Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:54, курсовая работа
Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить теоретический аспект использования поощрения и наказания в правовом регулировании, для чего подробнее осветить их понятия и классификацию, рассмотреть их как взаимодополняющие и взаимообеспечивающие юридические средства, выяснить вопросы единства и взаимодействия поощрений и наказаний в праве. Цель исследования обусловлена самой постановкой проблемы, а также необходимостью осознанного, а не интуитивного применения на практике теоретических основ знаний элементов теории права, в сложившихся экономических, политических и социально-культурных условиях современной России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Поощрение и наказание как самостоятельные юридические категории………………………………………………………………………......5
1.1. Правовое поощрение………………………………………………………....5
1.2. Правовое наказание…………………………………………………………12
Глава 2. Единство и взаимодействие поощрений и наказаний в праве……...17
2.1. Информационный аспект связи «правовое поощрение - правовое наказание…………………………………………………………………………17
2.2. Применение норм правового поощрения и правового наказания……...23
Заключение ………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32
5. Малько А.В. Поощрение как правовое средство//Правоведение 1996 №3,С.33.
отметить, что такие высшие формы поощрения в Российской Федерации, как ордена и медали, не имеют пока законодательной основы, ибо их вручение производится в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ. Как и многие сферы общественной жизни, которые должны быть упорядочены на уровне закона, процесс государственного награждения в России регламентируется «указным» правом. Поэтому назрела необходимость принятия Федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации».
Одно из важнейших условий эффективности наград – своевременная их выдача. Существует и проблема, связанная с формами установления поощрений в законодательстве. К сожалению, при изложении поощрительных норм в статьях нормативных актов достаточно часто используется бланкетный способ, когда конкретные меры (виды) поощрения не указываются в данном законе, где фиксируются модели заслуженного поведения, а закрепляются в иных нормативных актах. Думается, это далеко не всегда может считаться правильной практикой, ибо она вносит больше неясности, чем «экономии», в изложение юридических предписаний. К тому же иногда законодатель бывает просто непоследовательным в проведении данной «экономии». Учитывая, что на этом уровне должны воплощаться, как правило, типовые поощрительные меры, которые затем конкретизируются и детализируются в подзаконных актах, их четкая и подробная фиксация в подобных законах просто необходима. Важно также провести определенную работу по систематизации поощрительного законодательства. Еще А.Н. Радищев заметил, что «хотя везде находятся о награждениях постановления, но нигде еще нет о сем уложения систематического».
1.2. Правовое наказание
Наказание - предусмотренная законом мера государственного принуждения, применяемая к лицу в качестве меры воздействия за совершенное правонарушение, выражающаяся в лишении или ограничении его прав и свобод и содержащая отрицательную оценку личности осужденного и его деяния.6 Понимание сущности и видового разнообразия правовых наказаний является необходимым условием построения эффективной карательной политики государства и способствует реализации, прежде всего предупредительной функции правовых наказаний, без которой борьба с правонарушениями не будет эффективной. В научной литературе понятие «правовое наказание» трактуется, как вид юридического ограничения, применяемый к виновному лицу за совершенное им правонарушение в целях общей и частной превенции. Виды и пределы наказания определяются в санкции, как структурном элементе правовой нормы, неразрывно связанной с диспозицией. Санкция – юридическая ответственность, которую несет субъект нормы при ее невыполнении. Санкция является атрибутом не всякой, а только той юридической обязанности, которая имеет категоричный характер, соблюдение которой властно предписано государством, запрещающим уклонение от определенных правил поведения. Следовательно, санкция является элементом только обязывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права.7
Определение правового наказания обобщенно
отражает сущностные признаки правовых
наказаний, независимо от их отраслевой
специфики. ______________________________
6. Иванов А.А. Справочник
по теории государства и права:
7. О.В. Берг, Некоторые
вопросы теории нормы права. //
Стержнем правового наказания является юридическое ограничение. Ч. 1 ст. 43 УК РФ определяет, что наказание заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица.
Наказание по своему объективному содержанию является карой, это не благо для лица, к которому оно применяется. Наказание причиняет лицу определенные моральные страдания и лишает его определенных благ. При наложении наказания субъект юридической ответственности лишается каких-либо прав или свобод, либо ограничивается в правах и свободах, в том числе путем возложения на него дополнительных обязанностей (обременений). В частности, человек лишается индивидуальной свободы и изолируется от общества на определенный срок при назначении наказания в виде лишения свободы или ареста, либо лишается части имущества при наложении на него штрафа или применения конфискации имущества. На физическое лицо возлагается дополнительная обязанность выполнять бесплатные общественно полезные работы, когда он отбывает наказание в виде обязательных работ. Любое наказание в той или иной степени должно иметь карательное содержание. При этом лишения и тяготы, испытываемые наказанным лицом, в определенной мере являются искуплением его вины. Кара – это правовой урон субъекту противоправного поведения. Будучи наказанным, он претерпевает определенные страдания, лишения, ухудшение своего положения. Без кары наказание потеряло бы всякое предупредительное значение. Карательная сущность некоторых правовых наказаний может носить лишь характер морального порицания правонарушителя. Например, при применении таких видов правовых наказаний, как замечание, выговор, предупреждение правонарушитель подвергается исключительно моральному порицанию. По своему содержанию это морально-правовые меры. Они должны создавать для правонарушителя психологический дискомфорт, побудить его критически отнестись к совершенному правонарушению. Характер и степень строгости кары определяются в соответствии с требованиями целесообразности и сложившимися в обществе представлениями о справедливости. Правовые наказания могут применяться только за виновное совершение противоправного деяния или проступка, признаваемого законом правонарушением и влекущее уголовную, административную или дисциплинарную ответственность. Невиновное нарушение правовых запретов и предписаний не влечет применения наказания.
Правовое наказание – это одна из форм реакции общества и государства на совершенное лицом правонарушение, которое совершается в форме запрещенного правом действия или бездействия. Однако, далеко не каждое неправомерное, в том числе виновное, поведение, признается правонарушением, влекущим применение наказания. Особенно, это характерно для гражданского права, где юридические последствия неправомерного поведения субъекта ограничиваются в подавляющем числе случаев восстановлением нарушенного права и (или) возмещением ущерба. Наказание, как вид юридического ограничения не следует отождествлять с правовыми институтами восстановления нарушенного права и возмещения вреда. Нарушенное право и причиненный ущерб, по крайней мере, в идеале, подлежит восстановлению во всех случаях неправомерного поведения субъекта. Но, далеко не за каждое неправомерное поведение применяется наказание. Наряду с восстановлением нарушенного права потерпевшего, наказание как дополнительное юридическое обременение, применяется в случаях, когда это предусмотрено законом.
Назначение правового наказания влечет за собой правовое последствие в виде нахождение лица в состоянии правовой наказанности, которое длится в течение установленного законом срока. Назначение уголовного наказания влечет для лица нахождение его в состоянии судимости, когда лицо, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Длительность срока нахождения лица в состоянии судимости зависит от тяжести совершенного преступления, за которое назначено уголовное наказание, а также от вида и размера наказания. При назначении дисциплинарных взысканий и административных наказаний, нахождение лица в состоянии правовой наказанности длится на протяжении срока, в течение которого лицо, считается имеющим дисциплинарное взыскание или подвергнутым административному наказанию. Другим признаком правовых наказаний является цель их применения. В юридической литературе правовая цель трактуется как «будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности, представляющая собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений». В ч. 2 ст. 43 УК РФ определено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ законодатель провозглашает, что административные наказания применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Дисциплинарные взыскания преследуют те же цели, что и административные наказания.
Правовые наказания классифицируются на виды по различным критериям. Под классификацией наказаний следует понимать объединение их в относительно однородные группы по определенным критериям с учетом характера и объема правоограничений, функциональной роли в выполнении тех или иных задач.
В зависимости от вида
юридической ответственности
В силу ст. 3.2 КоАП РФ к административным наказаниям относятся: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.
К дисциплинарным взысканиям относятся взыскания, которые предусмотрены ТК РФ, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников, а также взыскания, которые предусмотрены УИК РФ для осужденных. В трудовых отношениях, которые регулируются ТК РФ, работодатель может применять к работнику лишь три вида дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 192 ТК РФ. Это замечание, выговор и увольнение.
Глава 2. Единство и взаимодействие поощрений и наказаний в праве.
2.1. Информационный аспект связи «правовое поощрение - правовое наказание.
По особому соотносится поощрение с наказанием, под которым понимается закрепленная в праве форма и мера государственного осуждения (порицания) виновного противоправного поведения, в результате которого лицо чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
Поощрения и наказания – юридические категории, весьма красноречиво характеризующие друг друга. Данные средства представляют собой доведенные до крайности противоположности, виды правовых стимулов и ограничений, между которыми присутствуют и другие разновидности. Поощрения и наказания – это ядро стимулирования и ограничения. Стимул ведь не зря в словарях определяют в качестве поощрения, а само поощрение употребляется в паре с наказанием. Исследуя поощрения и наказания, важно установить прежде всего то, что объединяет их, а также признаки различия.
Общее между поощрением и наказанием:
1) они являются формами
социального контроля, составными
частями правового
2) реализуются в форме правоприменения;
3) для них установлены
определенные процедуры
4) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом;
5) выступают одновременно в качестве наиболее сильных гарантирующих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т. п.);
6) связь с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут различными в зависимости от того, что применяется – поощрение или наказание;
7) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее наказанию. В этой черте проявляется основное положение права – воздаяние по заслугам.8
Различия между поощрением и наказанием:
1) если поощрение, как
заслуженная мера, призвана подкреплять
социально ценное поведение,
2) если меры поощрения
связаны с элементами
3) если поощрение – мера одобрения, то наказание – мера осуждения;
4) если поощрение предполагает
инициативную позицию, связано
с повышением позитивной
5) если в наказании заложены силы, доводящие поведение субъекта до нормы, то в поощрении – силы, поднимающие такое поведение выше нормы;