Правовое регулирование должностных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются различные виды должностных преступлений, а так же предполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями. Уделяется внимание необходимым мерам по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях.
Предмет исследования является общая характеристика и анализ преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Целью работы является изучение общей характеристики и видов должностных преступлении, а так же изучение законодательства по уголовной ответственности за должностные преступления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Ретроспективный анализ должностных преступлений по Уголовному кодексу РФ……………………………………………………….
1.1. История законодательства, регулирующего должностные преступления………………………………………………………………………
1.2. Понятия и виды должностных преступлений………………………..
Глава 2. Правовое регулирование должностных преступлений………..
2.1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления…………………………………………………………………….
2.2. Проблема квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.64 Кб (Скачать файл)

     Дальнейшее  изучение учеными определения должностного лицо не касалось разграничения государственного и частного, а относилось лишь к «наполняемости» определения отдельными функциональными правами и обязанностями. Начиная с 50-х годов прошлого столетия были широко развиты стремления советских ученых к выработке единого межотраслевого понятия должностного лицо, связанные с формулировкой аналогичного понятия в административном праве.

     Необходимо  оговориться, что особое внимание уделено  вопросу соучастия.

     Обратимся к Договору Олега с грехами 911 г. Он не содержал четкого указания на соучастие, однако в нем были закреплены отдельные нормы, подразумевавшие таковое. Например, ст. 12 гласила: "Если русский челядин будет украден или убежит, или будет насильно продан и русские начнут жаловаться, то пусть

     подтвердится  это показаниями челядина, и (тогда) русские его возьмут, также если и купцы потеряют челядина и заявят об этом, то пусть производят розыск и, найдя его, заберут. Если кто не даст произвести этого разыскания местному чиновнику, то будет считаться виновным".

     В Русской Правде можно отыскать зачатки института соучастия в преступлении. Например, размер наказания зависел от того, было ли совершено преступление в одиночку или несколькими лицами.

     Следует отметить, что особенности понятия  соучастия были выведены наукой отечественного уголовного права еще в середине XIX в. Так, профессор А. Жиряев понимал под соучастием "стечение нескольких преступников при одном преступлении"3. Считая данное определение недостаточно точным, проф. Н.С. Таганцев писал позднее: "Соучастие не есть простое совпадение действий нескольких лиц. К соучастию относятся лишь те случаи стечения преступников, в коих является солидарная ответственность всех за каждого и каждого за всех, в силу этого условия учение о соучастии и получает значение самостоятельного института"4. Профессор С. Познышев предложил определение соучастия, включив в него и объективные, и субъективные признаки: "Соучастие и можно определить, как виновное совершение одного преступления совместною деятельностью нескольких лиц"5.

     Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. уже содержат специальный разд. V — "О соучастии", объединявший четыре статьи, в которых раскрывались понятия соучастия, соучастников, а также критерии определения наказания за преступления, совершенные в соучастии. Согласно ст. 21 соучастием признавалось совершение деяния "сообща группой лиц (шайкой, бандой, толпой)».

     Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., отказавшись от общего понятия соучастия и в основном восприняв трактовку видов соучастников Руководящими началами по уголовному праву, внес значительные изменения в рассматриваемый институт.

     В УК РСФСР 1926 г. в основном была сохранена система должностных преступлений, зафиксированная в УК РСФСР 1922 г. При этом следует отметить некоторое снижение санкций за должностные преступления, совершенные без отягчающих обстоятельств (в т.ч. совершенные не в соучастии).

     Таким образом,  формирование и развитие норм об ответственности за должностные преступления непосредственно связано с общественно-политическими и социально-экономическими условиями, складывающимися в стране на том или ином историческом этапе. Особенности последних прямо отражаются на системе и содержании норм, предусматривающих ответственность за соучастие в указанных посягательствах.

    1. Понятия и виды должностных преступлений
 
 

     Преступления  должностные - преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.

     Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК). Закон определяет это преступление как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

     Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) использование должностных полномочий вопреки интересам службы; 2) существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между деянием и последствиями.

    С субъективной стороны должностное  злоупотребление характеризуется  двумя признаками.

    Во-первых, это умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и  косвенным. При прямом умысле виновный осознает, что использует свои должностные  полномочия вопреки интересам службы, предвидит неизбежность наступления в результате своего поведения существенного нарушения правоохраняемых интересов и желает их наступления. При косвенном же умысле виновный предвидит реальную возможность существенного нарушения правоохраняемых интересов и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

    Во-вторых, злоупотребление должностными полномочиями совершается из корыстной или    иной личной заинтересованности.               

    Субъект специальный - должностное лицо.

    Злоупотребление должностными полномочиями необходимо отличать от таких преступлений, как  присвоение или растрата, совершенные  лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК). Эти преступления имеют разные объекты. 

    Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями предполагает наличие  одного квалифицирующего признака - совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).

    Особо квалифицированный вид злоупотребления  должностными полномочиями будет иметь  место тогда, когда оно повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК). Тяжесть причиненных последствий - признак оценочный.

    Нецелевое расходование бюджетных  средств (ст. 285.1 УК). Дополнительным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Предметом преступления являются средства бюджета соответствующего уровня.

    Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в действии - расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие  условиям их получения. В соответствии со ст. 219 и п. 1 ст. 227 БК РФ расходование бюджетных средств - это процедура финансирования, осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

    С субъективной стороны рассматриваемое  преступление совершается с прямым умыслом.

    Субъект преступления специальный - должностное  лицо получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств  является бюджетное учреждение или  иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, допустившие злоупотребления при составлении бюджетной росписи, не являются субъектами рассматриваемого преступления и при наличии к тому оснований должны отвечать по ст. 285 УК.

    В ч. 2 ст. 285.1 УК предусмотрены два квалифицирующих признака - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.

    Нецелевое расходование средств  государственных  внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК). Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием - расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фондов, и их бюджетам. В настоящее время в Российской Федерации существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Задачи, структура, полномочия и порядок деятельности этих фондов регулируются значительным числом нормативных правовых актов.

    С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

    Субъект преступления специальный - должностное  лицо, обладающее статусом распорядителя  соответствующих средств (руководитель и главный бухгалтер фонда  или отделения фонда).

    О понятиях группового (п. "а" ч. 2 ст. 285.2 УК) и совершенного в особо  крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 285.2 УК) нецелевого расходования средств  государственных внебюджетных фондов см. ст. 285.1.

    Превышение  должностных полномочий (ст. 286 УК). Превышение должностных полномочий - это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

    Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя признаками:

    1) общественно опасное деяние в  форме действия, явно выходящего  за пределы полномочий должностного  лица;

    2) общественно опасные последствия,  указанные в законе идентично  с должностным злоупотреблением;

    3) причинная связь между действием  и последствиями.

    В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении полномочий совершаемые действия не находятся  в рамках компетенции виновного.

    С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что его действия выходят  за рамки предоставленных ему  полномочий, предвидит неизбежность существенного нарушения правоохраняемых интересов в результате этого и желает наступления этих последствий. Косвенный умысел нехарактерен для данного преступления, поскольку, как указывается в законе, превышение носит явный характер. Следовательно, лицо не может не предвидеть именно неизбежности наступления указанных в законе последствий6.

    Субъект преступления специальный - должностное  лицо.

    Квалифицированный вид превышения должностных полномочий предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную  должность РФ или субъекта РФ, а  равно главой органа местного самоуправления.

    Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются:

    а) применение насилия или угроза его  применения;

    б) применение оружия или специальных  средств;

    в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

    Присвоение  полномочий должностного лица (ст. 288 УК). Статья 288 УК устанавливает преступность и наказуемость следующих действий: присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

    С объективной стороны преступление характеризуется деянием в форме  действия, наступившими общественно  опасными последствиями и причинной  связью между действием и последствиями. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий - устно, с предъявлением фиктивных документов и т.п. Текстуально диспозиция ст. 288 УК сформулирована таким образом, что позволяет судить, будто виновный сначала присваивает полномочия, т.е. вводит окружающих в заблуждение  относительно того, является ли он должностным  лицом, а уже затем совершает  действия, повлекшие указанные в  законе последствия. Однако временной  разрыв между присвоением звания должностного лица и использованием вытекающих из него должностных полномочий не всегда обязателен - фактическое  совершение действий, которые может совершить только должностное лицо, и есть присвоение его полномочий7.

Информация о работе Правовое регулирование должностных преступлений