Поощрение и наказание в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить теоретический аспект использования поощрения и наказания в правовом регулировании, для чего подробнее осветить их понятия и классификацию, рассмотреть их как взаимодополняющие и взаимообеспечивающие юридические средства, выяснить вопросы единства и взаимодействия поощрений и наказаний в праве. Цель исследования обусловлена самой постановкой проблемы, а также необходимостью осознанного, а не интуитивного применения на практике теоретических основ знаний элементов теории права, в сложившихся экономических, политических и социально-культурных условиях современной России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Поощрение и наказание как самостоятельные юридические категории………………………………………………………………………......5
1.1. Правовое поощрение………………………………………………………....5
1.2. Правовое наказание…………………………………………………………12
Глава 2. Единство и взаимодействие поощрений и наказаний в праве……...17
2.1. Информационный аспект связи «правовое поощрение - правовое наказание…………………………………………………………………………17
2.2. Применение норм правового поощрения и правового наказания……...23
Заключение ………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Текст_курсовой_Поощрение_и_наказание_в_праве.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

также места работы или  учебы, на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования. Также домашний арест подразумевает  запрет на нахождение вне места жительства в течение определенного времени  суток и посещение некоторых  мест: например, осужденному заказан вход на массовые мероприятия. В феврале 2010 года в местной прессе появилась статья под названием: «В Марий Эл преступник будет отбывать наказание в постели потерпевшей» со следующим содержанием. В Управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Марий Эл появился первый осужденный к ограничению свободы домашнему аресту». Эта мера была введена 10 января 2010 года. И уже в конце января она впервые появилась в приговоре одного из районных судов Марий Эл. К ограничению свободы сроком на один год суд приговорил жителя п. Морки. Как рассказали в пресс-службе УФСИН по Марий Эл, неработающий мужчина признан виновным в истязании - он в подпитии часто избивал свою жену во время семейных ссор. Потерпевшая представила суду доказательства 10 фактов истязаний, случившихся только за последние полгода, в которых мужчина избивал ее ногами, кулаками, душил и даже несколько раз ткнул в руку кухонным ножом. Женщина обратилась в милицию. Правда, в ходе процесса супруги помирились и попросили прекратить уголовное дело, однако суд отказал им. И что же из этого получилось? Истязатель приговорен к ограничению свободы сроком на один год, в течение которого ему запрещено выезжать за пределы района, менять место жительства без согласия уголовно-исполнительной инспекции, посещать массовые мероприятия и «наливайки». Как бы не было смешно, никакие технические средства для контроля таких «осужденных» еще не предоставлены уголовно-исполнительным инспекциям. Более того, их перечень даже не утвержден Правительством России, этот документ существует только в проекте. Так что за исполнением приговора в отношении первого жителя Марий Эл, осужденного к ограничению свободы, вынуждены следить сотрудники уголовно-исполнительной инспекции. А при такой «слежке» при желании можно сбегать до «наливайки» с минимальными шансами попасться на глаза правоохранителям. Нелепость «домашнего ареста» в данном случае еще и в том, что «наказание» осужденный будет отбывать в привычных ему условиях и даже под одной крышей с потерпевшей. А по поводу ограничения свободы – не исключено, что житель п. Морки никогда в жизни не покидал пределы района и не собирался этого делать, и в этом случае запрет на выезд его вряд ли сколько-нибудь расстроит.  Из содержания данной статьи можно сделать только один вывод: указанная форма наказания требует очень тщательного проведения анализа ситуации и обдуманного решения при ее оценке и вынесении санкции.

Какие же существуют недостатки в поощрительной политике современного Российского государства и какими мерами можно оптимизировать данную политику? На сегодняшний день такие высшие формы поощрения, как ордена и медали, по большому счету не имеют полноценной юридической базы, ибо их вручение производится на основе Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ. Как и многие другие важнейшие сферы общественной жизни, которые должны быть упорядочены на уровне закона, процесс государственного награждения в России пока регламентируется «указным» правом. К сожалению, при изложении поощрительных норм в статьях нормативных актов достаточно часто используется бланкетный способ, когда конкретные меры (виды) поощрения не указываются в законе, где фиксируются модели заслуженного поведения, а закрепляются в иных нормативных актах. Учитывая, что на этом уровне должны воплощаться, как правило, типовые поощрительные меры, которые затем конкретизируются и детализируются в подзаконных актах, их четкая и подробная фиксация в подобных законах просто необходима. При проведении поощрительной политики нужна мера, «золотая середина». Нельзя преувеличивать роль правовых поощрений. Ведь они занимают свое место в системе юридических средств и играют в ней строго предназначенную побудительную роль.

К тому же «в юридической  практике эффективность вознаграждений остается ограниченной. Среди различных  возможных причин, объясняющих этот феномен, можно, в частности, отметить тот факт, что, согласно человеческой натуре, предоставленное слишком большому количеству людей вознаграждение перестает считаться вознаграждением, в то время как, наоборот, любой человек непосредственно питает личный интерес избежать наказания». Поощрение зачастую становится неэффективным и тогда, когда недостаточно применяются меры наказания, и наоборот. Ведь эти юридические средства надо использовать комплексно. Важно также провести работу по систематизации поощрительного законодательства. Еще А.Н. Радищев писал, что «хотя везде находятся о награждениях постановления, но нигде еще нет о сем уложения систематического».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Изучение темы исследования показало, что вопрос применения мер  поощрения и наказания не праздный. Наибольшие плоды может принести изучение поощрений и наказаний в их единстве и взаимодействии.

Наличие поощрительных  санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества. Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции – в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

Льготы и поощрения, установленные в современном  российском законодательстве, далеко не во всем отвечают сложившимся экономическим, политическим и социально-культурным условиям, далеко не всегда являются  эффективными юридическими инструментами, стимулирующими активность субъектов. Более того институты правовых льгот и поощрений находятся в настоящее время в состоянии «капитального ремонта», в процессе реформирования. Разрешение существующих проблем  сможет вывести поощрительную и льготную политику на требуемый уровень, позволит занять им одно из приоритетных мест в правовой политике современного Российского государства. Эффективная льготная и поощрительная политика одно из действенных средств проведения реформы в стране, субъектах Федерации, становления местного самоуправления, воплощения в жизнь принципов моральной защищенности и справедливости.

Правовое поощрение, как  разновидность стимулирования социальной активности граждан, все чаще рассматривается в юридической науке как закономерное и перспективное направление государственного управления делами общества, развивающегося на основе гуманных демократических принципов. Это положение опирается на идею о том, что свободное общество можно строить не только на энтузиазме единомышленников, но при помощи энтузиазма граждан, опирающегося на личный интерес, на личную заинтересованность.

Поощрение является лишь одним из элементов механизма  ориентации граждан на социально-желательную деятельность, поэтому позитивное стимулирование в сфере права не следует ограничивать только государственным поощрением. Это делает возможным постановку вопроса о поощрении как особом методе правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Берг О.В., Некоторые вопросы теории нормы права. Государство и право. 2003, №4, С.19.)

2. Гущина  Н.А. Поощрительные нормы российского права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003

3. Лупарев Г.П. Юридические пословицы и поговорки народов мира. М., Норма, 2008)

4. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.,204,

5.Малько А.В. Поощрение как правовое средство. Журнал "Право-ведение"/1996/№3.

6. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. С.77-95. 

7. Нырков В.В. Парные юридические категории: постановка проблемы, примерный круг и алгоритм рассмотрения. Юридическая мысль. 2003, №1, С.54-58.)

8.Петренко Н.И. Соловецкая тюрьма: Мифы и реальность. Основы государства и права, №1, 2003.)

9.Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко, М., Юрист, 2001

10. Теория государства и права /Под ред. А.В. Малько. М.,КНОРУС, 2006.

11. Теория государства и права /Под ред. Н.И.Матузова, А.В. Малько. М.,1997.

12. Федеральный закон РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

 

 

         




Информация о работе Поощрение и наказание в праве