Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:54, курсовая работа
Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить теоретический аспект использования поощрения и наказания в правовом регулировании, для чего подробнее осветить их понятия и классификацию, рассмотреть их как взаимодополняющие и взаимообеспечивающие юридические средства, выяснить вопросы единства и взаимодействия поощрений и наказаний в праве. Цель исследования обусловлена самой постановкой проблемы, а также необходимостью осознанного, а не интуитивного применения на практике теоретических основ знаний элементов теории права, в сложившихся экономических, политических и социально-культурных условиях современной России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Поощрение и наказание как самостоятельные юридические категории………………………………………………………………………......5
1.1. Правовое поощрение………………………………………………………....5
1.2. Правовое наказание…………………………………………………………12
Глава 2. Единство и взаимодействие поощрений и наказаний в праве……...17
2.1. Информационный аспект связи «правовое поощрение - правовое наказание…………………………………………………………………………17
2.2. Применение норм правового поощрения и правового наказания……...23
Заключение ………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32
также места работы или
учебы, на выезд за пределы территории
соответствующего муниципального образования.
Также домашний арест подразумевает
запрет на нахождение вне места жительства
в течение определенного
Какие же существуют недостатки в поощрительной политике современного Российского государства и какими мерами можно оптимизировать данную политику? На сегодняшний день такие высшие формы поощрения, как ордена и медали, по большому счету не имеют полноценной юридической базы, ибо их вручение производится на основе Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ. Как и многие другие важнейшие сферы общественной жизни, которые должны быть упорядочены на уровне закона, процесс государственного награждения в России пока регламентируется «указным» правом. К сожалению, при изложении поощрительных норм в статьях нормативных актов достаточно часто используется бланкетный способ, когда конкретные меры (виды) поощрения не указываются в законе, где фиксируются модели заслуженного поведения, а закрепляются в иных нормативных актах. Учитывая, что на этом уровне должны воплощаться, как правило, типовые поощрительные меры, которые затем конкретизируются и детализируются в подзаконных актах, их четкая и подробная фиксация в подобных законах просто необходима. При проведении поощрительной политики нужна мера, «золотая середина». Нельзя преувеличивать роль правовых поощрений. Ведь они занимают свое место в системе юридических средств и играют в ней строго предназначенную побудительную роль.
К тому же «в юридической практике эффективность вознаграждений остается ограниченной. Среди различных возможных причин, объясняющих этот феномен, можно, в частности, отметить тот факт, что, согласно человеческой натуре, предоставленное слишком большому количеству людей вознаграждение перестает считаться вознаграждением, в то время как, наоборот, любой человек непосредственно питает личный интерес избежать наказания». Поощрение зачастую становится неэффективным и тогда, когда недостаточно применяются меры наказания, и наоборот. Ведь эти юридические средства надо использовать комплексно. Важно также провести работу по систематизации поощрительного законодательства. Еще А.Н. Радищев писал, что «хотя везде находятся о награждениях постановления, но нигде еще нет о сем уложения систематического».
Заключение.
Изучение темы исследования показало, что вопрос применения мер поощрения и наказания не праздный. Наибольшие плоды может принести изучение поощрений и наказаний в их единстве и взаимодействии.
Наличие поощрительных
санкций оправдано задачей
Льготы и поощрения, установленные в современном российском законодательстве, далеко не во всем отвечают сложившимся экономическим, политическим и социально-культурным условиям, далеко не всегда являются эффективными юридическими инструментами, стимулирующими активность субъектов. Более того институты правовых льгот и поощрений находятся в настоящее время в состоянии «капитального ремонта», в процессе реформирования. Разрешение существующих проблем сможет вывести поощрительную и льготную политику на требуемый уровень, позволит занять им одно из приоритетных мест в правовой политике современного Российского государства. Эффективная льготная и поощрительная политика одно из действенных средств проведения реформы в стране, субъектах Федерации, становления местного самоуправления, воплощения в жизнь принципов моральной защищенности и справедливости.
Правовое поощрение, как разновидность стимулирования социальной активности граждан, все чаще рассматривается в юридической науке как закономерное и перспективное направление государственного управления делами общества, развивающегося на основе гуманных демократических принципов. Это положение опирается на идею о том, что свободное общество можно строить не только на энтузиазме единомышленников, но при помощи энтузиазма граждан, опирающегося на личный интерес, на личную заинтересованность.
Поощрение является лишь одним из элементов механизма ориентации граждан на социально-желательную деятельность, поэтому позитивное стимулирование в сфере права не следует ограничивать только государственным поощрением. Это делает возможным постановку вопроса о поощрении как особом методе правового регулирования.
Список использованной литературы:
1. Берг О.В., Некоторые вопросы теории нормы права. Государство и право. 2003, №4, С.19.)
2. Гущина Н.А. Поощрительные нормы российского права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003
3. Лупарев Г.П. Юридические пословицы и поговорки народов мира. М., Норма, 2008)
4. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.,204,
5.Малько А.В. Поощрение как правовое средство. Журнал "Право-ведение"/1996/№3.
6. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. С.77-95.
7. Нырков В.В. Парные юридические категории: постановка проблемы, примерный круг и алгоритм рассмотрения. Юридическая мысль. 2003, №1, С.54-58.)
8.Петренко Н.И. Соловецкая тюрьма: Мифы и реальность. Основы государства и права, №1, 2003.)
9.Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко, М., Юрист, 2001
10. Теория государства и права /Под ред. А.В. Малько. М.,КНОРУС, 2006.
11. Теория государства и права /Под ред. Н.И.Матузова, А.В. Малько. М.,1997.
12. Федеральный закон РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»