Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом общем виде правовой статус осужденных – это урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.
Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

разработка новых подходов к формированию самодеятельных организаций  осужденных с учетом интересов и  потребностей в них самих осужденных, совершенствование правового регулирования их деятельности; 

закрепление в законодательстве Российской Федерации социальной и  психологической работы в качестве средств исправления осужденных, определение основных форм социальной работы с осужденными, разработка норматива  штатной численности социальных работников, приведение их численности в исправительных учреждениях в соответствие с требованиями практики и научно обоснованными нормативами; 

внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки  в отношении наиболее социально уязвимых категорий осужденных, а также конкретной личности на всех этапах отбывания наказания; 

дальнейшее развитие благоприятных  условий для получения осужденными  общего, начального, среднего и высшего  профессионального образования  посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных; 

повышение роли высших образовательных  учреждений Федеральной службы исполнения наказаний и межрегиональных  психологических лабораторий территориальных  органов уголовно-исполнительной системы  в разработке и проведении научно-прикладных исследований, внедрении диагностических программ и инновационных технологий психологической работы с осужденными, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы; 

совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация его диагностического инструментария за счет внедрения автоматизированных диагностических программ и формирования единого банка экспериментальных данных, позволяющего выделять ведущие криминогенные качества у осужденных за различные виды преступлений, оказывать индивидуальное и дифференцированное психологическое воздействие; 

разработка для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой  свободы личности, корыстные преступления и др.), базовых (обязательных) программ психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество; 

разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии. 

5. Исполнение наказаний,  не связанных с лишением свободы,  и постпенитенциарная адаптация

Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы 

Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. 

Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в  отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. 

С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психологической коррекции личности и изменения поведения. 

Для достижения указанной  цели необходимо: 

совершенствование законодательства в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, расширение их перечня за счет введения новых видов наказаний, дополнение оснований применения существующих альтернативных наказаний - исправительных и обязательных работ; 

придание работе уголовно-исполнительных инспекций социальной направленности с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, активизация сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными; 

привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров  и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных. 

В связи с расширением  правоприменительной практики судов  по назначению наказаний, альтернативных лишению свободы, дальнейшей гуманизацией уголовных наказаний, предполагаемой передачей в уголовно-исполнительную систему полномочий по осуществлению контроля за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы прогнозируется увеличение численности лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. 

В этих условиях необходимо принятие мер по формированию качественно новых учреждений, способных эффективно исполнять наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества. 

Для достижения указанных  целей предусматривается реализация следующих мер: 

разработка законодательных  и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих возложение на уголовно-исполнительные инспекции полномочий по контролю за условно-досрочно освобожденными лицами. При разработке таких нормативных правовых актов необходимо учесть вопросы оказания социальной помощи условно-досрочно освобождаемым лицам; 

оптимизация структуры уголовно-исполнительных инспекций, создание таких инспекций  в районных, городских административно-территориальных  образованиях, где они в настоящее  время отсутствуют, организация "опорных пунктов" уголовно-исполнительных инспекций в отдаленных населенных пунктах, где проживает более 45 осужденных без изоляции от общества. 

В целях обеспечения эффективного исполнения альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимы: 

закрепление норматива штатной  численности уголовно-исполнительных инспекций и доведения его  до 2,1 процента среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях; 

обеспечение и внедрение  в деятельность уголовно-исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения  электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества; 

обеспечение уголовно-исполнительных инспекций аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях  эффективного контроля за осужденными  без изоляции от общества; 

придание социальной направленности работе уголовно-исполнительных инспекций, предусматривающей ресоциализацию, формирование правопослушного поведения  осужденных без изоляции от общества; 

улучшение материально-технического обеспечения уголовно-исполнительных инспекций, а также обеспечение их собственными помещениями. 

Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений 

Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений предполагает разработку системы следующих мер по подготовке осужденного к освобождению из мест лишения свободы: 

предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности  прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных - предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства; 

создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. 

6. Привлечение общественности  к оказанию социальной помощи  осужденным и воспитательной  работе с ними, совершенствование  сотрудничества с институтами  гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы 

В рамках совершенствования  сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается: 

обеспечение прозрачности в  деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения  институтов гражданского общества к  процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации  по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудничества с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких, публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы; 

принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному; 

взаимодействие с представителями  средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение  надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в обеспечении общественной безопасности; 

расширение практики размещения актуальной информации на официальных  интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных  органов, а также крупных информационных агентств; 

повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества; 

активное включение в  воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке; 

содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются  дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы; 

привлечение общественных организаций  к работе по повышению уровня правосознания  и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы; 

использование потенциала религиозных  конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; 

развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительских советов. 

7. Кадровое обеспечение  и социальный статус работников уголовно-исполнительной системы 

В рамках кадрового обеспечения  работников уголовно-исполнительной системы  предполагается: 

Информация о работе Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура