутствие в  общей теории права изначальной  модели правового наказания привело  к зарождению в современной юриспруденции смежных институту наказания правовых категорий, таких как юридическая ответственность, санкция, правовое ограничение, государственное принуждение. Отечественный законодатель признал монополию одной из концепций наказания, которая явилась итогом научного поиска, закрепив в ст. 43 УК РФ понятие и цели действующего наказания. В ч.1 ст. 43 УК понятие наказания характеризуется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда; наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

В настоящее время все  более очевидной становится тенденция  укрепления роли наказания как главного средства принудительного государственного воздействия на лиц, совершивших преступления. Все неблагоприятные правовые и иные последствия возникновения и существования феномена «неопределенности уголовно-правового принуждения» еще предстоит осмыслить не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако для дальнейшего развития уголовного законодательства следовало бы уже сейчас определиться, какой курс уголовно-правовой политики мы намерены проводить в обозримом будущем. Без выработки стратегии в области борьбы с преступностью невозможно свернуть с пути заимствования и копирования современного зарубежного опыта, который по многим позициям сам далек от совершенства11.

Необходимо отметить, что  на данном этапе развития система  уголовных наказаний в нашей стране находится в стадии формирования. Не связано ли это с проблемой интерпретации понятия наказания, определения его сущности? Теория уголовного права выделяет признаки, присущие наказанию, однако противоречия в определении наказания по-прежнему остаются.

1.2 Понятие наказания  в современном российском уголовном  праве

Средние века и новое время  проблему наказания сводят к трем основным вопросам: 1) имеет ли право государство наказывать? 2) если государство имеет право наказывать, то каково должно быть содержание наказания и в чем должны заключаться его цели? 3) существуют ли нравственные оправдания наказания? В современной социологической литературе распространено мнение, что наказание – это функция института социального контроля. В.Д. Плахов, не оспаривая эту точку зрения в принципе, говорит о том, что существует целый ряд видов наказания, не поддающихся не только институциализации, но и вообще какой-либо формализации12.

В. Д. Плахов предлагает социологическую  классификацию наказаний, определяющую некоторым образом их феноменологию. Наказания в целом могут быть разделены на физические и моральные, а также психические (I), аксиоморфные – материальные и духовные (II), официальные  и неофициальные (III), правовые или юридические (формализованные) и нравственные (неформализованные)(IV), дидактические (педагогические), пенитенциарные, фатальные (V), институционализированные и неинституционализированные (IV).

Определение признаков наказания  в законе имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Правильное понимание и применение на практике данного в законе определения является важным условием строгого соблюдения законности при разрешении судом уголовных дел13.

Уголовному наказанию  присущи свои специфические признаки, отличающие его от иных мер государственного принуждения и способные в комплексе представить всю сущность наказания. Прежде чем приступить к анализу признаков наказания, следует отметить, что в литературе существует мнение, согласно которому содержание наказания раскрывается не через его признаки, а через элементы состава наказания. Так, К.А. Сыч, исследуя уголовное наказание как систему, доказывает, что уголовное наказание есть самостоятельная юридическая система, а поэтому имеет свой состав, и раскрывает его применительно к характеристике состава преступления, т. е. через объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект. Свое видение «состава наказания» автор рассматривает через понятия социологии, философии, и предложенная им научная абстракция состава наказания весьма далека от практической ее реализации и применения14.

В литературе сложились, по крайней мере, две позиции относительно признаков наказания. Одни авторы придерживаются мнения, что в понятии наказания  содержится пять признаков; вторые же выделяют шесть признаков, что представляется более правильным:

1)   осуждение лица, виновного в совершении преступного  деяния, от имени государства;

2)   наибольшая острота  репрессии (в отличие от административных  или гражданско-правовых видов  принуждения);

3)   применение наказания  только к лицам (физическим  лицам), виновным в совершении преступления;

4)   возможность применения  уголовного наказания только  по приговору суда;

5)   содержание наказания  в предусмотренных УК лишении  или ограничении прав и свобод, осужденного лица;

6)   судимость – последствие,  присущее лишь уголовному наказанию15.

Существует также классификация  по группам признаков, которая вытекает из систематического анализа законодательного определения наказания. Здесь выделяют три группы признаков наказания:

1)   признаки, характеризующие  сущность наказания;

2)   признаки, характеризующие  содержание наказания; 

3) признаки, характеризующие  форму наказания16.

Понятие наказания как  меры означает, что каждый вид наказания  имеет количественные границы и  определенное содержание, т.е. представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Никто не вправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик наказания, установленных законом. Только в рамках наказания как меры суд вправе на основе уголовного закона, определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количественных, а в ряде случаев и качественных пределах применяется наказание к конкретному лицу. Незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входящих в уголовное наказание как меры государственного принуждения.

Обобщая значимые теоретические  разработки, УК 1996 г. закрепил принцип  законности, согласно которому преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК. Не являются наказанием и, соответственно, не могут быть применены к лицу со ссылкой на совершение им преступления любые меры, не назначенные судом и не предусмотренные Уголовным Кодексом. Применение к гражданину квазинаказания, т.е. наказаний, не предусмотренных уголовным законом, противоречит Конституции РФ и Уголовному Кодексу17.

Представление о том, каким  должно быть наказание возникает  также и из других, установленных  в УК РФ, принципов уголовной ответственности.

Так как наказание - это  мера государственного принуждения, то принудительность наказания означает обязанность всех участников уголовно-правового отношения (органов государства и самого преступника) с момента признания лица, совершившего преступление, виновным и назначения ему наказания исполнить обвинительный приговор суда. Для органов государства, прежде всего, для ведающих исполнением наказания, это означает реальное его применение, а для виновного лица - претерпевание ограничения определенных прав и свобод, входящих в содержание конкретного вида наказания, ему назначенного. Принуждением обеспечивается и соблюдение норм других отраслей права, например, административного, гражданского, трудового. Но эти меры государственного принуждения - административные взыскания, гражданско-правовые санкции, меры дисциплинарного воздействия - есть реакция государства на совершение правонарушений, не являющихся преступлениями18. И только уголовное наказание может назначаться за те деяния, которые предусмотрены законом в качестве преступлений. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Наказание, имея конкретные цели, о которых речь пойдет дальше, в свою очередь играет важную роль в выполнении тех задач, которые стоят перед уголовным законодательством вообще. В ст. 2 УК говорится:

 «Задачами настоящего  Кодекса являются: охрана прав  и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ч.1). Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений (ч.2).» Но необходимо иметь в виду, что наказание не является главным средством борьбы с преступностью. Наказание вторично по отношению к преступлению, преступности и их причинам. В борьбе с преступностью основное значение приобретают экономические, политические, организационно- управленческие меры, осуществляемые государством. Тем не менее, не будучи основным, наказание является не только важным, но и необходимым средством борьбы с преступностью, а из уголовно-правовых – наиболее важным. Именно наказание прерывает преступную деятельность лиц, совершивших преступление. Оно воздействует на определенную часть неустойчивых в нравственном отношении людей, заставляя их под страхом наказания не совершать уголовно наказуемых деяний. В связи с этим уголовный закон дифференцировано подходит к реализации наказания как самой строгой меры государственного принуждения. Он предусматривает самые строгие меры наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления и к злостным преступникам (например, рецидивистам). В то же время уголовный закон предусматривает значительное снисхождение для лиц, которые проявили раскаяние после совершения преступления, устранили причиненный вред, оказали помощь в разоблачении других участников преступления.

Информация о работе Понятие и цели наказания в уголовном праве Российской Федерации