Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом общем виде правовой статус осужденных – это урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.
Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

Основными целями Концепции  являются: 

повышение эффективности  работы учреждений и органов, исполняющих  наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и  потребностей общественного развития; 

сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание  в виде лишения свободы, за счет повышения  эффективности социальной и психологической  работы в местах лишения свободы  и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; 

гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и  лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. 

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие  задачи: 

совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных; 

изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; 

осуществление раздельного  содержания осужденных с учетом тяжести  совершенного преступления и криминологической  характеристики осужденного; 

изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; 

разработка форм проведения воспитательной работы, организации  образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; 

модернизация и оптимизация  системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций; 

повышение эффективности  управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в  том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;  
расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; 

обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы; 

внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний; 

совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач; 

развитие международного сотрудничества с пенитенциарными  системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями. 

III. Основные направления  развития уголовно-исполнительной  системы 

1. Совершенствование уголовно-исполнительной политики 

В рамках совершенствования  уголовно-исполнительной политики планируются  следующие мероприятия: 

совершенствование уголовно-исполнительного  законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы; 

поиск и использование  новых форм и методов исправительного  воздействия на осужденных, организационных  механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных; 

дополнение системы поощрений  осужденных иными стимулами к  правопослушному поведению и  активной ресоциализации; 

дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера  и степени общественной опасности  совершенных ими преступлений, поведения  во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны); 

закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации  новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации  ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; 

подготовка предложений  о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей; 

оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного. 

2. Реформирование системы  учреждений, исполняющих наказания  в виде лишения свободы, и  совершенствование их организационно-структурного  построения 

Реформирование системы  учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает: 

изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с  фактическим прекращением их коллективного  содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных; 

создание правовых и организационных  условий для замены существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений - тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач, - лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте; 

разработку основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 год) моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости реализации целей исправления осужденных; 

разработку технической  документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям  европейских стандартов; 

раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных  к ресоциализации с учетом тяжести  и общественной опасности совершенных  ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны. 

3. Повышение эффективности  управления уголовно-исполнительной  системой, использование инновационных разработок и научного потенциала 

Повышение эффективности  управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала предполагают: 

совершенствование ведомственного контроля, создание и использование комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; 

регулярное проведение мониторинга  состава осужденных и персонала  в целях получения объективных  данных для принятия решений о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной системы; 

интеграцию автоматизированных систем уголовно-исполнительной системы  с автоматизированными системами  судебных и правоохранительных органов; 

внедрение электронного делопроизводства, включая оснащение всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы автоматизированными рабочими местами, формирование и ведение регистра унифицированной системы электронных документов, перевод в цифровой формат 100 процентов документов информационных фондов и архивов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы к 2020 году; 

совершенствование инфраструктуры информационно-телекоммуникационного  и других видов обеспечения функционирования и развития системы передачи и  обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации; 

создание  резервного центра управления сетевыми ресурсами, позволяющего повысить надежность работы информационно-телекоммуникационной сети, хранения и защиты информации; 

обеспечение пользователям информационными  ресурсами уголовно-исполнительной системы возможности доступа к сети связи общего пользования, сетям взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти на основе межведомственных регламентов и соглашений; 

интегрирование  средств связи и передачи данных в телекоммуникационную инфраструктуру органов исполнительной власти, судебных и правоохранительных органов с учетом проблем труднодоступных районов России; 

предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования  широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств  видео-конференц-связи, электронной  почты и др.; 

дальнейшее развитие сети специальной связи в целях обеспечения информационной безопасности уголовно-исполнительной системы, участие в создании и развитии межведомственных сетей передачи шифрованной информации органов государственной власти, организация на их основе межведомственного электронного документооборота, комплексов информационного взаимодействия; 

активное использование  научного потенциала ведомственных  образовательных учреждений высшего  и дополнительного профессионального  образования, обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, повышение требований к контролю качества образования; 

проведение научных исследований, соответствующих современному уровню развития пенитенциарных систем иностранных государств, на базе лабораторий, научных центров и других подразделений, сформированных по предусмотренным Концепцией направлениям развития уголовно-исполнительной системы. 

4. Обеспечение международных  стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей

Обеспечение режима и безопасности 

Размещение осужденных в  многоместных общежитиях делает невозможным  пресечение нежелательных контактов  между ними. Установленные в настоящее время законом принципы раздельного содержания осужденных не позволяют эффективно решать эту проблему. 

В то же время преодоление  угрозы сплочения криминально ориентированных  осужденных и лиц, содержащихся под  стражей, действий, дезорганизующих  деятельность учреждений, не обеспечивается в условиях коллективного содержания указанной категории лиц. 

С учетом этого предлагается: 

дифференциация условий  содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью обеспечения  выполнения ими установленных правил режима содержания, создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания; 

создание справедливой и  контролируемой системы мотиваций  осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий  отбывания наказания и вида исправительного  учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядка участия администрации исправительных учреждений в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных; 

совершенствование системы  мер взыскания в отношении  осужденных, нарушающих установленный  порядок отбывания наказания, влекущих изменение условий отбывания  наказания и вида исправительного  учреждения; 

повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшения условий несения службы; 

разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 

совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных неслужебных  связей личного состава уголовно-исполнительной системы с осужденными, преступных связей осужденных между собой и  осужденных с лицами, находящимися за пределами исправительных учреждений; 

Информация о работе Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура